Почему подростки не хотят учиться?

Прошла пора первых радостных встреч с одноклассниками, смыта дождями беззаботность лета и начались школьные будни, уроки, домашние задания, сонные утра и недовольные родители…ску-у-у-ка-а-а.

«Скука» - любимое слово подростков. Еще вчера он впереди папы бежал собирать дрова для вечернего костра на даче, а сегодня ему скучно. Таким образом, происходит обесценивание детства. А если оно не так уж ценно, то и расстаться с ним легко. Скучно ездить в деревню, ходить по магазинам, читать книги… Но, пожалуй, наискучнейшее занятие в мире – учиться. Нет понимания цели обучения. На вопрос «А зачем тебе учиться?» мой девятилетний клиент отвечает: «Ну, чтобы хорошо сдать экзамены и пойти учиться в институт…» Так себе, скажем, мотивация. «А ты знаешь, что бывает с теми, кто плохо учится?» «Нет. Выгонят из школы...?» Нет четкого представления, что будет дальше: можно ли сидеть дома и не учиться, а играть в компьютер, или с ребятами во дворе, спать до обеда и ждать с работы родителей. Подростки часто думают, что ничего плохого с ними не случится. Это психологически обусловленный факт: в голове не существует картины будущего. Эго подростка еще слабое и размытое, для взросления важным является именно отрицание настоящего, а будущее не задействовано.

Вторая грань школьной проблемы - у детей не сформирована зона ответственности за собственное обучение. Родителей вызывают в школу, отчитывают, обвиняют в плохом воспитании. А ребенок в этот момент не очень переживает, он признан плохим учеником, и не в его силах исправиться. У него проблемы с уроками, он делает их по несколько часов, с плачущей матерью, с кричащим отцом, с раскрасневшейся от «Корвалола» бабушкой. Он так кривобоко, но все же, собирает вокруг себя семью, которая учится вместо него. В очень редком случае ребенок соглашается на мое предложение заключить контракт с родителями и делать уроки одному. Таким образом, ему бы пришлось самому отвечать за сделанные (или не сделанные) уроки, забытую форму для физкультуры или поделки для выставки. Самостоятельное выполнение влечет за собой последствия: положительные, в виде накопленных бонусов за период, или отрицательные, в виде лишения бонусов. Ученику трудно принять на себя ответственность, а мать забирает себе его функции и везёт ему забытую форму к уроку физкультуры, раскрашивает ночью скорлупу ореха, дописывает

математику… В этом случае, ребенок никогда и не начнет учиться самостоятельно.

Подросток находится в конфлюэнции, он еще не отделился от родителей, и одновременно с этим, ему важно ощущать собственную идентичность, причем в ту же самую секунду. Ребенку необходимо подтверждение слияния и возможности оттолкнуться. Вот почему родители – не лучший вариант для занятий с собственными детьми. Происходит путаница в ролевых отношениях, чреватая проблемами в будущем. Когда ребенок взрослеет и хочет освободиться от опеки, отрезать семейную пуповину, дистанцироваться от родителей, он невольно бьет по самому больному месту. А когда яблоком раздора становятся школьные занятия, ребёнок, чтобы упрочить свою новую независимую позицию, начинает относиться к учебе совсем плохо. Неуспеваемость становится для подростка выражением его дискомфорта, поскольку у него нет другого способа проявить свое недовольство. Он начинает сопротивляться родительской помощи – происходит это бессознательно, но неизбежно.

Последствия неуспеваемости выходят за рамки школы, они затрагивают социальный статус ребенка, отражаются на моральном состоянии, понижают самооценку. Одновременно с этим существует подростковая потребность быть услышанным, быть частью чего-то, им невыносима скука. У ребенка внутри хаос, который проецируется во внешний мир. Родители должны понимать, что проявления агрессии и протеста устраиваются для них, но не с целью обидеть, а потому что в себе невозможно этот хаос удержать. Зачастую родители усугубляют ситуацию, так как стыдят и отвергают гнев подростка, а надо сопроводить и контейнировать, не брать агрессию на себя, понимать, что она проективна. Если подросток не хочет разговаривать, необходимо продолжать поддерживать возможность разговора, оставаться рядом. Родители должны быть эмоционально доступны. Если с раннего детства в отношениях присутствовало эмоциональное неприятие, существовал запрет на выражение чувств, то в подростковом возрасте, ребенок будет делать вещи, блокирующие эмоции - наркотики, еда, секс, алкоголь. Очень важно взрослым членам семей подростков понимать особенности сложного возраста. Успокоенные родители способны успокоить.

Еще одним фактором плохой успеваемости может стать узкая область интересов. Необходимо расширить поле сознания, увлечь интерактивными музеями, кружками, экскурсиями, выставками. В наше время на рынке столько интересных предложений! Не стоит опасаться быстрой смены

предпочтений, ребенок ищет себя, ему нужно поспособствовать и обеспечить доступ к разнообразным мероприятиям. Здорово, если родители являются увлеченными, активными людьми. В таком случае, будет еще один связующий мостик к сохранению отношений в сложном, но очень важном возрасте. Подростком ребенок вскоре перестанет быть, но интересы, самоощущение, способы устанавливать связи и заводить отношения, он перенесет с собой во взрослую жизнь.

Анастасия Венедиктова, психолог



Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Ребенок не хочет учиться, что делать?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Ребенок Не Хочет Учиться. Что Делать?
  • Почему ребенок не хочет учиться?
  • Почему ребенок не хочет учиться?
  • Родители подростка: куда подевался мой ребенок?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Ребенок случайно увидел, как родители занимаются сексом: как вести себя взрослым?
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
  • Особенности при работе с темой: «Ребенок не хочет учиться»
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а сидит в гаджетах?
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Быть родителями подростка - этому нужно учиться!
  • Ребенок не хочет учиться
  • Ребенок не хочет учиться
  • Мой ребенок не хочет учиться
  • Ребенок не хочет учиться
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь