|
Почему подростки не хотят учиться?Автор статьи: Анастасия Венедиктова
Прошла пора первых радостных встреч с одноклассниками, смыта дождями беззаботность лета и начались школьные будни, уроки, домашние задания, сонные утра и недовольные родители…ску-у-у-ка-а-а. «Скука» - любимое слово подростков. Еще вчера он впереди папы бежал собирать дрова для вечернего костра на даче, а сегодня ему скучно. Таким образом, происходит обесценивание детства. А если оно не так уж ценно, то и расстаться с ним легко. Скучно ездить в деревню, ходить по магазинам, читать книги… Но, пожалуй, наискучнейшее занятие в мире – учиться. Нет понимания цели обучения. На вопрос «А зачем тебе учиться?» мой девятилетний клиент отвечает: «Ну, чтобы хорошо сдать экзамены и пойти учиться в институт…» Так себе, скажем, мотивация. «А ты знаешь, что бывает с теми, кто плохо учится?» «Нет. Выгонят из школы...?» Нет четкого представления, что будет дальше: можно ли сидеть дома и не учиться, а играть в компьютер, или с ребятами во дворе, спать до обеда и ждать с работы родителей. Подростки часто думают, что ничего плохого с ними не случится. Это психологически обусловленный факт: в голове не существует картины будущего. Эго подростка еще слабое и размытое, для взросления важным является именно отрицание настоящего, а будущее не задействовано. Вторая грань школьной проблемы - у детей не сформирована зона ответственности за собственное обучение. Родителей вызывают в школу, отчитывают, обвиняют в плохом воспитании. А ребенок в этот момент не очень переживает, он признан плохим учеником, и не в его силах исправиться. У него проблемы с уроками, он делает их по несколько часов, с плачущей матерью, с кричащим отцом, с раскрасневшейся от «Корвалола» бабушкой. Он так кривобоко, но все же, собирает вокруг себя семью, которая учится вместо него. В очень редком случае ребенок соглашается на мое предложение заключить контракт с родителями и делать уроки одному. Таким образом, ему бы пришлось самому отвечать за сделанные (или не сделанные) уроки, забытую форму для физкультуры или поделки для выставки. Самостоятельное выполнение влечет за собой последствия: положительные, в виде накопленных бонусов за период, или отрицательные, в виде лишения бонусов. Ученику трудно принять на себя ответственность, а мать забирает себе его функции и везёт ему забытую форму к уроку физкультуры, раскрашивает ночью скорлупу ореха, дописывает математику… В этом случае, ребенок никогда и не начнет учиться самостоятельно. Подросток находится в конфлюэнции, он еще не отделился от родителей, и одновременно с этим, ему важно ощущать собственную идентичность, причем в ту же самую секунду. Ребенку необходимо подтверждение слияния и возможности оттолкнуться. Вот почему родители – не лучший вариант для занятий с собственными детьми. Происходит путаница в ролевых отношениях, чреватая проблемами в будущем. Когда ребенок взрослеет и хочет освободиться от опеки, отрезать семейную пуповину, дистанцироваться от родителей, он невольно бьет по самому больному месту. А когда яблоком раздора становятся школьные занятия, ребёнок, чтобы упрочить свою новую независимую позицию, начинает относиться к учебе совсем плохо. Неуспеваемость становится для подростка выражением его дискомфорта, поскольку у него нет другого способа проявить свое недовольство. Он начинает сопротивляться родительской помощи – происходит это бессознательно, но неизбежно. Последствия неуспеваемости выходят за рамки школы, они затрагивают социальный статус ребенка, отражаются на моральном состоянии, понижают самооценку. Одновременно с этим существует подростковая потребность быть услышанным, быть частью чего-то, им невыносима скука. У ребенка внутри хаос, который проецируется во внешний мир. Родители должны понимать, что проявления агрессии и протеста устраиваются для них, но не с целью обидеть, а потому что в себе невозможно этот хаос удержать. Зачастую родители усугубляют ситуацию, так как стыдят и отвергают гнев подростка, а надо сопроводить и контейнировать, не брать агрессию на себя, понимать, что она проективна. Если подросток не хочет разговаривать, необходимо продолжать поддерживать возможность разговора, оставаться рядом. Родители должны быть эмоционально доступны. Если с раннего детства в отношениях присутствовало эмоциональное неприятие, существовал запрет на выражение чувств, то в подростковом возрасте, ребенок будет делать вещи, блокирующие эмоции - наркотики, еда, секс, алкоголь. Очень важно взрослым членам семей подростков понимать особенности сложного возраста. Успокоенные родители способны успокоить. Еще одним фактором плохой успеваемости может стать узкая область интересов. Необходимо расширить поле сознания, увлечь интерактивными музеями, кружками, экскурсиями, выставками. В наше время на рынке столько интересных предложений! Не стоит опасаться быстрой смены предпочтений, ребенок ищет себя, ему нужно поспособствовать и обеспечить доступ к разнообразным мероприятиям. Здорово, если родители являются увлеченными, активными людьми. В таком случае, будет еще один связующий мостик к сохранению отношений в сложном, но очень важном возрасте. Подростком ребенок вскоре перестанет быть, но интересы, самоощущение, способы устанавливать связи и заводить отношения, он перенесет с собой во взрослую жизнь. Анастасия Венедиктова, психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|