Поведение ребёнка

Поведение реб нка

Несмотря на обилие литературы, посвящённой воспитанию детей, родители не перестают задаваться вопросами о поведении своего ребёнка. Ведь никакая литература не может дать ответ на вопрос о конкретном ребёнке, не может учесть индивидуальные особенности его развития, состояния здоровья, окружающей среды, условий проживания и воспитания... Поэтому лучше всего обсуждать проблемы, возникшие в воспитании, с детским психологом, который выслушает родителей, учтёт все нюансы, связанные с проблемой, и предложит родителям варианты её решения.

Но в нашем Российском менталитете нет, к сожалению, традиции обращения за помощью к специалисту по душевным вопросам, как только возникла проблема. И родители, как правило, обращаются за помощью к психологу уже тогда, когда перепробованы все доступные и известные методы воспитания, от рекомендованных в соответствующей литературе до народных (вплоть до ремня). И, когда видят, что ничего не помогает исправить поведение ребёнка, когда ощущают, что они в тупике, решаются обратиться за помощью к детскому психологу.

А, между тем, у плохого поведения ребёнка всегда есть причины. Родителям необходимо понимать это, чтобы решить проблему. Иногда они неосознанно сами провоцируют такое поведение их ребёнка, которое их бесит. В нашей статье мы приведём примеры поведения ребёнка и его причины, с которыми чаще всего к нам обращаются родители.

Грызёт ногти (ковыряет кутикулы до болячек). Это проявление невроза (перенапряжения нервной системы ребёнка), а вовсе не дурная привычка, как думают многие родители, пытаясь отучить от неё с помощью разных горьких средств, наказаний, специальных лаков и т.д. Это лишь усугубляет проблему. Необходимо проанализировать, что может перенапрягать нервную систему ребёнка и применять комплексные меры по снижению этого напряжения.

Малоежка. Часто родители жалуются на то, что их ребёнок очень мало ест или ест избирательно определённый вид пищи. И чуть ли не клоунами пляшут перед ребёнком, чтобы его накормить. Чего только не изобретают - и тарелку с мультиками, и шантаж, и подкуп, и даже привязывают к стулу и насильно открывают ему рот, чтобы засунуть ему ложку с едой (это не вымышленная, а самая настоящая история из рассказа клиента-родителя!). А ведь такое поведение ребёнка, как правило, продиктовано желанием манипулировать родителями с целью получения того, что хочется - сладостей, игрушек, мультиков, внимания. А, если не поведутся на манипуляции, то подкрепиться ведь всегда можно конфетками и печеньками из вазочки...

Произносит матерные или вульгарные слова. Для начала стоит проанализировать, не копирует ли ребёнок поведение кого-то из близких взрослых, которые говорят эти же слова потому, что они уже взрослые, им "можно". Ребёнок в таком случае не понимает, а почему ему нельзя? Если же ребёнок произносит такие слова, которые в семье неприемлемы, то он это делает, как правило, для того, чтобы привлечь внимание близких, шокировать их, выделиться и показать, как он "крут". Если в первом случае решение проблемы - положительный пример взрослого, который начинает следить за своей речью. То во втором случае - негативное восприятие произнесённых ребёнком слов не должно быть излишне эмоциональным, т.е. ребёнку необходимо дать понять, что он вовсе не "крут", и его матерные слова не производят на родителей ожидаемого впечатления.

Ворует. Как правило, воруют те дети, у которых не сформировано чёткого различия между понятиями "брать" и "воровать". Родители, рассказывая об этой проблеме, так и говорят: "Он взял без спроса деньги из моего кошелька", "Я ему тысячу раз говорил, что брать чужое нельзя!". Они как будто стесняются сказать: "Мой ребёнок ворует", и пытаются "смягчить" ситуацию, и ребёнок в таком случае тоже не чувствует особой вины, ведь он не своровал, он не вор, он просто взял. Да, чужое, но ведь очень хочется обладать этой вещью... Выход - научиться называть вещи своими именами, не взял чужое, а своровал, а это преступление, - и обо всех последствиях такого поступка ребёнок должен знать.

Обманывает. Родители очень часто жалуются на то, что ребёнок их обманывает. Каковы причины? Если обманом пытается скрыть совершенный поступок, следовательно, боится наказания, осуждения со стороны родителей. Если рассказывает небылицы, фантазирует, выдавая фантазии за правду, значит, стремится выдать желаемое за действительное. Следовательно, не уверен в себе, не принимает себя таким, какой он есть, старается приукрасить. В первом случае стоит пересмотреть свою систему наказаний, возможно, она слишком болезненна для ребёнка. Во втором случае стоит поработать с самооценкой ребенка, помочь ему принять себя через безусловную любовь и принятие его таким, какой он есть.

Агрессивный. Агрессия бывает физической и вербальной.  Физическая агрессия - ребёнок дерётся, кусается, толкается, разрушает построенное в игре другими детьми... Вербальная - обзывается, кричит, ругается. Несмотря на то, что агрессия может выражаться по-разному, у неё обычно одна и та же причина - или агрессия в адрес ребёнка от более сильного, кому он не может ответить тем же. Или фрустрированная (неудовлетворённая) потребность в чем-либо. Родителям стоит проанализировать возможные причины агрессивности их ребёнка: нет ли в его окружении того, кто проявляет агрессию в его адрес, удовлетворены ли потребности ребёнка в их внимании,  любви, принятии, ласке...

Можно еще много перечислять проблем в поведении ребёнка и их причины, но в этом нет смысла. Думается, родители, читающие эту статью, поняли, что ошибочно обвинять ребёнка в плохом поведении, а, тем более, наказывать его, не разобравшись в том, что лежит в основе. Важно понять, что, если ребёнок ведёт себя плохо, значит, у него не всё хорошо, и он через своё поведение "говорит" об этом родителям. Надо только научиться слышать и понимать своего ребёнка.

Статья впервые была опубликована на сайте Психологической студии "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psyrost.spb.ru/single-post/povedenie-rebenka

© Елена и Александр Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи, Психологическая студия "РОСТ" 



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • "Больной" ребёнок и родители на коленях
  • Можно ли "планировать" ребёнка
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Чем заменить "нельзя" для ребёнка?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Такого ребёнка я не заказывала"
  • "Почините моего ребёнка"
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Как принять "" трудного ребёнка?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь