Что делает хорошего психотерапевта, или «теория птицы Додо».

Итак, что делает хорошего психотерапевта хорошим, или скорее так: какие качества психотерапевта связаны с его эффективностью?

Образование.

Nyman, Nafziger and Smith (2010) сообщают, что результат психотерапии не зависит от уровня профессионального образования психотерапевта – но, постойте радоваться – все равно профессиональный уровень в их описании начинается с «студент, проходящий практику»[1]. Так что перечисление включает в себя licensed doctoral–level counsellor, a pre-doctoral intern, or a practicum student, а не «3-х месячные курсы, посетитель вебинаров, таролог». Что касается непрерывного профессионального образования, то нет ни одного специального исследования, которое бы подтверждало, что оно каким-либо образом повышает эффективность.

Опыт тоже влияет не очень (Beutler et al., 2004). В значительной степени опытные и неопытные терапевты достигают одинаковых результатов [1].

Направление.

 Ни одно направление не выступает более эффективным по сравнению с другими (Duncan, Miller, Wampold & Hubble, 2010), но, тем не менее, лучше хоть какая-то терапия, чем вообще никакой. Также в природе нет ни одного исследования, которое бы сравнивало эффективность долгосрочной и краткосрочной терапий  [1,3]

И, наконец, мое любимое. Представление психотерапевтов о своей эффективности может быть значительно искажено. Согласно исследованию Sapyta, Riemer and Bickman (2005), в котором было опрошено 143 клинициста с целью оценить свою эффективность от А+ до F, две трети оценили себя на А или лучше, и 90% отнесли себя к «лучшим 25%». Ни один из терапевтов не оценил себя «ниже среднего» (ахах), что, согласно нормальному распределению, невероятно [1].

Теория общих факторов 

Еще один способ «примирить» представителей разных направлений известен с 1936 года как «вердикт птицы Додо» из книги «Приключения Алисы в стране чудес» - «Победил каждый, и все должны получить призы!» или теория общих факторов. Согласно этой теории, все ведущие формы психотерапии одинаково эффективны в уменьшении дистресса и в укреплении психического здоровья, а психотерапевтов, демонстрирующих позитивные результаты работы, объединяют определенные качества.

Исследования (мета-анализ) 2014 года предположили, какая доля позитивного результата зависит от различных факторов и получили такие цифры: 11.5% - консенсус / сотрудничество, 9% эмпатия, 7,5% было связано с терапевтическим альянсом, 6,3% было вызвано положительным отношением, 5,7% было связано с конгруэнтностью / подлинностью, а 5% - влияние терапевта; напротив, метод лечения составлял примерно 1% от дисперсии результатов [2]. (тут: https://www.researchgate.net/…/259497860_Expanding_the_Lens…)

Казалось бы, все просто. Можно выбрать любое направление, и, развиваясь в нем, обратить внимание на вышеперечисленные качества, но…

Общие факторы не такие уж и общие

… то или иное психотерапевтическое направление обращает больше (или меньше) внимания на развитие тех или иных факторов. Например, рабочий альянс достаточно важен в рамках психоаналитического направления, гуманистического, но не так важен для поведенческого (Learning-based behavioral treatment) [3].

Литература:
1. Duncan, B. (2010). On Becoming a Better Therapist. Washington, DC: American Psychological Association

Laska, Kevin M; Gurman, Alan S; Wampold, Bruce E (December 2014). "Expanding the lens of evidence-based practice in psychotherapy: a common factors perspective"Weinberger Joel Common Factors Aren't So Common: The Common Factors Dilemma (1995)


Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 50+. Что было так, а стало не так, или психологические боли.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Что лучше: консультация коуча, психолога или психотерапевта?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Что делает человека здоровым и счастливым. Данные одного исследования
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Он не смеет со мной так, или Этика психотерапевта и психотерапии
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Богат «по собственному желанию». А что, так можно было?
  • Психолог общается с Духами? А что, так можно было??!...
  • ДАНО или ДА, НО... Как мы относимся к тому, что было
  • Эффективность воспитания и образования – что вкладывать и что получать? Проблемы взаимоинвестирования.
  • От чего зависит эффективность психотерапевта?
  • Что лучше: чувствовать себя обычным или уникальным?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Что выбрать: Развитие или Деградацию? Или "Чем привлекательна старость?"
  • «Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь