Что такое взрослость?

Автор статьи: Алина Гартман

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно договориться о терминологии на берегу. Что такое взрослость? По какому критерию мы будем судить?

В психологии существует понятие возрастной периодизации. Их много разных, и взрослость там как период, четко привязанный к возрасту и характеризующийся определенными жизненными задачами, которые на данном этапе человек должен решить. Но мне хочется рассказать не о возрастной периодизации, а о том, что характеризует человека как взрослого вне зависимости от возраста.

Для меня критерии взрослости звучат так:

  • Человек несет ответственность за свои действия.
  • Человек взаимодействует с реальным миром.
  • Человек знаком со своими границами.

Разверну эти пункты подробно.

Человек несет ответственность за свои действия.

Взрослый человек осознает свое влияние на окружающий мир. Не магическое влияние с железного трона с помощью телепатии, а по-простому: все, что он делает (или не делает, здесь бездействие - это тоже действие) имеет свой закономерный результат. Взрослый человек думает об этом заранее, планирует результат. И сталкиваясь с ним, признает: да, моих рук дело. То есть присваивает себе авторство.

Присваивать себе авторство своей жизни — это очень важный и полезный навык. Стоит только осознать свое авторство и взять на себя ответственность, сразу сложно оставаться в позиции жертвы, например. Если автор я, свалить мне вину не на кого.

Дети ответственности за свои действия не несут. Они импульсивны, ориентируются на свои желания и нуждаются в том, чтобы им объяснили устройство мира, где они авторы, награжденные ответственностью. В противном случае, при ударе об стол виноват будет стол. Для трех лет это нормально, а дальше уже нет.

Человек взаимодействует с реальным миром.

Мир не является четко устроенной структурой, поддающейся контролю. Мир - это хаос, непредсказуемый, непонятный. В принципе, не всегда ясно, что можно ожидать от завтрашнего дня (простите меня, тревожные). Взрослый человек готов к взаимодействию с тем, что есть.

Каждая жизненная ситуация как игра в карты: новая раздача, определенные карты в руке, и мы начинаем действовать из этой точки с тем, что у нас есть. Принимая изначальные условия задачи, соглашаясь с ними. Взрослый человек будет играть в карты, ребенок выбросит их, потому что ему не понравилась раздача. Если вы когда-нибудь пробовали играть с детьми в карты, шахматы или домино, вы понимаете, о чем я говорю :)

Также взрослый человек понимает, что данная раздача только для данной партии, в следующей партии карты будут другие, и ему снова придется иметь с этим дело. В общем, можно сказать, что взрослый человек - это человек, способный принимать жизнь такой, какая она происходит. И речь здесь идет не о жертвенной пассивности. Речь здесь идет о том, чтобы продолжать идти к своей цели, исходя из условий, в которых человек находится, а не из тех условий, которые ему хотелось бы иметь, пребывая таким образом в иллюзии.

Человек знаком со своими границами и умеет обращаться с ними.

Человек, знающий про свои границы и умеющий обращаться с ними, может считаться взрослым. Ребенок часто сливает границы другому взрослому, и это обусловлено тем, что ребенок не может позаботиться о себе в полной мере и вынужден жертвовать автономностью в угоду безопасности. Взрослый человек может уже не приносить таких жертв, поскольку должен быть способен сам себе обеспечить безопасность: кров, еду и прочее.

Таким образом, сталкиваясь с другими людьми на границе, где заканчиваются его интересы и начинаются потребности другого, взрослый человек способен отстаивать свою потребность в то время как ребенок попросту капитулирует.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Низко-взрослый человек
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Взрослый успешный человек на пути к психологу
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Кто победит в будущем человек глупый или человек разумный?
  • Человек конкретный и человек «посчитанный»
  • Хороший человек - беззубый человек
  • Человек разумный или человек целостный?
  • Человек как целое и человек как часть
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • Почему человек запрещает себе иметь больше?
  • Человек делает лучшее, на что он способен в данный момент времени.
  • Человек, потерявший свои жизненные ориентиры
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Ребенок - это человек.
  • Человек идет к человеку. Но кого он встретит?
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..
  • Человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века
  • Человек может все!
  • Кто такой здоровый человек? Что такое «здоровье»? Какие «критерии здоровья»?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Каждый человек индивидуален, а ребенок — уникален
  • Мой ребенок - самый больной человек на свете!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь