|
Когда болен ребенок. Семья и онкологияАвтор статьи: Веселова Наталия Викторовна
Ежегодно в России примерно 3,5 тыс. детей впервые заболевает раком Это составляет от 12 до 15 детей на 100 тыс. детского населения. Как в России, так и в мире уровень заболеваемости раком среди детей остается стабильным.
Семью можно сравнить с живым организмом, который весь ощущает боль, если заболела одна из его частей. Деформации подвергаются не только семейные ценности и ценности каждого члена семьи, но и зачастую вся семейная структура. Онкологическое заболевание у ребенка ставит перед семьей необходимость сверхбыстрого изменения ее структурной организации и образа жизни, фиксируя семейную систему на определенном этапе развития и подчиняя функционирование одной цели- вылечить ребенка, вследствии чего вся семейная структура подвергается изменениям, а в некоторых случаях- деформациям и краху. Определяющим элементом динамики внутрисемейных отношений после заболевания ребенка является исходный уровень родительских взаимоотношений . Так, при исходно хороших отношениях разводов не было ни в одном случае, при удовлетворительных семьи распадались в 10.7% случаев, при нестабильных - 75% случаев. Улучшение отношений между родителями произошло только в семьях с исходно хорошими (23.5%) и удовлетворительными (10.7%) внутрисемейными отношениями . Все вышеперечисленные факторы приводят к расстройству адаптации в виде истерических или депрессивных реакций, развития астено-депрессивного синдрома и проявлениям физической и/или вербальной агрессии по отношению к окружающим. Кардинальные изменения во внутрисемейных взаимодействиях происходят в раннем периоде противоопухолевого лечения. Подобно тому, как поляризуются детско-родительские отношения (гиперопека-гипоопека), поляризуются и отношения между родителями (сплочение-разрыв). Около половины респондентов считают, что их отношения изменились в связи с онкологическим заболеванием у ребенка: 26.2% - в лучшую сторону; 10.3% - в худшую; 8.1% - развелись или перестали поддерживать отношения. Нарушения коммуникативной функции в этих семьях усугубляются табуированием тем, связанных с диагнозом и прогнозом заболевания, что ведет к переживанию детьми депривации, фрустрирует их потребность в информационной поддержке, создает ложное убеждение о неизлечимости, социальной неодобряемости онкологического заболевания, возбуждает и усиливает страх смерти. Известны случаи, когда «соучастником» замалчивания правды становится сиблинг, что серьезно нарушает отношения в сиблинговой подсистеме, иерархизируя ее, а также влечет за собой переживание здоровыми детям чрезмерной ответственности Наиболее существенные изменения происходят в структуре семейной системы сразу после установления диагноза и связаны со степенью вовлеченности членов семьи в процесс ухода за больным ребенком: образуется дисфункциональная вертикальная подсистема «ухаживающий родитель – больной ребенок», при этом часто симбиотические отношения в этой диаде являются условием успешности лечения. Ухаживающий родитель (чаще мать) несет на себе основную тяжесть ухода, при этом, не выполняя многие другие свои функции, например, по воспитанию и уходу за здоровыми детьми в семье, и, если эти функции не подхватываются другими членами семьи, то могут образовываться «функциональные пустоты» или несвойственные другим членам семьи функциональные роли. Например, в неполных и многодетных семьях здоровые дети часто становятся функциональными мамами или папами своим братьям и сестрам. Меняются основные параметры семейной системы.Выстраиваются жесткие внешние границы с окружением и, соответственно, «размываются» внутренние границы между подсистемами и индивидами, что связано с рядом причин: со стигмами и мифами онкологических заболеваний; с косметическими дефектами у ребенка (алопеция, рубцы, ожирение и др.); с необходимостью ограничения внешних контактов ребенка, получающего химиотерапию. Стигмы и изменения внешности часто вызывают даже у самых любящих и образованных родителей чувство стыда и, как следствие, делают семью очень мнительной, что может вести к неосознанному эмоциональному отвержению ребенка и к самоизоляции от социума. Высокий уровень тревожности родителя, даже при попытках себя контролировать и скрывать свои настоящие переживания, рано или поздно передается ребенку и в результате мы видим повышение уровня тревожности у детей, ранее не проявлявших тревожных расстройств и реакций. Стабильность внутреннего мира родителя в сочетании с гибкостью, способностью к принятию нового, научению и адаптации, - эти особенности психики родителя определяют формирование опыта болезни у ребенка. Устойчивая картина мира родителя прежде всего вводит ребенка в конструктивный контекст "болезнь - лечение - выздоровление".Ребенок чувствует себя более уверенно, если видит, что его болезнь не разрушила прежние семейные отношения. Дети стабильных семьях заметно легче переносят болезненные и неприятные процедуры во время лечения, вынужденную разлуку с близкими; они быстрее возвращаются к повседневной жизни, при этом забота о своем здоровье носит у них более адекватные формы и не сопровождается повышенной тревожностью, игнорированием болезни, "игрой со смертью" и т.д. Дисфункциональная перестройка, носящая поначалу адаптивный характер,после окончания лечения тормозит развитие семьи. Семейная система становится ригидной и перестает реагировать на «плановые» жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Онкологическое заболевание у ребенка в таком случае может стать единственным «надежным» стабилизатором семейной системы, что нередко проявляется в «инвалидизации» ребенка родителями и их упорном подсознательном нежелании признавать его выздоровление. Эти семьи характеризуются длительной высокой тревогой в семейной системе; изменением семейной структуры и параметров; перераспределение семейных функций с образованием функциональных пустот и новых функциональных ролей; инверсия сиблинговых ролей; фрустрирование потребностей отдельных членов семьи в пользу удовлетворения потребностей болевшего ребенка; переживание членами семьи многочисленных утрат: привычных целей, ориентиров, планов семьи, жизненной перспективы и др.; нарушения внутрисемейной коммуникации, табуирование значимых тем; поляризованная модель детско-родительских отношений – «гиперопека» и «гипоопека»; подавление членами семьи своих чувств, особенно негативных. В беседах с членами этих семей наиболее часто звучат жалобы на нервно-психическое напряжение, страх и неуверенность в завтрашнем дне, беспомощность, страх рецидива. Основными родительскими жалобами являлась невротическая симптоматика : Таким образом, онкологическое заболевание у ребенка связано с глобальной «перестройкой» семейной системы, адаптирующей ее к кризисной ситуации. Вследствие ригидности семейной системы, связанной с ее неизменным стремлением к сохранению своей структуры (гомеостаз), усиливающейся страхом развития рецидива, семейные дисфункции надолго сохраняются и углубляются, нарушая адаптацию всех членов семейной системы. Работа психолога направлена на адаптацию всей семейной системы ребенка. Проблемы «не принятия» родителями диагноза, эмоциональные нарушения родителей являются важным фактором адаптационных проблем ребенка. Адекватное эмоциональное реагирование родителей, нормализация детско-родительских взаимоотношений относится к важным способам облегчить адаптацию и избежать невротизации и истерических реакций ребенка. Для того чтобы уменьшить стресогенное влияние на ребёнка госпитализации и тяжёлого лечения, необходимо дать ему почувствовать родительское безусловное принятие. То есть дети должны видеть, что родители относятся к их негативным обстоятельствам и поступкам не критически, не оценочно, а участливо.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|