Гистрионическое личностное расстройство в практике психолога

 

«Слово «гистрионический» происходит от латинского «histrio», в свою очередь заимствованного из этрусского языка понятия «актер на сцене». Таким образом, «гистрионический» обозначает театральный, сверхэмоциональный и, в отличие от термина «истерический» (от слова hysterus — матка), не подчеркивает гендерную предпочтительность» [Короленко Ц.П.].
Гистрионическое личностное расстройство (ГЛР) является одним из самых распространенных личностных расстройств. Относится в классификации DSM к кластеру «В», характеризующемуся ярким и эксцентричным поведением, нестабильной личностной организацией и диффузностью в идентичности.
ГЛР имеет в своей основе паттерн возбудимости, эмоциональной неустойчивости, чрезмерной эмоциональной реактивности и демонстративности поведения.
Театральность, яркость и экстравертированность поведения являются платформой для неспособности создавать и поддерживать глубокую межличностную связь.

 Распространенность. По данным американских исследователей – 2-3% общей популяции имеют ГЛР. Среди госпитализированных и амбулаторных больных в психиатрических клиниках – 10-15%.

Среди не обращавшихся за психиатрической помощью в РФ (по данным Чуркина А.А.) – 1,7% женщин и 0,98% - мужчин.

По усредненным данным (плотность варьируется) – 1-3% общей популяции.

 Критерии.

В DSM-IV выделяют 8 критериев для ГЛР, 4-х из которых достаточно для диагностирования у клиента ГЛР:
  • Постоянный поиск одобрения, похвалы, поддержки правильности своих действий;
  • Демонстрирование своей сексуальности во внешности, внешнем виде и поведении;
  • Сверхдоминантная идея (высоковалидный критерий) – озабоченность собственной физической привлекательностью (даже в окружающих их интересует форма, а не содержание). Болезненно реагируют на замечания в адрес внешнего вида;
  • Неадекватные ситуации преувеличенные эмоции, которые, порой, быстро сменяют друг друга. Быстрая переключаемость между эмоциями и их преувеличение создает ощущение «искусственности»;
  • Испытывают сильный дискомфорт в ситуациях, где они не в центре всеобщего внимания. Отсюда различные перфомансы, сцены и мн.др. для привлечения внимания;
  • Быстрое нарастание и спад эмоции. Главное здесь – отсутствие «глубины» в переживании эмоции;
  • Сосредоточенность на себе, гедонизм, трудности или невозможность переносить ситуации фрустрации, отсрочки действий или удовлетворения потребности;
  • Стиль речи очень импрессионистичен, но беден на подробности. Например: «Концерт очень хороший! А какая бесподобная игра пианиста! Великолепно!» - экспрессия с отсутствием детализированности.
В МКБ-10 «Истерическое расстройство личности» F60.4 имеет следующие диагностические критерии:
  • Демонстративно-показной характер чувств и эмоций, театральность в поведении;
  • Поверхностный и лабильный аффект;
  • Постоянный поиск внимания;
  • Озабоченность внешней привлекательностью;
  • Демонстрация своей сексуальности в поведении, внешнем виде;
  • Высокая внушаемость (быстро попадают под влияние).

Мы видим из критериев, приведенных в двух классификациях, что сходны и практически дублируют друг друга. Наиболее валидными из них и диагностически важными являются (определяют поведенческий паттерн ГЛР):

  • Демонстративность в поведении;
  • Привлечение внимания;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Соблазняющее (сексуализированное) поведение.

 Клинические проявления.

Необходимо отметить, что степень эмоциональной экспрессивности в рамках ГЛР очень вариативна и имеет широкие пределы своего проявления. Можно говорить о континууме эмоциональной экспрессивности при ГЛР, где один конец континуума – нормальная эмоциональная экспрессивность, а другой – истерический психоз.

Ниже приведена схема распределения частот встречаемости различных вариантов эмоциональной экспрессии, где площадь под линией указывает на распространенность той или иной формы эмоциональной экспрессивности.

 Гистрионическое личностное расстройство в практике психолога

Из схемы можно заметить, что ГЛР занимает центральное положение между латентными формами ГЛР (легкое преувеличение эмоций, гиперконформизм, привлечение внимания) и тяжелыми формами, осложненными психопатологией.
В основе ГЛР можно выделить два важнейших феномена, которые определяют специфику ГЛР, выделяющую его из других расстройств кластера «В»:
  • Выраженная дефицитарность когнитивной и эмоциональной сферы. Внутреннее содержание личности практически отсутствует. Внешне они выглядят как конфетка, где за оберткой абсолютно ничего нет. Они кичатся своими социальными знакомствами, оперируют «верхушками» и «обрывками» знаний из области науки и искусства, в суждениях нет глубины и зрелости. Поведение рассчитано на внешний эффект, а не исходит изнутри. Это легко проверить задав вопрос о мотивах поведения, из-за нарушения оценки реальности человек с выраженным ГЛР испытает сильные затруднения с ответом. Эта одна из негативных черт, плохо сказывающихся на терапии ГЛР;
  • Неустойчивая лабильная идентичность, вовлекающая воображение для реализации всевозможных социальных ролей. Склонность к подражанию, фантазированию, лжи проявляются уже с детства. Игра «на публику», демонстративность и преувеличение эмоций – спутники недостаточно спаянной идентичности.
Жить в «центре внимания» - вот их основная задача. Они готовы практически на все, чтобы достичь данной цели:
  • Одеваются по моде (причем довольно эксцентрично), посещают модные и известные спектакли, премьеры, выставки, читают модные книги;
  • Вызывающе ведут себя, падают в обмороки, обольщают, чрезмерно сексуальны, даже там, где это абсолютно неуместно. Например, на похоронах, или если это отделение больницы, то на человеке с ГЛР будет самый яркий и броский халат и/или постельное белье) и мн.др.
  • Если действия по привлечению внимания остались незамеченными, то они «выкидывают номер» (психануть, разбить или сломать что-либо).
Абсолютно нетерпимы к критике в адрес своего внешнего вида и очень болезненно на неё реагируют.

Соответственно, быть в центре внимания возможно только в присутствии зрителей. Отсюда ярко выраженная социофилия (стремление к социальному взаимодействию) и эмоциональная чувствительность. Подобного рода социофилия отличает ГЛР от других ЛР кластера «В» - ПЛР и НЛР, при которых социальные контакты носят более избирательный характер.

Лица с ГЛР демонстрируют свои чувства, оценивают окружающих людей. Необходимо понимать, что чувства носят не глубокий, поверхностный характер.

В глаза порой бросается ярко выраженный инфантилизм. Одним словом, лица с ГЛР – это «взрослые дети», неспособные откладывать удовлетворение своих потребностей. Очень низкая фрустрационная толерантность, ярко выраженный гедонизм.

Соблазнение и манипулирование – ключевые стратегии взаимодействия с окружающим миром. Они постоянно заняты «игрой ролей», которые сами придумали. Часто предъявляют жалобы на сексуальную холодность, которую они испытывают. В процессе анализа вскрывается тенденция сексуализировать отношения и привлечь к себе внимание, за которыми стоит глубинный страх интимности и страх покидания. Во внутреннем плане человека с ГЛР видны «метания»: страх, что близкий человек покинет их, а с другой стороны – страх интимности (из-за поверхностности чувств и эмоций). Примирение этих двух страхов дается с большим трудом и отражается в холодности и неестественности, которую ощущают окружающие люди.
Манипулирование другими направленно не на получение удовольствия, а скорее, на создание внутреннего чувства уверенности в пугающем и угрожающем мире, а также с целью создания у себя уверенности в стабильной самооценке.
Во взаимоотношениях часто лица с ГЛР прибегают к эмоциональному шантажу: театрализованные слезы, угрозы самоубийством, показательные сцены гнева и ревности

Защитные механизмы. Как и другим расстройствам личности кластера «В» гистрионическому ЛР свойственны идеализация объекта с последующим обесцениванием (инфляцией).

Характерными защитными механизмами являются репрессия (блокирует осознание неудач, травм и негативных эмоций) и диссоциация (роли, создание внешне привлекательного фасада). Диссоциация позволяет купировать количество эмоционально насыщенной информации, с которой нужно сразу справиться.

Репрессия бывает двух видов:

  • Первичная, когда до сознания не допускаются определенные мысли и чувства;
  • Вторичная, когда из сознания вытесняется то, что когда-то переживалось в сознании.
В ситуациях неуверенности, фрустрированности и невозможности реализовать свои гедонистические потребности, активируется защитный механизм регрессия. Она позволяет вызвать к себе сочувствие, отношение как к ребенку, что «на руку» сказывается в привлечении внимания (аналогичную выгоду предоставляют соматизация, конверсия и диссоциация).

Клинические варианты ГЛР. Различные авторы, исследовавшие этиологию и клинику ГЛР, выделяют различные клинические варианты ГЛР:

  • Гипертимный вариант («оживленный»);
  • Истеромазохисты («мазохисты-собственники»);
  • Псевдологи («патологические лгуны»);
  • Истероипохондрики; 
  • Фанатики чувств («влюбленные истерички», «сталкеры»).  .
Подобное многообразие клинических форм может быть объяснено общностью этиологических предпосылок формирования личностных расстройств кластера «В», «перекрытием» нескольких ЛР в одном индивиде и этиопатогенетической связью с конверсионными расстройствами.
 Более подробно о проявлениях каждого клинического варианта ГЛР в статье по ссылке

Коморбидность. С другими ЛР кластера «В», с зависимым ЛР и мазохистическими чертами (что указывает на разнообразие форм клинических проявлений ГЛР).

Обнаруживается склонность к эксгибиционистским чертам.

В 40,9 % лиц с хроническими мигренями диагностируется ГЛР.

Часто у лиц с ГЛР наблюдаются соматоформные расстройства и расстройства настроения (Робинсон) (истероипохондрический вариант).

Этиология. В формировании ГЛР выделяют три основных стратегии воспитания, которые выявляются в интервьюировании или клинической беседе (могут быть как «чистые» варианты, так и сочетанные):

  • Воспитание с замаскированным отвержением («двойные связки»). Когда слова говорят об одном, но эмоции не соответствуют словам. Это создает постоянное стремление ребенка привлечь внимание к себе, чтобы получить недостающие эмоции;
  • Стиль воспитания «Кумир семьи». Данный стиль приводит к закреплению у ребенка позиции, что все внимание должно быть на нем. Часто, подобный вариант присутствует в анамнезе смешанных личностных расстройств (НЛР+ГЛР);
  • Отвержение родителями противоположного пола. Подобного рода сценарий может подталкивать ребенка на формирование сексуализированного поведения по отношению к родителю противоположного пола, чтобы привлечь внимание и получить эмоциональный ответ.

 Особенности терапии. Часто в процессе терапии консультант может попасть в ловушку сексуализированного поведения со стороны клиента:

  • Эротический перенос;
  • Сознательное соблазнение и обольщение клиентом терапевта;
  • Кокетливость как вариант проявления подавленной на сознательном уровне сексуальности;

В анамнезе часто присутствуют инцестуозные формы отношений (пассивные) в семье, которые формируют псевдогиперсексуальное поведение, за которым скрыт бессознательный страх интимности, отвержения и стыда. Эти мишени часто становятся объектами психотерапевтических интервенций.

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дифференциальная диагностика Личностных расстройств кластера «В»
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Жизнь как театр: что мешает выступать публично и быть в центре внимания.
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • В центре внимания 13. Отсутствие любовных отношений.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • В центре внимания 3. Отношения
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
  • Об эмоциональной зависимости или Можно ли выбрать из двух зол?
  • В центре внимания 2. Неуверенность
  • В центре внимания 4 Предназначение
  • В центре внимания 5. Тревога
  • В центре внимания 6. Комплексы.
  • Виды внимания.Как внимание влияет на нас?
  • Психопатия: истероиды или те, кто в центре внимания
  • В центре внимания. Дорогая мама
  • В центре внимания 7. Комплексы. Драма
  • В центре внимания 12. Комплекс Порядка.
  • В центре внимания 8. На приеме пара.
  • В центре внимания 10. Комплекс брошенного.
  • В центре внимания 9. Комплекс Отшельник.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Мотивация. Как часто и в какой мере вы уделяете внимание себе?
  • «Ребенку не хватает внимания» – повод для чувства вины?
  • Смена Фокуса Внимания - Шестой Шаг в Борьбе с Расстройством Пищевого Поведения
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • «Мои чувства не имеют значения». Почему мы стыдимся своих эмоций и держим все в себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь