Школа - испытание для всей семьи.
Я просто напишу эту памятку и оставлю это здесь, чтобы родители младших школьников понимали, какие сложные задачи стоят перед их детьми в период поступления в школу и в начале первых трех классов. Так родителям будет проще снижать свои требования к ребенку в этот сложный для всей семьи период, отталкиваясь от навязанного принципа "мой сын/дочь должен...".
В 7 лет ребенку приходится переходить из одного маленького мира (детский сад, либо семья, если ребенок не посещал дошкольное учреждение), в другой огромный мир. Во многом то, как будет осуществлен этот переход зависит от семьи, насколько мама и папа готовы поддержать малыша, который становится взрослым, в этот кризисный момент. А момент и действительно непростой, сама жизнь, тело ребенка меняется. Ему нужно расти, независимо от того, готов ли он к этому, хочет ли он взрослеть и т.д. Параллельно с этим по отношению к ребенку растет количество требований. Однажды я наблюдала, как первоклашка пыталась взобраться на ступеньки школы, на ней был огромный ранец, мешок со сменкой, и лыжи. Девочка покачивалась на на ступеньках, то и дело норовя соскользнуть назад по зимним ступенькам. Просто пронести все это до школы, и саму себя в придачу, уже огромный труд).
В период младших классов нелегко приходиться всем. Здесь возникают вопросы о том, как семейная система сама адаптирована к взаимодействию с большим миром, как семья справляется с регулированием своих внутренних и внешних границ. Приглашают ли мама и папа гостей, приходят ли ответно гости, что позволительно выносить из семьи в плане информации, можно ли делиться вещами, едой с другими. Кто это другие? (друзья, знакомые и т.д).
Если относительно детского сада можно довольно легко обойти момент с его посещением, отдать ребенка на воспитание бабушке, нанять няню, то со школой этот номер провернуть сложнее, хотя и сейчас есть варианты домашнего дошкольного образования. Поэтому вам как родителям нужно решить, и ответить себе в первую очередь на вопрос зачем ваш ребенок должен ходить в школу, и подумать о том, что могло бы замотивировать ребенка на хождение туда, куда как правило уже в ближайшем будущем ходить расхочется.
Итак об испытаниях, что ребенку приходиться переживать в эти три года?
- Учиться сдерживать себя, удерживать вои чувства, аффективные порывы, желание сходить в туалет, когда я захочу, а не когда прозвенит сигнал об окончании урока. Важно понимать, что на сдерживание (да да просто на него) у ребенка тратится колоссальное количество энергии. Еще вчера ты был малышом, которому было позволено многое, и уже сейчас "Ты школьник, ты взрослый, ты должен!". Некоторые дети приходят и спят после школы, некоторые устраивают истерики, важно понимать, что все это сложности связанны с проживанием школьного стресса. Таким образом школьник пытается его разрядить. Хорошо, если у него есть способы, плохо когда их нет, и ребенок выбирает психосоматические симптомы.
-В школе много правил, это еще одна кочка на которой спотыкаются некоторые семьи. Например, дома правила не жесткие, либо они есть, но соблюдаются не всегда. То есть сегодня можно смотреть телевизор час, а завтра полтора. Тогда ребенку будет сложно принять те законы, которые действуют в школе. Там много обязанностей и мало вопросов о том, кто чего тут хочет.
-Ребенок "обязан" хорошо учиться, потому что это нужно всем взрослым. Учителю не нужны двоечники, родители хотят гордиться своим сыном или дочерью, это приятно. Что думает ребенок дело последнее, обычно так. И тут он должен. Должен быть готовым, опрятным, приветливым, воспитанным, и иметь полный комплект карандашей в пенале. Теперь представьте на секунду, сколько нужно моральных сил, чтобы это все выносить. Какой уровень напряжения приходится выдерживать ребенку ежедневно. Представили? Теперь можно пожалеть ребенка, и поблагодарить за те усилия, которые он прикладывает, чтобы учиться.
-Про школьный социум. Собственно та среда, в которой оказывается ребенок, это обычно стихийно образовавшаяся группа. Случайная по сути, группа людей, в которой еще долго будет находиться ваш сын или дочь. Как правило не все из присутствующих детей ему симпатичны, и это нормально. И ему (вашему зайчику) нужно в эту группу хоть как-то вписаться, потому что ему жить там еще 10 лет. А возможности, навыки и знания по тому как устанавливать социальный контакт у всех детей совершенно разные. И темп сближения и знакомства, совершенно свой, авторский). Некоторые дети быстро организуют подгруппы, в них безопаснее, и есть общие интересы и ребята с осторожной стратегией сближения оказываются не у дел. Школьная группа быстро определяет кто тут лох, а кто крутой. Понятно, что эти персонажи будут меняться с годами, но все же никто не захочет быть отщепенцем, и чувствовать себя отбросом-неудачником. То есть важно понимать, что на все эти движения в социальной среде, попытки установить не всегда ловко и не всегда гладко контакты ребенок тоже тратит силы. Или на защиту себя, или на защиту других, если он видит несправедливое отношение к кому-то, кому он симпатизирует. Огромное количество сил. Учитывая, что дети сейчас оказываются в школе совершенно не компетентными в плане общения. Утрачена культура взаимодействия во дворе, дети не гуляют больше одни, а присутствие взрослых это совершенно другой контекст. Присутствие взрослого снижает уровень ответственности в ситуациях, где нужно учиться договариваться, отстаивать себя, идти на уступки и т.д.
Юлия Смелянец психолог, гештальттерапевт, мама школьника)
#юлия_смелянец#психолог_он_лайн#школа#сложности_детей# #психолог_нижний_новгород#