Родительский невроз: как отучиться в школе и не умереть

Автор статьи: Елена Шпундра

Сейчас я работаю в школе. Младшей, где учатся детки с 1-го по 4-й класс. Каждый день ко мне прибегает минимум одна уставшая и встревоженная мамочка «что же делать, он не хочет делать уроки?», «учитель жалуется, что она не слушает, а летает в облаках», «мы только что перешли к вам, я переживаю, как бы мы не отстали, надо догонять, а то не успеем». Когда начинаешь расспрашивать подробней, то за этими на первый взгляд мелкими и ситуативными тревогами скрывается одно большое беспокойство, скорее даже страх – сейчас я что-то упущу, недодам, и это сыграет огромную фатальную роль в будущем моего ребенка. Он не научится, пропустит, не освоит, не сможет хорошо устроиться в жизни, тогда ему будет невероятно трудно, а я… А я плохая мать.

Родительский невроз как отучиться в школе и не умереть
Истоки этой паники понятны, в обществе потребления ценен не ты, а твои достижения.  Чем больше достижений и успеха, тем больше денег, а значит, выше твоя покупательская способность. Но достижения касаются не только финансов. Быть успешным нужно всесторонне - у успешной жены богатый муж, у успешной матери супер развитые дети, у успешных учителей премия лучший учитель года, а у успешных психологов лист ожидания, свой учебный центр, 5 изданных книг и 3 в работе.

Кроме того, мы, рожденные в 70-х и 80-х, столько всего недополучили от своих родителей, что просто боимся оказаться такими же как они. Мы помним, как тяжело и одиноко нам приходилось, поэтому идея «нашим детям должно быть лучше» породила абсолютно детоцентристскую модель воспитания. И страх «что если я не смогу».



А тут еще школа, кроме личных амбиций учителей, представляет собой подотчетную инстанцию, где все основано на показателях и нормативах. А они должны быть высокими или хотя бы средними, чтобы не портить отчеты. В общем, личные мамины опасения накладываются на общественные тенденции и усиливаются свойствами среды, которой есть школа. Получаем маму в стрессе, которая бежит неведомо куда и тащит за собой ребенка. Ее ребенок только начал учиться в школе, а она уже устала. От всего. И боится устать еще больше. Поэтому сейчас, пока еще есть силы, нужно напрячься и поднажать. Чтобы школу закончить.

Что нужно и не нужно делать, пока ваши дети учатся в школе?

  • Не нужно переживать, что ваш ребенок чего-то не знает или не умеет. Или у него пока плохо получается. Школа - то место, в которое ребенок поступает чему-то учиться. И длиться эта наука будет целых 12 лет. Что будет делать в школе ребенок, который уже все сумел и постиг? И это не задача родителя предоставить школе прекрасно подготовленного по всем предметам ученика. Это задача учителей научить, а у школы в целом не убить у ученика интерес к научению. 
  • Не требуйте от ребенка высоких показателей по всем предметам. Ребенок не может испытывать одинаковый интерес ко всему и приносить высокие оценки по всей линейке уроков. Это нормально, когда к чему-то у нас есть склонности, а к чему-то нет. Кроме того, школа, при всей моей любви к нынешнему месту работы, во многом учит по системе позавчерашнего дня. Технологии развиваются быстрее, чем министерство образования успевает разработать и утвердить новую программу. Поэтому к моменту ее утверждения, она отстает минимум на 10 лет от текущей жизни. Когда наши дети полностью вырастут, большая часть навыков навсегда утратит свою актуальность.  Определите те 3-5, которые ему нравятся, углубляйте и развивайте их. По остальным- просите необходимый проходной минимум.
  • Так же с домашними заданиями. Не нужно сидеть над выполнением всех уроков до глубокой ночи. Полноценный сон дороже. 3-5 предмета, которые важны, мы им уделяем много внимания. Остальные-необходимый минимум. Особенно это касается письма. Мамы переживают, что ребенок пишет криво, неразборчиво, насаживает букву на букву. Не умеет писать прописными. А тут еще учитель нагнетает своими записями в дневнике «Пиши лучше, пиши аккуратней». Но давайте вспомним, как часто мы берем в руки ручку и пишем? Редко, почти никогда. Максимум подпись и фамилию, имя, отчество. Гаджеты и всякие коммуникаторы сделали актуальным печать. Или голосовые сообщения. Уже сейчас писать от руки становится архаизмом. А что будет лет через 20, когда наши дети вырастут, а мы так заставляли их красиво и разборчиво писать?    

  • Дополнительные нагрузки в виде кружков и секций должны быть. Но семилетка летка не может возвращаться домой в 7-8 вечера и иметь 1 выходной, как плотно работающий взрослый.  Что он будет делать, когда станет взрослым? Мамы переживают, что если не занимать ребенка, он будет просто сидеть дома в гаджетах. Ведь такая важная часть досуга, которая была в моем детстве- играть во дворе с друзьями - для современных детей недоступна. Урбанизация вообще вытесняет дворы. А уровень опасности среды настолько высок, что даже там где есть двор, отпустить ребенка гулять одного страшно.  Подходите к выбору по принципу «минимум езды» - если в школе хорошая продленка- пусть ребенок на нее ходит, если в школе есть кружки- пусть посещает, если можно организовать обучение языку с выездом преподавателя в школу –пусть это будет организовано. Осмотритесь есть ли хорошие секции в вашем квартале. Какой смысл возить ребенка в чудесный кружок на другом конце города? Уставать от дороги будете и вы, и ребенок. Выбирайте дополнительные занятия по принципу интереса и развития, а не достижений и результатов. Если на танцах есть зачеты и отчетные концерты, то зачем они - ваш ребенок будет профессиональным танцором или ему в жизни добавится еще один стресс?
  • Что вы точно должны и можете дать ребенку, не только пока он учится в школе?

  • Эмоциональное тепло, ласку и обнимашки. Мамы и папы очень переживают, что если не будут строгими, не будут требовать, особенно, когда ребенок уже школьник, то он пойдет в разнос, дисциплины и порядка будет ноль. Да, в семье, как и в обществе, в целом должны быть правила и структура. Родителю нужно быть устойчивым, чтобы правила работали. Но если откорректировать поведение ребенка сможет и учитель, и школа, и другие дети, как коллектив, дальше же поведение будет корректироваться жизнью, то эмоциональное тепло больше никто не даст. Воспитывать нужно. Но не перегибайте со строгостью и жесткостью. Пусть воспитание идет по принципу «одна радость-одна гадость», причем радость должна идти первой. Обняли, поцеловали, похвалили. Далее «разбор полетов»- что было не так, что не нравится, за что будешь наказан.  
  • Критическое мышление. Причем, критическое это не значит «критиковать всех». Это значит думать, что я получаю и подходит ли мне это. Главная задача родителя не натолкать в ребенка информацию, а научить ее оценивать, сортировать и отсекать лишнее, а так же иметь свое мнение, которое основано на личных ценностях. Мне кажется, навык критического мышления будет очень востребован следующие лет 50 точно. И он же утрачивается прямо сейчас. Современные технологии автоматизируют жизнь настолько, что человеку уже  нет необходимости думать. А поток информации настолько объемен, что просто поглощает время и пространство. Еще и хаос с ценностями такой, что не все родители могут уверенно сказать, во что они верят и что считают правильным. Закончить школу на отлично – это ценность? Успеть все? Быть здоровым душевно и физически? Любить себя? Определите пару-тройку столпов, того что в вашей семье важно и ценится. Помогите ребенку определить и добавить к этому свои. И научите ориентироваться в мире информации. Тогда он точно не пропадет.
  • Обучить коммуникации. Этот навык тоже сильно утрачен с развитием технологий и снижением живого общения. Однако он необходим. Глобализация мира переводит общение в виртуальное пространство и расширяет диапазон контактов. Еще лет 10 назад как часто мы общались с кем-то, кто на другом конце планеты? Теперь видео-конференции, в которых одновременно участвуют специалисты с разных континентов во многих офисах происходят по нескольку раз в день. Меняются не только способы общения, но и акценты. Еще 20 лет назад делалась ставка на дружбу и товарищество. Друг в беде не бросит. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Сейчас же от современного человека уже не требуется дружить. Но требуется общаться с большим количеством разных людей. А значит быть толерантным и терпимым.  Школа эта как раз та территория, где этому можно хорошо обучиться. Многие родители делают ошибку, приходя в школу с настроем «мы сами по себе, нам никто не нужен» или «уберите отсюда всех, кто негативно влияет на моего ребенка». Тем самым задают ребенку такой обособленческий тон и иллюзию, что общаться не нужно, а папа с мамой правда будут убирать из моей жизни всех, кто мне не нравится. На самом деле может из школы и можно  убрать учителя, или ребенка, или директора, но можно ли убрать кого-то из ВУЗа, с улицы, из города, из страны, из правительства, из отношений? Чем тратить силы на убирание кого-то, может полезнее обучить ребенка общаться с разными людьми, адаптироваться в этой разности, уметь сохранять свои интересы?   
  • А еще родительскую поддержку, свободу выбора и самостоятельность. По большому счету единственная задача родителя – научить ребенка жить без него. Как бы грустно это не звучало. А школа. Школа да, нужна и важна. Но не уроками или успехами. Школа это первый шаг в самостоятельную жизнь и первое место встречи с большим реальным миром. Помогите ребенку в нем освоиться. А что же до образования, то мир устроен так, что его сейчас можно без труда получить, доучить, дополнить в любом возрасте. По прогнозам ученых, дети, рожденные после 2000 года будут в среднем жить более 100 лет. И все эти 100 лет им нужно будет чем-то заниматься, учиться и переучиваться станет очень актуальной опцией. Срок нашей с вами жизни, а значит и пребывания рядом с детьми, куда меньше. Давайте не будем его укорачивать, погибая в гонке за учебу. 

    Автор: Елена Шпундра

    ИСТОЧНИК: женский журнал  ЛИЗА

    Получить мою консультацию в Киеве можно записавшись по тел. 0662467113

    или по скайп (предварительная запись через форму на Б17)



    Просмотров: 338
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Конечно, она готова к школе и будет там хорошо учиться...
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Начальная школа и ребенок: выживать не обязательно, можно учиться. Профилактика противостояния.
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если он хочет быть с Вами - он будет
  • Если я была отличницей в школе, то как мне жить сейчас?
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Операция «Школа»: ребенок идет в первый класс (Часть 1)
  • Операция «Школа»: ребенок идет в первый класс (Часть 2)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь