|
Операция «Школа»: ребенок идет в первый класс (Часть 2)Автор статьи: Черкай Елена Викторовна
В конце первой части статьи мы подошли к вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, который переживается родителями как сомнение такого плана: «как будет усваивать материал», «как будет справляться с программой» и т.д. Вопрос, на самом деле, непростой, потому что дать на него однозначный ответ, наверное, невозможно. Давайте будем разбираться. Естественно, ребенок должен иметь определенную интеллектуальную базу, которую родители и сад дают, и мне здесь не хочется заниматься перечислением знаний и умений по причине того, что это банально для тех, кто занимается своим ребенком, а другие эту статью читать не будут. Лучше сконцентрироваться на вопросах, которые беспокоят родителей. Итак, вопрос первый, самый общий: «Насколько серьезной должна быть подготовка к школе?» На мой взгляд, уровень подготовки и ее направление зависит от того, в какую школу пойдет ребенок, а именно от специфики школы или гимназии (здесь ожидания от детей могут очень сильно отличаться) и от программы обучения. Когда я говорю про специфику школы, я имею в виду то, как школа себя позиционирует и имеет ли какую-либо направленность. Например, школа может быть «простой, без пафоса», а может стремиться занимать лидирующие позиции; может быть гуманитарного (например, языковая) или технического уклона. Сориентируйтесь, что вам и ребенку будет комфортнее, «ближе по духу», так сказать. В некотором смысле, не важно, что речь идет о первоклассниках, потому что учитель все равно смотрит и оценивает с «прицелом» на будущее, предполагая, что ребенок будет учиться в этой школе до самого выпуска. Большое значение имеет то, по какой программе будет проходить обучение. Например, я знаю, что многих родителей пугает «Школа 2100». Широко распространено мнение о ее сложности. Мой сын именно по ней и учится, поэтому могу поделиться собственным впечатлением. В целом программа мне нравится, поскольку стимулирует мышление и творчество, однако, есть очень большое «но». Выполнение домашних заданий требует много времени совместной работы родителя и ребенка и активизации мышления родителя. Например, мне пришлось придумать несколько вариантов объяснения того, что такое угол и какие виды углов существуют. Если не верите, что сложно объяснить так, чтобы понял, а не просто запомнил, - попробуйте со своим чадом. Лично я задумалась о тщетности своих попыток, когда сын начал хохотать над названием «тупой угол» (и как оказалось, он был не одинок в этом), а когда после седьмого варианта объяснения попросила показать, где на окружающих предметах мы можем увидеть разные углы, то вообще всерьез засомневалась в своих педагогических способностях. Так мы подошли к более частным вопросам о том, нужно ли учить ребенка буквам, цифрам, счету и письму. На мой взгляд, это опять же будет зависеть от школы и от программы. Сориентируйтесь, с какой подготовкой чаще всего приходят именно в эту школу дети. Это важно для того, чтобы ребенок не слишком выбивался из класса: если окажется слабее большинства, будет чувствовать себя лузером, а если сильнее – может «зазвездить». И то, и другое негативно скажется на мотивации к обучению. Но если тот, кто сначала был слабее, может нагнать и стать сильнее, то с тем, кто изначально был сильнее, все обстоит сложнее: у него может сложиться ложное впечатление, что учеба это легко, а когда содержание начнет усложняться, он окажется не готов к трудностям. Во-вторых, есть программы, где обучение письму, счету и чтению происходит таким способом, который принципиально отличается от привычного. Пример такой программы – развивающее обучение по Эльконину-Давыдову. Обучение письму и чтению здесь начинается не с буквы, а с фонемы, а счету – с вопроса измерений и понятия числа, а не с цифры. И ребенок, который пришел, уже умея считать и читать, сталкивается с трудностями, потому что ему нужно переучиваться – логика-то принципиально другая. А известно, что переучивать (и переучиваться) намного труднее, чем научить (и научиться). Поэтому поинтересуйтесь, по какой программе будет учиться ребенок, и с каким багажом ребенку желательно прийти. Лучше спрашивать именно с формулировкой «желательно», потому что формально никакая школа не может выставить требования к уровню подготовленности ребенка. Итак, учить ребенка считать, писать и читать перед школой или не учить – вопрос сугубо конкретный и зависит от школы и программы. Чем имеет смысл заниматься при подготовке к школе? Во-первых, развивайте моторику: рисуйте, разукрашивайте, делайте аппликации. Во-вторых, разговаривайте с ним, стимулируя его собственные рассуждения. То, насколько хорошо ребенок умеет это делать, очень сильно поможет ему в учебе. Например, он может сам или с вашей помощью придумать сказку или рассказ и нарисовать комикс или даже сделать свой собственный журнал. В-третьих, стимулируйте его интерес к детским книгам, журналам и передачам, имеющим познавательную направленность: широкий кругозор способствует развитию когнитивных процессов (внимания, памяти и мышления) и укрепит мотивацию к обучению. В-четвертых, тренируйте внимание и память ребенка заданиями типа «лабиринт», «найди лишнее/недостающее» и пр. Таких заданий много в детских журналах и их легко найти в интернете. Можно начать заниматься развитием произвольного внимания и памяти, но эта тема требует отдельной статьи. В-пятых, стимулируйте и поощряйте его самостоятельность и разумность. Помните, что у учителя примерно 25 учеников, и он не сможет много времени уделять каждому ребенку. В-шестых, посмотрите, что вызывает затруднения у ребенка: застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь и т.д. и потренируйтесь. Эта рекомендация может показаться неуместной, когда мы говорим о ребенке, который собирается идти в школу, но такие трудности встречаются, и в этом нет ничего зазорного: посмотрите на детскую одежду и обувь: дети носят футболки, толстовки, брюки без пуговиц, а обувь гораздо чаще имеет застежку на липучке. Поэтому с костюмом с сорочкой на пуговицах и ботинками на шнуровке ребенок просто мало взаимодействовал. И седьмая рекомендация – эргономическая. Ребенку будет легче и интереснее учиться с правильными инструментами. Поэтому тщательно выбирайте школьную форму и канцелярские принадлежности и продумайте его рабочее место. Важно, чтобы форма была удобной, хорошо сидела и ткань была хорошего качества. Поверьте, это будет влиять на самочувствие ребенка. Не поскупитесь и на хорошую канцелярию: ручка и карандаши должны быть удобными, хорошо лежать в руке, на ручке должна быть прорезиненная часть или вставка в том месте, где ручка соприкасается с пальцами. Сейчас производители выпускают специальные трехгранные ручки и карандаши, причем есть ручки и для правшей, и для левшей. Большое значение в первом классе имеет качество карандашей, потому что ребенок часто ими пользуется и еще чаще – роняет. Последнее обстоятельство оказалось очень важным, потому что когда карандаш падает, грифель ломается и за неделю-две стачивается до конца. И это очень неудобно – на уроке постоянно подтачивать карандаш. Поэтому лично мы покупали карандаши Faber-Castell, которые прослужили верой-правдой до конца года, потому что деревянный корпус сделан так, что надежно удерживает грифель. В общем, уделите внимание мелочам, потому что они чаще всего и вызывают раздражение. Итак, мы подошли к третьему сомнению – «как сложатся отношения с одноклассниками». Этот аспект, пожалуй, самый непредсказуемый. Но вы, как никто другой, знаете своего ребенка: контактный он или осторожный, застенчивый или активный и т.д. Если в общении со сверстниками у вашего ребенка есть затруднения, то, наверное, есть смысл поработать с психологом, который поможет ему преодолеть существующие барьеры. Что вы можете сделать сами? Самое важное это контакт со своим ребенком, который строится интересом, уважением и беседой. Второе – это кружки и секции. В период адаптации и мальчики, и девочки будут конкурировать и проверять своих одноклассников на «прочность». Поэтому для мальчика важна физическая сила, а для девочки – то, что традиционно связывают с женственностью. Если есть возможность, запишите мальчика в спортивную секцию (плавание, единоборства и пр.), а девочку – в танцевальную студию, студию изо и т.д. Впрочем, плавание и девочкам не помешает. Нет возможности водить в кружки, - занимайтесь дома. Здесь важно даже не то, чтобы ребенок мог ответить, когда его будут провоцировать, а то, насколько уверенно в такой ситуации он будет себя чувствовать. Третье: научите ребенка таким играм, в которые можно играть в помещении на перемене. Это поможет ему подружиться с другими детьми в классе. По моим наблюдениям, дети зачастую даже к концу учебного года не знают имена всех своих одноклассников. Почему? Потому что на перемене они играют не друг с другом, а со смартфоном. Найдите такие игры, которые будут вашему ребенку по душе и начните играть с ним дома уже сейчас, чтобы в школе он мог научить этой игре и других. Итак, я подошла к концу своих рассуждений о том, какие вопросы встают перед родителями будущих первоклассников, какие сомнения они переживают и что со всем этим можно сделать. Надеюсь, излагаемое здесь содержание было для вас актуальным и полезным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|