|
Стыд как дозатор счастьяАвтор статьи: 404
Стыд-состояние человека, сопровождающее человека всю его жизнь от рождения до смерти. Стыд регулятор поведения человека в социуме. На эксплуатации состояния стыда основан процесс воспитания человека. Иногда человек пытается перенести свои способы воспитания стыдом на животных. Это не особо получается, поскольку стыд - исключительно человеческое приспособление. Или чьё-то изобретение, изобретенное специально для людей. Это уж как тебе, уважаемый читатель, будет угодно. Он (стыд) создан и применяется, осознанно или неосознанно, для управления людьми. Все виды манипуляций построены на стыде. Перефразируя Михаила Жванецкого можно сказать: «нельзя начать и перестать стыдиться, в стыд можно войти и из стыда можно выйти». Но он всегда пребывает с человеком. На стыде построены все страшилки всех религий. Ведь люди, на самом деле бояться не наказания, не чувства вины. Ужас вызывает осознание стыда от признания своей вины. Стыд(согласно википедии) – это отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Что человек реально ощущает в состоянии стыда. Прилив крови к голове и ушам, отсюда покраснение кожного покрова лица и ушей. Ком в горле, чувство тяжести в груди, затруднение вдоха и выдоха, слабость, головокружение. Ощущает невозможность каких-либо высказываний и действий в свое оправдание. Можно сказать в стиле русской пословицы: «без стыда не вытащишь рыбку из пруда». Без стыда никуда. Стыд определяет нормы приемлемого поведения в обществе. Это его положительная («светлая») сторона. Но у стыда есть и «темная» сторона. Стыд делает невозможным развитие человека, останавливает его. Это происходит постепенно и напоминает растягивание резинового эспандера. Сперва тянется легко, затем сопротивление возрастает. Наступает момент когда силы растяжения и сопротивления равны. Все движение развития кончилось. В состоянии равновесия сил можно продержаться какое-то время, а потом происходит стремительное движение обратно. Так и с человеком. Растет учится, овладевает знаниями, навыками. Затем наступает стабильность. Знаний и умений хватает, чтобы быть социально адаптированным, и чувствовать себя хорошо. Этакое состояние равновесия. Затем появляется чувство некомфортности в комфортных, казалось бы, условиях. Постепенно не хочется ничего менять. Не хочется встречаться с более успешными или с менее успешными однокурсниками, одноклассниками. Не хочется ни у кого ничего спрашивать. Не хочется ничего делать. Критика в свой адрес раздражает и злит. Это начало движения эспандера назад. Все развитие человека остановлено стыдом собственного несовершенства, непринятия себя таким какой есть, виртуальным стыдом за себя и перед собой. Но развитие человека остановлено не здесь, а гораздо раньше. В тот момент, когда он подумал о том, что он всего достиг и все знает лучше всех. Предел развития разными людьми достигается в разном возрасте. Начинается всё в детстве. Ребёнок попадает в состояние стыда от проявления своего интереса не поддержанного взрослыми. Если хотя бы раз интерес ребёнка не был поддержан – в этом месте есть стыд. А как ты помнишь стыд – инструмент воспитания и воздействия на человека. Образом не всякий интерес ребенка поддерживается. И опять же здесь это правильно. Но тут тоже не все так просто. Часто не поддерживается нужный ребенку для его развития интерес. Появляется стыд за проявление интереса. Если это потребностный интерес ребёнок преодолевает стыд и удовлетворяет свою потребность. Если интерес не был поддержан и потребность не удовлетворена, остается актуальной – появляется стыд получить отказ. Сперва стыдно проявлять интерес, потом стыдно получить отказ. Получается что есть два варианта стыда. Стыд за последствия после проявленного интереса, действия, удовлетворения своей потребности. И стыд за то, что не произошло, потому что стыдно потерпеть неудачу. Сдается мне, что лучше стыдиться за поступки. Этот стыд, несмотря на его наличие, двигает человека в его развитии. Стыд за несовершенное действие. Стыд неудачи полностью блокирует развитие и желание развиваться. Человек в этом состоянии замирает. До смерти. Стыд токсическое чувство, и имеет свойство накапливаться. И чем больше становится стыда, тем меньше остается человека. Так человек может совсем исчезнуть – смерть. Стыд – молчаливое чувство. Человека в этом состоянии становится не видно и не слышно. Стыд очень неудобное состояние. И самое главное в 99% случаев его наличия он не осознается. Представляете, кокой это сильный инструмент воздействия на человека. Все виды психических защит направлены на то, чтобы защитить человека от осознания своего стыда. Они заменяют стыд чем угодно: виной, агрессией, любовью, заботой, без разницы – лишь бы не…. Для чего это надо? Это необходимо и правильно. Осознание собственного стыда вызывает дикий ужас. Чаще легче умереть, чем признать стыд. Сохранение жизни человека – вот положительная роль механизмов психической зашиты в данном случае. Тогда возникает естественный вопрос, а зачем надо вообще осознавать свой стыд, если это так опасно. Парадокс ситуации в том, что неосознание стыда также опасно, и с теми же последствиями. Только видимые причины кончины будут другие, как бы внешние, с виду случайные. Для чего надо осознавать свой стыд, да и вообще свои чувства. Стыд – это прерванная энергия потребности, завернутая на себя. Осознать стыд – осознать свою потребность. Осознать свою потребность – удовлетворить её и быть счастливым (хотя бы какое-то время). Часто человек просто не может понять чего он хочет на самом деле. Это как раз подобный случай. И вообще стыд – это дозатор счастья. Каждый счастлив настолько, насколько ему не стыдно. Насколько он осознает свой стыд. Даже пословица: «наглость – второе счастье» - про это. Наглость – отсутствие, или осознание своего стыда. Хотя осознавать свой стыд очень страшно, и необходимо для осознания себя. Осознавая свой стыд - осознаешь механизмы управления тобой. А осознав механизм - получаешь в руки выбор подчиняться или управлять самому. Управлять своими действиями, поступками, жизнью. Здесь опять все неоднозначно. Осознание механизмов и появление выборов – это появление свободы. Свобода – это принятие полной ответственности за себя на себя. С одной стороны это осознание себя, своих потребностей, и их удовлетворение. Отсюда состояние счастья. С другой стороны – принятие ответственности, что именно ты сам все творишь. Ответственность – это то, чего пытаются избежать 90% населения нашей страны. Они готовы долго мучиться и преждевременно умереть, лишь бы: не брать на себя ответственность за себя, не осознавать своих чувств, не осознавать и не удовлетворять своих реальных потребностей, не жить. Это, опять же, личный выбор каждого. Так что тебе выбирать! Осознание своего собственного стыда и есть одна из главных побед человека над ситуацией. Это один из шагов, позволяющих человеку стать хозяином своей жизни, своей судьбы. Стыд расщепляет личность. Осознание своего токсического стыда позволяет интегрировать ту часть себя, которая закрыта от осознания. Именно осознание стыда и позволяет соединить расщепленные части личности На этом заканчиваю. Напоминаю, что делать это надо в специально отведенных местах, при поддержке специального человека. Называется он – психотерапевт. Удачи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|