ПРИКОСНИСЬ КО МНЕ … или ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЛЮБВИ…
Размышления психолога.
Мне очень повезло в жизни, я занимаюсь любимым делом. Детская мечта стать психиатром или пластическим хирургом воплотилась в самом наилучшем варианте, когда есть прекрасная возможность сопровождать моих маленьких и взрослых клиентов в процессе преображения, волшебных трансформаций личности. Мои терапевтические будни – это встречи, встречи с самими разными людьми: взрослыми и детками… Судьбы разные, разные запросы, но есть в этих встречах нечто общее… И это нечто - ВСТРЕЧА С СЕРДЦАМИ, СЕРДЦАМИ РАНЕННЫМИ И РАЗБИТЫМИ…
История 1. Мальчик 8 лет, приведённый ко мне мамой с запросом на терапию заикания. Первичная диагностика показывает комплексную форму заикания (невротическая + неврозоподобная) тяжёлой степени тяжести, 3-ий уровень логофобии. Периодов плавной речи не наблюдается, часто идёт тяжёлая тоническая дыхательная и голосовая судорога, что приводит к невозможности речи вообще. Мама рассказывает о характере ребёнка: эмоциональный, высоко тревожный, не самостоятельный, начал хитрить и обманывать, ласковый. Рисунки ребёнка: все герои, повисшие в воздухе, буквально нет почвы, нет опоры, рис. «Дерево» демонстрирует плакучую иву, растущую на болоте («Там внизу вода…»). Земля, почва или то что у нас под ногами обозначает наличие или отсутствие опоры в жизни, это символ матери.
На диагностике мамы прошу её показать, как она любит своего сына, не рассказать, а именно показать: выбрать игрушку и показать. Телесно это выглядело так: женщина берёт игрушку (которая тоже о многом говорит) и очень сильно прижимает её к груди, стиснув руками. Я прошу усилить это телесное выражение любви к сыну и побыть в этом состоянии, понять, что это за любовь. Мою клиентку вдруг осеняет: « Я душу его своими обьятиями!!!...». Далее мы делаем ещё один шажок: « Как вы думаете, кого вы так пытаетесь любить, кто пытается получить любовь от вас?...». Взмах удивлённых ресниц и тихие слёзы, боль Души маленького ребёнка во взрослой женщине. На последующих терапевтических сессиях мы вместе анализируем уже семейную травму, простраиваем шаги терапии мамы и ребёнка. Женщина училась любить себя и прикасаться к себе с любовью и нежностью (парадокс, но ежели мы не умеем прикасаться к себе, сохраняя при этом свою целостность, то в отношении других нам дать нечего!).
История 2. Несколько лет назад ко мне обратился мужчина 25 лет с запросом на коррекцию речи. Диагностика показывает стёртые дизартрические расстройства и наличие множества мышечных блоков в области органов речи: голосовом, артикуляционном и дыхательном аппарате. Когда я работаю с дикцией у взрослых, сразу при заключении терапевтического соглашения оговариваю, что наша работа будет включать не только техническую работу логопеда, но и психотехники, направленные на овладение коммуникацией, на переработку и интеграцию высвобожденного эмоционального материала в процессе работы с различными мышечными группами. Наш Герой сказал: «Да!».
Сейчас, обращая свой взор назад, я вспоминаю наш совместный непростой путь исцеления. Это были и изнуряющие упражнения на развитие артикуляции, и дыхательные техники, и речевые упражнения. Тело мужчины с неистовой силой сопротивлялось расслаблению. Пришло время погружаться в более глубокие слои психики. И опять наш Герой сказал» «Да!». Я предупреждала, что будет больно, не просто больно, а очень больно и страшно, до ужаса, будет подниматься глубокая тоска и боль раннего травмированного детства.
Постепенно, медленно, на фоне растущего доверия, используя самые различные методы, мы расслабляли мышечный панцирь, в котором наш Герой спрятался и от себя реального, и от мира. Пошёл болезненный процесс прохождения через уровень болезненных чувств (В. Райх) к самой сердцевине личности, тихие глубокие слёзы большого сильного мужчины, смущение и открытие Себя, способности слышать своё любящее сердце. Однажды я смогла таки вывести клиента на встречу с самим собой без прикрас: сначала это был Гладиатор-раб (уровень маски), а после собственного освобождения своего Я – Военноначальник -Монарх.
Далее шло освоение себя настоящего и новых телесных реакций: от речевых проблем не осталось и следа (мой клиент может вести тренинги коммуникации на более серьёзном уровне, чем многие ведущие в городе, он заткнёт за пояс многих практикующих психологов), голос сердца теперь слышится, дыхание происходит на более глубоком уровне, растёт энергетический потенциал и соответственно амбиции, происходит взросление личности.
Сейчас он учится совершать привалы и разбивать лагерь для отдыха и время от времени снимать доспехи, не теряя при этом уверенности в своих силах и способностях. Так наш Герой научился прикасаться к самому себе, это его путь к Любви, который продолжается…
Откуда берёт свои истоки Любовь, где её искать? Или это миф, с которым мы знакомимся в детстве посредством сказок и легенд? Большинство людей на планете Земля (возьму на себя такую смелость) тратят свою жизнь на поиски иллюзии любви, этот призрачный образ проецируется на других людей, а люди, как известно, не могут дать нам той любви, любви того качества, той силы, о которой мы мечтаем. Так о какой же любви мечтают миллионы, совершая немыслимые, порой трагические, действия дабы найти свою вторую половинку, чтобы разочаровавшись отправиться на поиски нового объекта своих инфантильных проекций. Очень часто потребность в любви проецируется на собственных детей, и тогда их жизнь заканчивается, начинается проживание несостоявшейся жизни родителя через ребенка! Чтобы понять что происходит на самом деле достаточно послушать… Все описания, размышления, претензии относительно этого чувства сводятся к предъявлению требования удовлетворения потребности в любви к родителю! Ежели это заявляет ребёнок, то это вполне законно, вполне нормально ребёнку ожидать от родителей признания своей личности («Ты есть!»), физической и эмоциональной поддержки. Когда эти требования предъявляет взрослый, то, по меньшей мере, это нелепо, это разрушает и самого человека, и отношения.
Что тогда делать? Как не предавать себя? Уважаемые читатели, начните ПУТЬ К СЕБЕ, К СВОЕМУ СЕРДЦУ, учитесь понимать себя и соприкасаться с самыми тёмными, на первый взгляд, глубинами своего Я. Первый шаг я предлагаю Вам сделать прямо сейчас. Рискните совершить путешествие в глубины человеческой психики…
Характер человека, способы реагирования на различные воздействия из вне спрятаны в рисунке его тела. Жизнь человека начинается уже в утробе матери, именно с этого важного этапа пишется Книга Жизни каждого человека. В своей практике врачи, психологи, психотерапевты уже давно уделяют особое внимание сбору анамнестических данных, сбору информации о развитии клиента. С.Гроф описал базовые перинатальные матрицы, В. Райх развивал теорию мышечного панциря, Бодинамика (Л. Марчер) анализирует различные варианты мышечного реагирования на стресс, начиная с внутриутробной жизни. Время воздействия стресса, защитная реакция человека на него формируют то, что в народе называют ХАРАКТЕРОМ. Особенности поведения, предрасположенность или наличие заболеваний ярко отражается в теле, в мышечном панцире. Мышечный панцирь представлен в семи основных защитных сегментах, которые представляют собой горизонтальные кольца под прямым углом к позвоночнику. Эти мышечные блоки препятствуют свободному протеканию энергии по телу, свободному выражению здоровых эмоций, здоровых желаний человека. Рассмотрим этот ящик Пандоры, который дарит нам и беды со страданиями, но и дары Бога…
1. ГЛАЗНОЙ СЕГМЕНТ. Глазные мышцы, мышцы скальпа. Здесь удерживается плач, то, что нельзя видеть, печаль, радость, любовь, гнев. Именно здесь живёт страх оценки, страх совершить ошибку, страх обидеть человека. Соматические проблемы: близорукость, астигматизм, повышенное внутричерепное давление, головные боли, слезотечение. В теле: либо постоянно наморщенный лоб, либо удивлённые брови.
2. СТОМАТИЧЕСКИЙ (РОТОВОЙ) СЕГМЕНТ. Мышцы подбородка, горла и затылка, челюстные мышцы. Удерживаются плач, крик, гнев, кусание, сосание, гримасы, плевки. Соматические проблемы: бруксизм, ринофония (человек говорит голосом с назальным или носовым оттенком), стоматологические проблемы, заложенность носа, проблемы с ушами. В теле: челюсть либо слишком сжата, либо слишком расслаблена.
3. ГОРЛОВОЙ (ШЕЙНЫЙ) СЕГМЕНТ. Глубокие мышцы шеи и языка. Удерживаются гнев, обида, крик, плач. Реакции ярости и импульс крика бессознательны, «проглатываются», ком в горле. Именно здесь живёт предьявление себя миру, способность выражать себя, свои желания, чувства. Соматические проблемы: простуды, астма, остеохондроз, заикание. В теле: постоянный кашель, постоянное сглатывание, ощущение кома в горле, слишком громкий либо слишком тихий голос, хриплый голос.
4. ГРУДНОЙ СЕГМЕНТ. Широкие мышцы груди, плеч, лопаток, межрёберные мышцы, вся грудная клетка, руки. Удерживаются смех, гнев, печаль, страсть, любовь, много страхов. Такой человек не разрешает себе отдаться любви, ревности, тоске, боли, т.е. теряет способность переживать сильные чувства. Владелец грудного блока очень сдержан, имеет высокий уровень самоконтроля, может быть погруженным в себя, холодным, жёстким, недоступным при показной коммуникабельности. Здесь блокирована воля, свобода, поэтому обладатели данного блока зачастую зависимые-созависимые. Соматические проблемы: проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы, депрессии, кризисные состояния, проблемы в мышцах, суставах рук, в плечах; прикосновение такого человека формально, не имеет энергетики, либо напротив – втягивающее в себя, поглощающее, проникающее в другого. В теле: поверхностное дыхание, неподвижность грудной клетки, неловкость рук, ощущение узла в груди, свёрнутая грудь или грудь колесом. Такой человек не может воплощать идеи.
5. ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ. Мышцы диафрагмы, живота, солнечное сплетение, включая поджелудочную железу, печень, мышцы нижних позвонков. С помощью этого блока организм защищается от ощущений удовольствия и тревоги (поэтому углубление дыхания, холотропное дыхание вызывает такие противоречивые переживания: либо ощущение блаженства, либо холодящую тревогу). Это тема границ, взаимоотношения с людьми. Здесь живут контроль, ненависть, терпеливость, социальные страхи. Соматические проблемы: тошнота, неспособность к рвоте или частая рвота, анорексия, булимия. В теле: выдох всегда труднее вдоха, отстутствует самопроизвольный выдох. На этом уровне формируются зависимости.
6. БРЮШНОЙ СЕГМЕНТ (ЖИВОТ). Широкие мышцы живота и мышцы спины (крестец). Удерживается нормальный, физиологический страх падения (нападения), злость, неприязнь, гнев, ярость. Это центр творчества, здесь живёт самость, Я настоящий, творческий, спонтанный (К.Г. Юнг). Здесь сфокусирована сексуальность, как энергия жизни, творчества, очень сильные чувства; уверенность, выносливость, самодостаточность, терпение, равновесие, воля. Если блокирован данный сегмент, то в жизни человека происходит следующее: нарушается самоидентификация, извечный вопрос «Кто я есть. Что я?», блокируется творчество, желания. Обладатель этого блока не ищет нестандартных решений. Соматические проблемы: проблемы органов брюшной полости, депрессия, снижение общего жизненного тонуса, пониженный эмоциональный и физический фон. Тело: животный страх, страх за жизнь, живот табуированная область, т.к. здесь живёт сексуальная энергия («Ты должен вести себя правильно!»), со спины блокируется страх нападения, по бокам тела- невыраженность злости, раздражения, обиды, неприятие (страх щекотки), передняя проекция тела – блокируется способность чувствовать и переживать, задняя проекция тела- блокировано выражение различных импульсов.
7. ТАЗОВЫЙ СЕГМЕНТ. Мышцы таза и ног. Удерживаются возбуждение, гнев, удовольствие. Здесь проживает безопасное существование в физическом мире, безумная физическая энергия, сила хаоса, сексуальное возбуждение, инстинкт самосохранения. Когда нарушается тазовый сегмент, то нарушается весь ход жизни. Соматические проблемы: жуткая тревога без причин, ощущение ненадёжности своего существования, сексуальные проблемы, запоры, опухоли, сексуальное насилие. Тело: напряжённые, негнущиеся ноги, подкашивающиеся ноги, скованные/расслабленные бёдра, либо отодвинутый назад таз (агрессивно распущенный хвостик), либо поджатый таз, шарканье при ходьбе. Владельцы данного блока либо неистовые соблазнители, либо монахи – романтики. Они могут находиться в партнёрских отношениях, но истинная сексуальность в данном случае блокирована.
В 21 веке профессионалы – психологи работают сразу на несколько сегментов (да и отцы-основатели настаивали на этом) и исцеляют травму, подбирая индивидуально для каждого клиента свой букет психологических методов и техник. Я хочу предложить Вам знакомство с человеком, умеющим прикасаться к Душе других, человеком говорящим с другими языком Сердца. Виктор Франкл оттачивал и совершенствовал свой новаторский метод терапии (Логотерапия), находясь в концлагере. Именно там он, чтобы выжить самому и помочь выжить другим, чтобы сохранить человеческое лицо, придумал технику парадоксальной интенции («человек должен возжелать то, чего он больше всего опасается»). Он просил своего друга да и сам ежедневно придумывал различные смешные истории про себя, про лагерную жизнь. Виктор Франкл придавал любви огромное значение, именно присутствие любви к себе, другим, к жизни даёт человеку силу Духа, даёт силы пережить самые тяжёлые испытания судьбы. Этот великий Человек прикасался к сердцу других людей посредством слова и делает это по сей день через свои книги.
Хочу выразить особую благодарность всем тем, кто совершил и совершает наше совместное путешествие в глубины своего Я, к истокам своего истинного Я, благодарность за риск и доверие!
Я начала свою публикацию со слов «Прикоснись ко мне!». В завершении я обращаюсь к Вам, мои дорогие читатели, учитесь прикасаться к себе с нежностью и любовью, учитесь прикасаться к своему сердцу и слышать его голос!
Искренне с Вами,
УШАКОВА АННА ВИКТОРОВНА: психолог
(телесно-ориентированный, трансперсональный, арт-терапевт)