|
Личный рост или бесполезное чтение?Автор статьи: Ирина Берестень
«Книжная прокрастинация», - встретился мне интересный оборот в одной из статей, и я задумалась. - Ты знаешь, освоила скорочтение, и теперь могу прочитать до 10 книг в месяц. Очень удобно. - У меня 5 высших образований! Думаю, поучиться еще и в магистратуре. - Я все время учусь и не могу остановиться. Так много интересного! Недавно закончила курсы визажиста, сейчас на кинезиолога пойду учиться. (До этого была магистратура по юриспруденции). Восторженные реплики, которые, наверняка, слышал почти каждый из нас. В любом окружении есть люди, которые коллекционируют бесполезные знания. «Почему же бесполезные? - Уже слышу возмущенные возгласы. – У меня красный диплом!». Поверьте мне, как преподавателю высшей школы, с опытом работы более 14 лет, - я знаю, как и для чего получаются некоторые красные дипломы. И, опираясь на свой опыт, скажу, что второе, третье и все последующие образования получают те, кто не может себя найти в профессиональной деятельности уже имеющегося образования. Ведь в случае успешности в профессии, человек либо получает еще одно образование по своему профилю, но более углубленно, - магистратура, аспирантура или МВА, либо повышает квалификацию, но опять же в русле выбранной специальности. Так почему накопительные знания получили такое распространение? Особенность современного времени – это культ познания, как многолетнее накапливание разрозненных знаний, красивых сертификатов и дипломов о высшем образовании. И это становится похожим на серьезную зависимость, за которой стоит бегство от реальной жизни и полное отсутствие навыков применения полученных знаний на практике. - Скажите, какую книгу почитать, чтобы повысить свою самооценку… выстроить отношения с подростком… познать свои лучшие стороны… выстроить личные границы, а кстати, что это? – Такие вопросы задает каждый третий, а каждый пятый продолжает, – Ой, только не говорите, что надо работать над собой, - это фраза меня бесит, да и времени нет по психологам ходить (Упс!). Столько умных книг написано, надо просто найти свою. «Надо просто найти свою», - верное и единственно правильное замечание. Вот только надо ли, когда вокруг так много всего познавательно заманчивого? - Мне 40, у меня два высших образования, сейчас получаю третье, но не могу найти себя в профессии, - при этом практического стажа ни по одной специальности нет. Современная доступность получения знаний порождает некую иллюзию легкости применения их когда-нибудь, на практике и укрепляет веру в быстрое разрешение всех жизненных и профессиональных проблем при получении очередного диплома. Вот и получаем в итоге блестящих эрудитов, ничего не мыслящих в практической деятельности. Например, поучающих тренеров, перебивающихся случайными заработками, но при этом фантастически рассказывающих, как быстро стать миллионером. А может быть, пора остановиться в этой гонке за знаниями? И пробовать развивать навыки действия? Узнал теорию — применил на практике, потом еще раз повторил, что-то улучшил, что-то убрал, что-то еще добавил из полученных знаний, чтобы двигаться вперед, к профессионализму, а значит, и к востребованности, как специалиста. Ведь, если практически не использовать полученные знания, не тренировать их, не переводить в практику, - они «залеживаются», теряют «форму» и становятся абсолютно бесполезными. Хотя, нет! Красивый диплом остается официальным напоминанием о тех знаниях, которые так и остались в рамках обучающей программы. Так почему же все-таки, полученные знания без практических навыков и даже самые мудрые книги не меняют нашу жизнь?
Тогда зачем пришли ко мне? Ведь сейчас каждый второй считает себя крутым специалистом в области психологии, медицины, юриспруденции и зарабатывании денег. Но оказывается, чтение и слушание, не означает – практическое применение в конкретной ситуации и получение результата. Ведь для этого необходим навык действовать, а его нет. Что получаем в «сухом остатке»? Верно, неудовлетворенных жизнью всезнаек-незнаек, разглагольствующих знатоков, перегруженных теоретическими знаниями, хвастающихся дипломами и эрудицией. Теоретические знания без применения их на практике – бесполезный багаж. Знания не могут быть ЦЕЛЬЮ, - они СРЕДСТВО, инструмент, способ, благодаря которому достигается поставленная цель, даже, если это получение самого престижного документа об образовании. Отношение к знанию, как к волшебству, которое невероятным образом изменит жизнь, решит все проблемы человека, без его участия и усилий. «Сижу и жду чуда!», - фраза знакомая многим. «Я читаю все книги, которые Вы рекомендуете, а ничего не происходит», - читаю в комментариях. Бесцельно читать самые умные книги, лежа на диване, можно очень долго, а можно взять ту, которая соответствует поставленной цели, начать применять рекомендации и со временем прийти к ожидаемому результату. Волшебное слово здесь, - «Действие»! Других вариантов нет.
Недавно мне показали очень красиво оформленную тетрадь с красивым замочком, в которую записывается полезная информация, прекрасно работающая на практике. НО у хозяйки этой прекрасной тетради «Лайфхаки в психологии» была иная цель, - коллекционирование бесполезной информации. Для чего? Чтобы давать советы и блистать своими знаниями. «А вот ты знала, что….?». Так как же делать, чтобы знания работали и помогали в жизни?
Особенность человеческой психики заключается в том, что иногда кажется, что эта рекомендация слишком проста и не стоит на нее обращать внимания, НО уже не раз доказано самой жизнью, что часто именно незначимые изменения приводят к серьезным, важным и полезным изменениям. Отличная привычка спрашивать себя: «Для чего мне это надо?», - позволит сохранить время и вернуться в реальную активную жизнь, где пригодятся ваши полезные знания. Или у Вас иное мнение? Поделитесь! Психолог Ирина Кураж
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|