Психологическое насилие?

Психологическое насилие?

"Вот и покров прошел, ни снега на земле ни листьев на деревьях. Все вокруг голое, уязвимое какое-то в своей наготе. Яна стояла на балконе и курила сигарету. Она дрожала не от холода, от ощущения  обиды, которое заставляет протестовать, искать выход: "Надо что-то делать! Только не молчать". Нет, трагедии в общепринятом смысле не случилось. Это говорило уязвленное самолюбие, пострадавшее в весьма заурядной ситуации. Что может быть прекраснее подготовки к празднику? Ага, только сам праздник! Он будет только через несколько месяцев, а силы, кажется что последние, уходят , стекая с кончиков дрожащих пальцев, держащих сигарету.

Праздник называется "выпускной". А Янку угораздило попасть в родительский комитет класса. Директриса, собравшая родителей еще в сентябре, рассказала на собрании родителей о предстоящих событиях, обо всех запретах и пожеланиях, о высоких гостях, знаках внимания, подарках и "формате" мероприятия, закончила выступление приятно:" Не забывайте что праздник этот - праздник детей и для детей, он бывает раз в жизни и пройти должен так, как захотят этого виновники торжества". И вот, решили собрать деньги, как водится, и опросить старшеклассников на предмет "чего хочешь, деточка". Чатик вам в помощь...

Чудесное в своей непредсказуемости место - родительский чат - территория кастрированных Т9 мыслей,  поле, где любой может закопать или откопать "топор войны". Вот, вот, знакомо до смеха?

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=mKUQKdZuhLE

Однако, это пока единственно возможное средство коммуникации, доступное круглосуточно,  для общения занятых родителей, наученных за десять лет избегать родительских собраний и живого общения с людьми. Топор отрыли. Им стало место проведения выпускного. У большинства детей оказалось свое мнение, которое вполне согласуется в материальными возможностями большинства родителей. У малочисленной части  мнение оказалось другим. Только вот беда - договориться не получается. И сегодня утром по телефону Янку взбодрила мама из меньшинства. Несколько раз на предложения в чатике вариантов места проведения были реплики: "Яна, когда Вы уже замолчите!", "Зачем нам мнение директора!", "Кто вообще спрашивает детей, что выберем, туда и пойдут!", "Я такого бреда вообще не слышала никогда!", "Вы что, не способны повлиять на собственного ребенка?!, "Что за херня эти ваши лазертаги и боулинги, нашли кого слушать, там ни туалета нормального и из еды одна шаурма", "Мало ли чего хотят ваши дети, вот заработают, тогда и хотеть будут иметь право!". Подростки все это наблюдали, делая скриншоты с родительских смартфонов, матерясь  в собственном чате от разочарования:"Одна мамаша за всех решила! Никуда не пойду!".  И сегодня утром трубку пришлось держать на расстоянии от уха: "Чего Вы лезете куда не просят?! Запрет на рестораны? Вы только одна это и услышали!". Бескомпромиссное, болезненное воздействие, с напором  сравнимым разве что с работоспособностью  голодного дятла. Но, жизнь продолжается, и праздник нужно организовать так, чтобы светлые воспоминания о прощании со школой остались у детей..."

 

 

Этот  текст - пересказ реальных событий, иллюстрация для дальнейшего разговора.  Не о проблеме, ставшей причиной конфликта, а о способе коммуникации называемом газлайтингом.

Мы все агрессивны от природы. Агрессия необходима для выживания любого живого существа.  Только человек способен оценить степень внешней агрессии и выбрать адекватный ответ, используя другие свои природные способности, например способность говорить. Бывает так, что кто-то, в силу разных причин, видит внешнюю агрессию там, где ее в реальности нет. Когда причин для проявления агрессии нет, тогда такой ответ можно назвать насилием. Вот шел человек по улице, встретился глазами с другим. Другому не понравился "агрессивный взгляд" и он, упреждая мнимое нападение, ломает прохожему руку. Это физическое насилие. Если посылает вслед словесные оскорбления - психическое насилие. Когда психическое насилие становится регулярным, целенаправленно и методично снижает самооценку у преследуемого, заставляет его усомниться в собственной адекватности, такое психологическое насилие называется газлайтингом.  Газлайтер как правило добивается удовлетворения своей потребности, старательно и методично "подсвечивая" мнимую угрозу своими обвинениями, приглушает "свет" восприятия своей жертвы. В итоге, несчастный отказывается от своего мироощущения в пользу газлайтера и становится безвольным, управляемым исполнителем. Мне кажется это близко к явлению выученной (заученной) беспомощности, описанному еще в 1967 году Мартином Селигманом, вдохновленным на это работами Ивана Петровича Павлова об условных и безусловных рефлексах.

Свое название газлайтинг получил благодаря фильму с одноименным названием.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Газовый_свет_(фильм,_1944)

Работа, появившаяся сначала в виде пьесы, а потом отснятых друг за другом фильмах привлекла внимание психологов и психиатров. Посмотрите, думаю будет интересно.

Газлайтинг распространен в современном обществе. Его можно наблюдать везде, где существуют человеческие отношения. В трудовых коллективах, семьях, детско-родительских отношениях. Бывает осознанным и неосознанным. В последнем случае причиной могут быть особенности личностной конституции. Излюбленный инструмент в изощренном манипулировании, методично травмирующий жертву, способный нанести тяжелый вред психике.

Как распознать?

  • Вас регулярно унижают словесно, ссылаясь на третьи лица или на мнение "всех".
  • Вас лишают права высказаться.
  • Вам отказывают в адекватности:"Ты слишком чувствительный, это тебе кажется!, С тобой явно что-то не так! А не показать ли тебя психиатру?!".
  • Ваши чувства и действия обесценивают, намеренно ограничивают круг Вашего общения. Все это происходит регулярно и вызывает чувство обиды, негодования, разочарования - стоит обратить на это внимание и обратиться за помощью.

Что делать?

  • Многие психологи рекомендуют, как самое эффективное средство для сохранения собственной целостности, немедленное прекращение всяких отношений. Тем, кто выбрал для себя иной путь, не имеет желания или, как ему кажется, возможности выхода из отношений:
  • Уточняйте лично мнение "всех", на кого ссылаются. Мнение каждого из "всех" с большой вероятностью окажется противоположным, что "подлечит" раненную самооценку.
  • Во время публичных переговоров в части аргументации используйте факты, противопоставляя их эмоциональной оценке газлайтера.
  • Не сокращайте круг общения, даже если Вы интроверт и это не приносит Вам особого дискомфорта.
  • Не беритесь за исполнения каких бы то ни было поручений газлайтера, потому что обесценивания не избежать.
  • Не бойтесь идти на конфронтацию и ставить ультиматум в случае словесных унижений, лишения слова, при попытках обесценить чувства и переживания:" Мне неприятно слышать это, если не остановишься - прекращаю всякие отношения ".
  • Реализуйте угрозу, в случае отказа газлайтера или нарушения им договоренности.
  • Просите и принимайте психологическую поддержку у всех, кто может ее дать, в том числе у психологов.
  • Не бойтесь покинуть коллектив газлайтеров (и такое бывает). Потому что это не бегство, а способ "отдернуть руку от горящей головешки", чтобы не лишиться "руки". Это путь к самосохранению, возможность искать и найти другие отношения и другой коллектив.
  • Даже если газлайтер авторитетная личность или "суперколлектив", помните, что "перед экспертом нужно снимать шляпу, но не голову."

Берегите себя)

ТС



Просмотров: 299
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь