|
Ай-я-яй, так вести себя нельзя!Автор статьи: Татьяна Юрьевна Борисенко
Интересно наблюдать переносы, которые мы реализуем в жизни, из мира своих детских переживаний, в настоящую действительность. Подобные истории никакого отношения не имеют к нашим детским, не совсем приятным воспоминаниям, но мы их активно повторяем, спустя 10, 20 и 30 лет. Где-то глубоко в моей памяти, сохраняется моя история из начальных классов. Во время урока, наша учительница, иногда, обращалась к ученикам с небольшими просьбами. И пришло время моей очереди, когда и я должна была выполнить новую просьбу учителя, а именно, сходить в магазин за квашенной капустой (или соленой, точно не помню). Прошел клич по школе, что привезли капусту, её совсем мало, и скоро закончится. Не скажу, что я так рьяно стремилась к учебе, но по какой-то причине ответила отказом, сославшись, что мне нравится учиться, а не ходить за капустой. В магазин пошел другой ученик, а я в ближайшие пару лет реально осознавала, как это "грызть гранит науки", со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, мои воспоминания о начальной школе не очень лестные. Родители в тот момент меня поддержали, мой отказ приняли легко, и возможно, даже и одобрили поступок. Т.к. вышеописанная ситуация, для того времени, была социально неприемлемая, не одобряемая и порицательная на общественном уровне, но поддерживаемая и одобряющая родителями, у меня, как у ребенка (вероятно), возникло внутреннее противоречие. Родители поддерживают в одном направлении, социум указывает на другое. Прошло время, историю все забыли, а напряжение осталось. Социум имеет огромную силу и власть, давление социума мощное, напор огромен. Родители имеют огромную силу и власть над ребенком, давление мощное, напор огромен. Мы наблюдаем, как две огроменные силы встретились в своем противоречии, а между ними хрупкое тельце ребенка. Возникает ассоциация о корабле, зажатом с двух сторон айсбергами. На днях я почувствовала давно забытое напряжение, когда оказалась в ситуации одного из айсбергов, в отношении собственного ребенка. Учительница начальных классов, где учится наш ребенок, эмоционально высказывала о недопустимом поведении со стороны ученицы. Но ситуация мне показалось смешной и забавной, дома мы её обсудили, отметили для ребенка правила хорошего тона и благополучно забыли. На следующий день я слышу новое "ах и ох" в отношении поведения ребенка. Я почувствовала, как напряжение в теле нарастает, и возникает смутное ощущение "дежавю". Т.е. это тот момент, когда я дала реакцию на свое детское переживание, не имеющее отношение к собственному ребенку. Поговорила с детским психологом, в отношении ситуации в школе, уточнила, на сколько она социально приемлемая. Мудрый детский психолог рассмеялся и сказал доброе "забей, все нормально", но моё напряжение было устойчивое и сохранное. В вечерней профессиональной беседе с коллегой по текущим рабочим темам, я отметила свое напряжение и уделила отдельное внимание своей теме переживания. Коллега внимательно слушала меня и с удивлением сказала: "Ты совсем не похожа на человека, которого интересует общественное мнение. Тема социального давления - не твоя. Забавно, что среагировала на учителя с фразой: "ай-я-яй, так вести себя нельзя!" Я почуствовала, что то, что я считаю нормальным и естественным, то, что мне приятно наблюдать в поведении своего ребенка, то, что я одобряю в своей жизни, в жизни семьи и окружающих - для меня ценно. И простая, но эмоциональная фраза учителя "ай-я-яй", та фраза и ситуация, о которой она забудет через пару дней, для меня оказалась доминирующей, яркой и ведущей. Меня с толку сбила чужая, совершенно естественная эмоция, но т.к. она прозвучала из уст учителя начальных классов - у меня запустился пусковой механизм моих детских переживаний, моих детских страхов. Силу и параллизирующую мощь которого я прочуствовала всем телом. Перед сном меня спросил ребенок: "мама, а я хорошо себя сегодня вела?" Какой жуткий вопрос из уст ребенка. Какой искренний и доверчивый тон, спрашивающий - мама, я социально одобряемо себя вела? Т.е. и тебе угодила и учителю? И тебе хорошо и учителю? В этом вопросе я не услышала её желания, её понимания сегодняшнего дня. В этом, простом и безобидном вопросе я лишь услышала - поставь мне оценку за поведение на тему "как я провела сегодняшний день". Думаю, что в вышеописанной истории мы наглядно можем наблюдать, как самая обыкновенная, можно сказать, дежурная ситуация в социуме ребенка, воскрешает травму родителя. И родитель, якобы желающий защитить ребенка, начинает нападать на виновника травмы (т.е. учителя). Но это не мой учитель, это учитель моего ребенка. Этот учитель лишь оживил моё детское переживание, но к той давней истории не имеет никакого отношения. И что мы, как родители, начинаем делать? Не свои раны лечить, а усиленно защищать ребенка от нападков учителя. Мы просто находим "крайнего", того, с помощью кого мы себе можем облегчить ту детскую боль, а не помочь ребенку. Вроде бы о ребенке забочусь, а на самом деле лишь прикрываюсь им, чтобы самому было менее больно. И пользы в этой ситуации нет ни для кого... Надеюсь, что история моя будет полезна для других родителей, у которых создается впечатление, что педагог предвзято относится к их ребенку, или, что обижают их ребенка. Находясь в родительской позиции, и разговаривая с другими родителями, я часто слышу ту детскую далекую боль и беспомощность, которая выражается в протестах в настоящем. Нам, как родителям, важно различать реальную опасность от мнимой, реальную историю, от тумана собственных воспоминаний. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|