Ай-я-яй, так вести себя нельзя!

    Интересно наблюдать переносы, которые мы реализуем в жизни, из мира своих детских переживаний, в настоящую действительность. Подобные истории никакого отношения не имеют к нашим детским, не совсем приятным воспоминаниям, но мы их активно повторяем, спустя 10, 20 и 30 лет.

   Где-то глубоко в моей памяти, сохраняется моя история из начальных классов. Во время урока, наша учительница, иногда, обращалась к ученикам с небольшими просьбами. И пришло время моей очереди, когда и я должна была выполнить новую просьбу учителя, а именно, сходить в магазин за квашенной капустой (или соленой, точно не помню). Прошел клич по школе, что привезли капусту, её совсем мало, и скоро закончится. Не скажу, что я так рьяно стремилась к учебе, но по какой-то причине ответила отказом, сославшись, что мне нравится учиться, а не ходить за капустой. В магазин пошел другой ученик, а я в ближайшие пару лет реально осознавала, как это "грызть гранит науки", со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, мои воспоминания о начальной школе не очень лестные.

   Родители в тот момент меня поддержали, мой отказ приняли легко, и возможно, даже и одобрили поступок.

   Т.к. вышеописанная ситуация, для того времени, была социально неприемлемая, не одобряемая и порицательная на общественном уровне, но поддерживаемая  и одобряющая родителями, у меня, как у ребенка (вероятно), возникло внутреннее противоречие. Родители поддерживают в одном направлении, социум указывает на другое. 

   Прошло время, историю все забыли, а напряжение осталось. 

   Социум имеет огромную силу и власть, давление социума мощное, напор огромен. Родители имеют огромную силу и власть над ребенком, давление мощное, напор огромен. Мы наблюдаем, как две огроменные силы встретились в своем противоречии, а между ними хрупкое тельце ребенка.

   Возникает ассоциация о корабле, зажатом с двух сторон айсбергами.

Ай я яй так вести себя нельзя

   На днях я почувствовала давно забытое напряжение, когда оказалась в ситуации одного из айсбергов, в отношении собственного ребенка. Учительница начальных классов, где учится наш ребенок, эмоционально высказывала о недопустимом поведении со стороны ученицы. Но ситуация мне показалось смешной и забавной, дома мы её обсудили, отметили для ребенка правила хорошего тона и благополучно забыли. На следующий день я слышу новое "ах и ох" в отношении поведения ребенка. Я почувствовала, как напряжение в теле нарастает, и возникает смутное ощущение "дежавю". Т.е. это тот момент, когда я дала реакцию на свое детское переживание, не имеющее отношение к собственному ребенку. Поговорила с детским психологом, в отношении ситуации в школе, уточнила, на сколько она социально приемлемая. Мудрый детский психолог рассмеялся и сказал доброе "забей, все нормально", но моё напряжение было устойчивое и сохранное. В вечерней профессиональной беседе с коллегой по текущим рабочим темам, я отметила свое напряжение и уделила отдельное внимание своей теме переживания. Коллега внимательно слушала меня и с удивлением сказала: "Ты совсем не похожа на человека, которого интересует общественное мнение. Тема социального давления - не твоя. Забавно, что среагировала на учителя с фразой: "ай-я-яй, так вести себя нельзя!" 

   Я почуствовала, что то, что я считаю нормальным и естественным, то, что мне приятно наблюдать в поведении своего ребенка, то, что я одобряю в своей жизни, в жизни семьи и окружающих - для меня ценно. И простая, но эмоциональная фраза учителя "ай-я-яй", та фраза и ситуация, о которой она забудет через пару дней, для меня оказалась доминирующей, яркой и ведущей. Меня с толку сбила чужая, совершенно естественная эмоция, но т.к. она прозвучала из уст учителя начальных классов - у меня запустился пусковой механизм моих детских переживаний, моих детских страхов. Силу и параллизирующую мощь которого я прочуствовала всем телом. 

   Перед сном меня спросил ребенок: "мама, а я хорошо себя сегодня вела?" Какой жуткий вопрос из уст ребенка. Какой искренний и доверчивый  тон, спрашивающий - мама, я социально одобряемо себя вела? Т.е. и тебе угодила и учителю? И тебе хорошо и учителю? В этом вопросе я не услышала её желания, её понимания сегодняшнего дня. В этом, простом и безобидном вопросе я лишь услышала - поставь мне оценку за поведение на тему "как я провела сегодняшний день".

   Думаю, что в вышеописанной истории мы наглядно можем наблюдать, как самая обыкновенная, можно сказать, дежурная ситуация в социуме ребенка, воскрешает травму родителя. И родитель, якобы желающий защитить ребенка, начинает нападать на виновника травмы (т.е. учителя). Но это не мой учитель, это учитель моего ребенка. Этот учитель лишь оживил моё детское переживание, но к той давней истории не имеет никакого отношения. И что мы, как родители, начинаем делать? Не свои раны лечить, а усиленно защищать ребенка от нападков учителя. Мы просто находим "крайнего", того, с помощью кого мы себе можем облегчить ту детскую боль, а не помочь ребенку. Вроде бы о ребенке забочусь, а на самом деле лишь прикрываюсь им, чтобы самому было менее больно. И пользы в этой ситуации нет ни для кого...

   Надеюсь, что история моя будет полезна для других родителей, у которых создается впечатление, что педагог предвзято относится к их ребенку, или, что обижают их ребенка. Находясь в родительской позиции, и разговаривая с другими родителями, я часто слышу ту детскую далекую боль и беспомощность, которая выражается в протестах в настоящем.

   Нам, как родителям, важно различать реальную опасность от мнимой, реальную историю, от тумана собственных воспоминаний.



Просмотров: 348
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Мой ребенок меня обманывает! Что делать?!"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • "Я не знаю, что для меня цель"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Ты тупая бабушка! Уходи!" Что делать с гневом ребенка?
  • "Муж не принимает ребенка от прошлого брака. Что делать?"
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь