«Не будите спящую собаку» или продолжение следует?

Трагедия в Керчи в очередной раз заставляет задуматься, что происходит в нашем обществе? Различные версии кровавого события: начиная от «влияния Запада» и участия иностранных спецслужб до плохих отношений в семье, с однокурсниками и преподавателями, поиск семейных психических расстройств. Версий много, и каждая имеет право на жизнь. Но за поиском виноватого в случившемся, упускается одно социальное явление давно пропитавшее нашу жизнь, явление ставшее бедой и являющееся причиной многих аналогичных преступлений за последнее время. Это социальное явление знакомо не понаслышке психологам и педагогам, в каждой школе оно присутствует и постепенно захватывает все большую территорию. Название этого явления – буллинг. Вот так определяет эту беду психологический словарь:

Тра́вля или бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. В качестве особой формы травли выделяют моббинг, где в отличие от буллинга, когда травлю организует один (лидер) с сообщниками, а большинство остаются свидетелями, травля большинством или всеми членами коллектива (микросоциума). Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.

В нашей стране Буллинг процветал в виде проблемы неуставных отношений в армии. Волна самоубийств и расправы над сослуживцами, была актуальной темой в СМИ. Только благодаря вниманию Комитета солдатских матерей – эта проблема стала решаться, в армии произошли изменения, и такие случаи сейчас стали довольны редки.

Зато стала процветать волна самоубийств среди школьников, которые стали жертвами буллинга. По данным статистики в 2016 г. покончили самоубийством свыше 700 детей. Мысли о самоубийстве появляется у 45% российских девушек и у 27% юношей. Уровень депрессии среди подростков составляет 20%. Более 90% случаев самоубийств приходится на неблагополучные семьи.

Конфликты в учебных заведениях двусторонние: учителя –травят учеников, ученики – учителей, не менее жестко, чем те их. Сфера образования превращается в сферу конфликтов и столкновения поколений. У молодежи отсутствуют моральные тормоза, а косвенная или вербальная агрессия бывает намного тяжелее физического. Задача травли подчинить себе слабого, морально унизить, вызвать страх, и так или иначе подчинить его себе. Тот, кто подвергается травле не способен защитить себя самостоятельно, подвергаясь запредельной жестокости, он выбирает путь сознательного насилия, в целях самозащиты. И в случае керченского стрелка, также проявляется злость на себя, готовность себя убить.. Но сначала отомстить тем, кто унижал его. Видеокадры трагедии, свидетельствуют о том, что эта был заранее спланированный и подготовленный акт возмездия. Стрелок убивал некого попало, а того, с кем не сложились отношения, того с кем был давний конфликт. Конфликт замалчиваемый, скрытый от окружающих. Т.е все знали, что происходит, но не придавали этому значения.

Для возникновения буллинга необходимы следующие факторы: замкнутая система, наличие того, кто утратил обратную связь с группой(руководство, администрация), тех, кто  покровительствует групповой травле (учителя, администрация) и тех, кто в качестве нейтрального наблюдателя или союзника фактически поддерживает агрессора. То есть получается, что практически любое учебное заведение, любой подросток может стать жертвой буллинга.

Если жертва остается один на один с агрессивной группой, на фоне равнодушных покровителей агрессора, безучастных и вечно занятых родителей, то постепенно она накапливает «взрывную смесь» для ответного насилия. Динамика жертвы развивается таким образом:  сначала шок от обиды. Потом наступает злость и обида. Потом чувство смирения. Потом непереносимое чувство вины. И тут у жертвы наступает такое отчаянье, что следует срыв. 

Школа не может заменить собой семью. Изменения в психике ребенка не происходят за одну ночь. Эффект накопления может происходить годами. Задача родителя научить ребенка решать проблемы без агрессии, конструктивно. Поддерживать ребенка и давать ему уверенность, в том, что он может отстаивать свою точку зрения. Не задавать дежурный вопрос: «Как прошел день?», а внимательно и с интересом слушать то, что и как рассказывает ребенок о школе, одноклассниках и учителях, своих проблемах.

Иногда дети, чтобы не разочаровать родителей и боясь ярлыка «неудачника», не рассказывают родителям что их обижают, издеваются в школе. Если ваш ребенок пришел к вам с такой проблемой. Отнеситесь к этому серьезно – ребенок пришел к вам за помощью. Если обесценить проблему ребенка, во второй раз он может не обратиться к вам. Возможно это единственный шанс помочь вашему ребенку.

Если вы заметили, что ваш ребенок стал жертвой буллинга:

- поговорите с учителем, если он ничего не предпринимает обратитесь к директору;

- Научите ребенка неагрессивным способам противостоять буллингу – пусть он избегает обидчика или уклоняется от него, переключится на общение с друзьями или поговорит с кем-то, кто мог бы ему помочь;

- Помогите ребенку действовать уверенно;

- Не призывайте детей решать проблемы при помощи кулаков. Ребенок может пострадать во время драки, попасть в неприятности и усугубить конфликт со своими обидчиками.

Не воспринимайте буллинг как что-то временное. Если вас не волнует, как это скажется на вашем ребенке, вспомните о том, что страдает кто-то другой



Просмотров: 255
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Мой комментарий: Как защитить ребенка от травли в школе
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • О жертвах буллинга и коллективной травле
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание
  • Семья может защитить ребенка от наркомании.
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь