|
«Не будите спящую собаку» или продолжение следует?Автор статьи: Лакомкина Елена Валерьевна
Трагедия в Керчи в очередной раз заставляет задуматься, что происходит в нашем обществе? Различные версии кровавого события: начиная от «влияния Запада» и участия иностранных спецслужб до плохих отношений в семье, с однокурсниками и преподавателями, поиск семейных психических расстройств. Версий много, и каждая имеет право на жизнь. Но за поиском виноватого в случившемся, упускается одно социальное явление давно пропитавшее нашу жизнь, явление ставшее бедой и являющееся причиной многих аналогичных преступлений за последнее время. Это социальное явление знакомо не понаслышке психологам и педагогам, в каждой школе оно присутствует и постепенно захватывает все большую территорию. Название этого явления – буллинг. Вот так определяет эту беду психологический словарь:
В нашей стране Буллинг процветал в виде проблемы неуставных отношений в армии. Волна самоубийств и расправы над сослуживцами, была актуальной темой в СМИ. Только благодаря вниманию Комитета солдатских матерей – эта проблема стала решаться, в армии произошли изменения, и такие случаи сейчас стали довольны редки. Зато стала процветать волна самоубийств среди школьников, которые стали жертвами буллинга. По данным статистики в 2016 г. покончили самоубийством свыше 700 детей. Мысли о самоубийстве появляется у 45% российских девушек и у 27% юношей. Уровень депрессии среди подростков составляет 20%. Более 90% случаев самоубийств приходится на неблагополучные семьи. Конфликты в учебных заведениях двусторонние: учителя –травят учеников, ученики – учителей, не менее жестко, чем те их. Сфера образования превращается в сферу конфликтов и столкновения поколений. У молодежи отсутствуют моральные тормоза, а косвенная или вербальная агрессия бывает намного тяжелее физического. Задача травли подчинить себе слабого, морально унизить, вызвать страх, и так или иначе подчинить его себе. Тот, кто подвергается травле не способен защитить себя самостоятельно, подвергаясь запредельной жестокости, он выбирает путь сознательного насилия, в целях самозащиты. И в случае керченского стрелка, также проявляется злость на себя, готовность себя убить.. Но сначала отомстить тем, кто унижал его. Видеокадры трагедии, свидетельствуют о том, что эта был заранее спланированный и подготовленный акт возмездия. Стрелок убивал некого попало, а того, с кем не сложились отношения, того с кем был давний конфликт. Конфликт замалчиваемый, скрытый от окружающих. Т.е все знали, что происходит, но не придавали этому значения. Для возникновения буллинга необходимы следующие факторы: замкнутая система, наличие того, кто утратил обратную связь с группой(руководство, администрация), тех, кто покровительствует групповой травле (учителя, администрация) и тех, кто в качестве нейтрального наблюдателя или союзника фактически поддерживает агрессора. То есть получается, что практически любое учебное заведение, любой подросток может стать жертвой буллинга. Если жертва остается один на один с агрессивной группой, на фоне равнодушных покровителей агрессора, безучастных и вечно занятых родителей, то постепенно она накапливает «взрывную смесь» для ответного насилия. Динамика жертвы развивается таким образом: сначала шок от обиды. Потом наступает злость и обида. Потом чувство смирения. Потом непереносимое чувство вины. И тут у жертвы наступает такое отчаянье, что следует срыв. Школа не может заменить собой семью. Изменения в психике ребенка не происходят за одну ночь. Эффект накопления может происходить годами. Задача родителя научить ребенка решать проблемы без агрессии, конструктивно. Поддерживать ребенка и давать ему уверенность, в том, что он может отстаивать свою точку зрения. Не задавать дежурный вопрос: «Как прошел день?», а внимательно и с интересом слушать то, что и как рассказывает ребенок о школе, одноклассниках и учителях, своих проблемах. Иногда дети, чтобы не разочаровать родителей и боясь ярлыка «неудачника», не рассказывают родителям что их обижают, издеваются в школе. Если ваш ребенок пришел к вам с такой проблемой. Отнеситесь к этому серьезно – ребенок пришел к вам за помощью. Если обесценить проблему ребенка, во второй раз он может не обратиться к вам. Возможно это единственный шанс помочь вашему ребенку. Если вы заметили, что ваш ребенок стал жертвой буллинга: - поговорите с учителем, если он ничего не предпринимает обратитесь к директору; - Научите ребенка неагрессивным способам противостоять буллингу – пусть он избегает обидчика или уклоняется от него, переключится на общение с друзьями или поговорит с кем-то, кто мог бы ему помочь; - Помогите ребенку действовать уверенно; - Не призывайте детей решать проблемы при помощи кулаков. Ребенок может пострадать во время драки, попасть в неприятности и усугубить конфликт со своими обидчиками. Не воспринимайте буллинг как что-то временное. Если вас не волнует, как это скажется на вашем ребенке, вспомните о том, что страдает кто-то другой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|