|
Особенности функционирования инстинктовАвтор статьи: Скляренко Виктор Рамэссович
Введение. Проблемы интерпретации термина «инстинкт» Термин «инстинкт» так же проблематичен, как и термин «бессознательное». Вот стандартное определение понятия «инстинкт»: Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. (Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М. С. Гилярова. — Изд. второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 231. — 864 с.) В общей психологии сохраняется аналогичный взгляд на инстинкты, как на стереотипные врожденные автоматизированные формы поведения. И в этом смысле инстинкты противопоставляются сознательной разумной деятельности. Традиционно так же идет разделение человека и животных. Животным приписываются инстинкты и бессознательная деятельность, а человеку приписывается сознательная разумная деятельность и отрицается наличие инстинктов у человека. Однако, мы видим, что ведущие направления психотерапии употребляют представления о наличии инстинктов у человека. Это противоречие нуждается в объяснении и уточнении. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении данного противоречия – это тот факт, что рассматривая проявления инстинктов у человека ни Фрейд, ни Юнг, ни Перлз, не имеют ввиду ни каких «форм автоматического поведения», а употребляют понятие инстинкта исключительно в контексте его прямого перевода – «влечение», «побуждение». В чем же дело? Неужели Фрейд, Перлз и другие основатели классических методов психотерапии не знали, что такое инстинкт? – Вряд ли. Конечно, они знали, что пишут об инстинктах биологи, имели собственное мнение по этому вопросу и даже спорили между собой, какой же из инстинктов является основным. Дело здесь в понимании основателями классических методов психотерапии отличий функционирования инстинктов у человека. Эти отличия происходят из общей эволюции инстинктивной деятельности и особенностей проявлений инстинктов у высших млекопитающих, к которым относится и вид Человек Разумный. Частично на вопрос особенностей проявления инстинктов у человека отвечает Абрахам Маслов: Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта. Общепринятого определения инстинкта не разработано до сих пор. Некоторые проблемы, в том числе применимость термина инстинкт к человеку, носят дискуссионный характер. (Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined). Для прояснения и понимания инстинктов у человека рассмотрим основные особенности проявления инстинктов. Основные особенности инстинктивных проявлений Инстинкты эволюционируют. Эволюция инстинктов лежит в основе исследований сравнительной психологии. Основатель сравнительной психологии русский зоопсихолог В.А. Вагнер разработал объективные биологические методы исследования типических инстинктов. Под «типическим инстинктом» В.А.Вагнер понимал видоспецифичную форму поведения при удовлетворении животным какой-либо потребности. Здесь нужно сделать очень важное замечание: видоспецифичная форма удовлетворения потребности (побуждения, влечения) у разных биологических видов отличается. Однако содержание самой потребности остается общим и проходит через весь филогенез биологических видов. Например, потребность организма в питании (пищевое влечение, пищевой инстинкт) проявляется на всех этапах эволюции видов, однако «типический инстинкт», как видоспецифичная константная (стереотипная) форма удовлетворения этой потребности – у разных видов отличается. В данном случае часто возникает терминологическая путаница. С одной стороны, термин «типический инстинкт» подразумевает именно форму поведения, а не содержание влечения. С другой стороны, при потере в этом термине слова «типический», получается употребление термина «инстинкт» в качестве обозначения константного видоспецифичного поведения с потерей понимания инстинкта в его непосредственном переводе и значении, как побуждения (влечения). На мой взгляд, именно эта путаница и привела к механическому переносу и искажению понятия инстинкта, как некоего «сложного автоматического поведения». В.А.Вагнер предложил три метода исследований типических инстинктов: А. Определение типа видового инстинкта – внутривидовой анализ психики. Он заключается в исследовании индивидуальных колебаний видоспецифичных форм поведения (типических инстинктов) у данного конкретного вида животных. Вагнер противопоставлял инстинктивную деятельность разумной деятельности и предполагал, что исследование индивидуальных колебаний типических инстинктов позволит отличить инстинктивные формы поведения от разумных форм поведения. Б. Филогенетический метод исследования – установление генотипической связи типических инстинктов. Этот метод предполагает сравнение особенностей типических инстинктов данной конкретной таксономической группы животных с аналогичными по функции типическими инстинктами таксономических групп, стоящих выше и ниже относительно данной таксономической группы на эволюционной лестнице. Таким образом, производится наблюдение эволюции форм инстинктивного поведения в филогенезе биологических видов. В. Онтогенетический метод исследования типических инстинктов – предполагает наблюдение изменений типических инстинктов в онтогенезе биологических видов. Инстинкт является внутренним источником побуждения. В отличие от рефлекса (отражения), инстинкт проявляется не в ответ на внешний стимул, а имеет самостоятельное внутреннее происхождение. Рефлексы – тоже бессознательные реакции, но они обслуживают инстинкты и проявляются в ответ на стимул. Например, инстинкт питания обслуживается целым рядом безусловных рефлексов – сосания, кусания, жевания, глотания, выделения желудочного сока, перистальтики кишечника, дефекации, срыгивания и т.д. Условные рефлексы становятся на обслуживание инстинкта в конкретных условиях среды. Например, удовлетворение пищевого инстинкта в условиях наличия определенных продуктов питания формирует вкусовые реакции. Таким образом, в одних условиях индивид воспринимает как «вкусные» одни продукты, а в других – другие. Так обретаются определенные склонности к употреблению пищи, сексуальные предпочтения, представления о красоте и т.п. Существует большое количество исследований, посвященных проявлению спонтанного инстинктивного поведения в отсутствии внешних источников побуждения. Классическим примером таких исследований является демонстрация К.Лоренцом скворца, который с детства жил в неволе и питался в искусственных условиях в клетке. Однако, он проделывал движения по поимке насекомых в воздухе, которые в реальности отсутствовали. Другой пример подобных исследований приводит Р.Хайнд. Он описал, как канарейка, лишенная возможностей строить гнездо и не имеющая для этого естественных условий и материалов, выполняла весь комплекс движений по переносу несуществующих травинок и вплетению их в несуществующее гнездо. Существует так же множество исследований по наблюдению инстинктов полового поведения у животных в условиях отсутствия возможности осуществления естественных половых отношений, что приводило к нарушениям влечения при реализации самого двигательного комплекса полового поведения. Все эти наблюдения показывают, что инстинкт, как внутреннее побуждение, проявляется независимо от того, есть ли внешний стимул или условия для его реализации. Поэтому, в условиях неподходящих для реализации инстинкта, инстинкт все равно проявляется, но в искаженном виде. Инстинктивные формы поведения частично дозревают в процессе жизни. Это эволюционное приобретение позволяет им приспособиться к текущим условиям среды. Чем выше на эволюционной лестнице стоит биологический вид – тем больше приспособительная изменчивость его форм инстинктивного поведения. Значительная часть процесса дозревания инстинктов в онтогенезе связано и явлением импринтинга. Импринтинг (запечатление) хорошо описан в наблюдениях реакции следования за матерью у выводковых птиц. Само влечение следования за матерью врожденное, но образ матери подлежит запечатлению в ранний чувствительный (сензитивный) период. Сензитивные периоды влияют на процесс формирования поведения и у более развитых в эволюционном плане биологических видов, в том числе и у человека. У высших млекопитающих, в том числе и у человека, появляется еще одно эволюционное приобретение, в процессе которого дозревают врожденные формы поведения – это игра. Игра представляет собой совершение пробных действий в условиях сниженной ответственности за результаты этих действий. Так, большинство навыков удовлетворения жизненно важных потребностей формируются при жизни в конкретных условиях среды. Таким образом, происходит индивидуальное приспособление способов удовлетворения потребностей именно в данных конкретных условиях. На способности инстинктивного поведения к приспособлению к условиям построена и способность высших млекопитающих к обучению. Однако, гибкость инстинктивных форм поведения и их высокая изменчивость в онтогенезе у высших млекопитающих имеет и обратную сторону. Психические и физические травмы во время созревания инстинктивных форм поведения приводят к нарушениям способности индивида к удовлетворению своих потребностей. Инстинкты имеют цепное строение. Уильям Крейг (1919) выделил цепь состоящую как минимум из трех звеньев: «побуждение»-«поиск способа его удовлетворения»-«завершающее действие». Однако, с учетом приспособительных изменений реализации инстинкта существует более сложное цепное строение. Для примера приведу цепь реализации инстинкта продолжения рода у высших млекопитающих: «половой набор хромосом» - «первичные половые признаки» - «половая идентификация» - «половое поведение» - «влечение» - «ухаживание» - «половой акт» - «беременность» (у самок) - «родительское поведение». Физические или психические травмы могут приводить к нарушению этой цепи реализации инстинкта. В случае «сбоя» реализации этого инстинктивного процесса – инстинкт возвращает свое действие на одно из предыдущих звеньев с целью повторения попытки реализации. Рассмотрение возможностей исправления ошибок инстинкта – вопрос психотерапии. В данном контексте становится понятным общий смысл психотерапии и для человека и животных. Для иллюстрации возможных нарушений инстинктивного поведения приведу пример нарушения сексуального поведения у лошадей в результате раннего отлучения жеребенка от матери. Для воспитания хорошего жеребца жеребенка до года нельзя отлучать от кобылы. Дозревание полового инстинкта требует формирования полового поведения в контакте с матерью. Жеребенок, когда подрастает – начинает запрыгивать на кобылу. Эти движения не носят непосредственного полового действия, а имеют характер игры, имитации полового действия. Если жеребенка отлучить от матери – он лишается таких игр и позже, уже во взрослом состоянии, при испытании полового влечения «стесняется» запрыгнуть на кобылу. В таких условиях кобыла, которая готова к спариванию начинает нервничать и злиться, может побить «стеснительного» жеребца, что усугубляет его закомплексованность. «Лошадиная психотерапия» такого сексуального расстройства проводится путем обездвиживания кобылы в специальном станке для спаривания. Таким образом, для «стеснительного» жеребца создаются специальные условия безопасности, в которых он может «доиграть» сексуальные игры, не доигранные в детстве. Конечно, психотерапия травм инстинктивного поведения у человека имеет более сложный и разнообразный характер. Однако, суть психотерапии та же – создание условий для проявления определенных травмированных реакций в безопасных условиях. В человеческой психотерапии такие условия часто создаются в воображаемом или игровом пространстве. Думаю, что параллели с приведенным зоологическим примером и того, что происходит во время психоаналитических сеансов или сеансов гештальттерапии, психологи могут провести самостоятельно. Как Боги стали инстинктами. Инстинкты наблюдались людьми на протяжении всей истории человечества. Они воспринимались, как некие глобальные силы, которые вдохновляют и побуждают человека к определенным действиям. Для древнего анимистического мышления эти процессы виделись, как приход к человеку различных духовных существ – Богов или Духов. Так, например, у древних греков приход к человеку состояния любви воспринимался, как приход Бога Эроса. Сон воспринимался, как приход Морфея, страх – как приход Фобоса, гнев – приход Арея и т.д. У каждого народа есть свой пантеон языческих богов, который и отражает представления и сознавание данного народа о движущих силах бытия. Однако, в процессе изменений форм хозяйствования с присвоительных к производственным произошел и переход от доминирования анимистического и образного видов мышления к доминированию абстрактно-логического мышления. Вместе с изменением способов мышления произошел и переход от образного и чувственного понимания движущих сил поведения человека к абстрактным способам понимания. Так Эрос где-то в средневековье стал «либидо», а потом «инстинктом продолжения рода». То же самое случилось с другими языческими Богами – они стали разными «инстинктами». Выводы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|