|
Кино и арт-терапия.Автор статьи: Березин Сергей Викторович
Размышляя о воздействии искусства на человека, Аристотель выдвинул идею катарсиса, разработке которой впоследствии посвятил достаточно много времени и сил. Несколько утрируя, можно сказать, что катарсис в его понимании - этоспецифический отклик человека на произведение искусства, приводящий к очищению его души. Можно допустить, что во времена Аристотеля зрители действительно переживали катарсис. Правда, необходимо помнить, чтоантичный театр - это совсем не то же самое, чтотеатр современный, и, конечно, сознание античного зрителя отличается от сознания наших современников. Не будем сейчас останавливаться на этом долго - это интересная и важная тема, но не сейчас и, возможно, не здесь. сейчас и здесь мнехочется напомнить о том, какие переживания испытывал герой замечательной повести графа Л.Н. Толстого "Крейцерова соната" Василий Позднышев. Слушая Бетховена, Позднышев почти на физическом уровне переживает смятение чувств, которое вызывает у него музыка. "Что это такое, эта музыка? Что она делает с человеком?" - восклицает он. Позднышев всей душой открыт многогранному воздействию музыки на него, но, однако, это не меняет его - катарсиса нет. Но, может быть, дело в самом Василии, может быть, это он, такой какой он есть, не способен пережить катарсис? Мне кажется , дело не в Василии. Есть основания полагать, что современное искусство не может быть источником и причиной катарсиса у современного человека. Оставим аргументацию этого тезиса за скобками повествования. А. Менегетти, разработавший в свое врем одну из моделей кинотерапии ( в его онтопсихологии - это синемалогия) пишет, что фильм сам по себе способен лишь возбудить эмоциональный комплекс индивида. Мой двадцатилетний опыт кинотерапии убеждает меня в справедливости позиции А. Менегетти. Реальные изменения в личности, в системе ее установок, смыслов, иногда даже в системе ценностей, отношени к различным сторонам жизни происходят только в результате специальной работы с фильмом - организованной на определенных принципах и проводимой по определенным правилам групповой дискуссии. С моими коллегами мы провели на этот счет достаточно исследований, для того, чтобы в этом убедиться. Это означает, что кинотерапия не является арт-терапевтическим методом. Арт-терапия, в сложившемся представлении о ней, подразумевает, как сказал бы М. Бурно, "творческое самовыражение". ( Читайте замечательную и очень умную книгу М.Бурно "Терапия творческим самовыражением") В самом деле, психотерапевт, использующий техники арт-терапии,предлагает клиенту с помощью того или иного фудожественного средства ( рисунок, музыка, танец, лепка, коллаж и др.) создать некий образ. Затем терапевт совместно с клиентом работают с этим образом. В кинотерапии группа работает с тем, что является продуктом восприятия фильма каждым из участников группы. В процессе групповой дискуссии участники кинотерапии обнаруживают свои индивидуальные отличия в восприятии и понимании фильма, обусловленные индивидуальным опытом ( комплексом, по Менегетти). "Возбужденный" фильмом комплекс обязательно проявится в том, как человек видит фильм, а групповая дискуссия дает человеку возможность осознатьсвои искажения и привести восприятие в большее соответствие с реальностью. Если быть совсем кратким, то на кинотерапии люди осваивают спорсобность видеть то, что есть. Все это означае, что основным источником, условием (что там еще?) изменений является не просмотр фильма , а групповая дискуссия. В этом смысле кинотерапия - это метод дискуссионный, а не арт-терапевтический. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|