"Родительский университет"

МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония».

Программа телевизионного лектория

«Родительский университет»

                      Авторы-разработчики:   педагог-психолог МКУ ЦППМСП                                                                                 «Гармония»  Новикова Е.А.   

                                                                  педагог-психолог МКУ ЦППМСП                                                                                 «Гармония»  Бугорская И.Р.           

г. Курск.

2016 г.

Актуальность проведения лектория связана с тем, что многие родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей и нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воздействия на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, четкое понимание того, что малыш должен знать и уметь в данном возрасте. Анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на многие проблемы со стороны, что заставляет лучше понять собственные стереотипы воспитания. Именно с этой целью был организован лекторий «Родительский университет».

Проблема : низкий уровень  психолого-педагогической компетентности родителей не позволяет эффективно использовать воспитательный потенциал семьи.

Цели:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  2. Способствовать установлению, развитию отношений партнерства и

сотрудничества родителей с детьми

Задачи:

  1. Расширение возможностей понимания проблем своего ребенка.
  2. Развитие рефлексии взаимоотношений с ребенком.
  3. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Концептуальной основой является идея сотрудничества взаимодействия взрослого и ребенка.

Программа опирается на следующие принципы:

- конструктивный поиск решения проблем, возникающих в воспитании детей;

- системность воспитательных воздействий на ребенка;

- гуманности отношений и общения в семье.

Данная программа создана на основе региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» и может быть использована для проведения родительских собраний в дошкольных учреждениях и школах города и области.

В ходе реализации данной программы применены следующие технологии формирования ответственного родительства:

- привлечение всех членов семьи к решению возникающих проблем;

- сопровождение семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка.

Программа состоит из цикла лекций, которые  структурированы по принципу возрастных особенностей детей и подростков.

Программа рассчитана  на 1 (предположительно) учебный год. Запись на телевидении проводится 2-3 раза в месяц.

Ожидаемые результаты: после просмотра телепередач родители выработают новые  навыки взаимодействия с ребенком, расширят возможности понимания проблем в семье, повысят свою психолого-педагогическую культуру.

Предварительная работа:

- анализ наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители к специалистам нашего Центра;

- изучение литературы по данным вопросам.

План проведения телевизионного родительского лектория

на телеканале  «Сейм».

Тема 1. «Ранний детский возраст. Типы привязанности »

Цель:  Помочь родителям  осознать, отчего  зависит эффективная адаптация детей в социуме.

Задачи:

  1. Дать понятие о  психологической  привязанности.
  2. Познакомить родителей с видами привязанности.
  3. Познакомить родителей с последствиями различных видов привязанностей.

Тема 2. «Как формируется картина мира у детей».

Цель: Профилактика поведенческих расстройств  у  детей.

Задачи:

  1. Разъяснить родителям как формируется картина мира у детей раннего возраста.
  2. Рассказать родителям о важности формирования базового доверия к миру.
  3. Познакомить родителей с последствиями несформированности базового доверия к миру.

Тема 3. «Дети и их творчество».

Цель: Убедить родителей в важности развития творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с видами детского творчества.
  2. Познакомить родителей с возрастными нормами и этапами развития детского творчества.

Тема 4. « Роль матери  в воспитании ребенка».

Цель: Помочь молодой матери осознать свою роль в воспитании ребенка.

Задачи:

  1. Рассказать о важности эмоциональной связи между матерью и ребенком.
  2. Рассказать о положительных качествах матери, которые влияют на развитие ребенка, формирование надежной привязанности.

Тема 5. « Психологическая поддержка молодой матери со стороны семьи».

Цель: Профилактика послеродового стресса у матери.

Задачи:

  1. Познакомить родителей и родственников ребенка с видами психологической помощи в семье.
  2. Объяснить молодой маме, как и почему важно запрашивать психологическую поддержку.

Тема 6. «Возрастные кризисы».

Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием возрастные кризисы
  2. Помочь родителям вспомнить с формы проявления кризисного поведения.
  3. Познакомить родителей с моделями эффективного поведения во время кризиса.

Тема 7. «Младенческий кризис».

Цель: Помочь родителям выработать психологически грамотную стратегию поведения во время младенческого кризиса.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у младенцев.
  2. Познакомить родителей со способами реагирования на кризисное поведение ребенка.

Тема 8. «Кризис первого года жизни».

Цель: Профилактика конфликтов в молодой семье.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у детей первого года жизни.
  2. Рассказать о различных способах реагирования  на кризисное поведение ребенка.

Тема 9. «Ранний детский возраст. Эмоциональный контакт с родителями».

Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей раннего детского возраста.
  2. Рассказать о важности и способах эмоционального контакта с ребенком.

Тема 10. «Трудности и задачи раннего детского возраста».

Цель: Помочь родителям осознать трудности  раннего детского возраста и способы решения задач раннего детского возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с психологическими и поведенческими особенностями детей раннего возраста.
  2. Познакомить родителей с задачами особенностями раннего детского возраста.

Тема 11. « Роль отца в воспитании детей»

Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свою роль в воспитании  ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с тем как менялась роль отца в семье в ходе истории.
  2. Рассказать о роли отца в современной семье.

Тема 12. «Функции отца в семье».

Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свои функции в воспитании  детей.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с функциями мужчины в семье.
  2. 2. Познакомить с функциями отца в воспитании детей.

Теме 13. «Возможности песочной терапии в развитии ребенка».

Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с возможностями песочной терапии.
  2. Рассказать, как можно использовать приемы песочной терапии в домашних условиях.

Тема 14. « Развитие речи детей».

Цель:  Помочь родителям осознать важность развития  речи у детей.

Задачи:

  1. Рассказать родителям о целях и задачах развития речи у детей.
  2. Дать информацию о возрастных этапах формирования нормальной речи ребенка .
  3. Познакомить с различными видами упражнений и приемами по развитию речи у детей.

Тема 15. «Развитие речи и  мелкой моторики детей»

Цель: Помочь родителям осознать важность развития мелкой моторики у детей.

Задачи:1. Рассказать родителям о целях и задачах развития мелкой моторики у детей.

  • Познакомить с различными видами упражнений по развитию мелкой моторики.
  • Тема 16. «Влияние компьютерных игр на развитие ребенка».

    Цель: Убедить  родителей в важности контроля досуга ребенка.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с видами компьютерных игр.
    2. Рассказать родителям о вреде и пользе компьютерных игр и о влиянии их на психику ребенка.

     Тема 17.«Безопасный Интернет и дети».

    Цель: Убедить  родителей в важности контроля за досуговыми занятиями  ребенка.

    Задачи:

    1. Поговорить о вреде бесконтрольного нахождения детей в виртуальном пространстве.
    2. Напомнить о том, как можно помочь ребенку пользоваться Интернетом.

    Тема  18. «Дети в Интернете, как не потеряться в сети»

    Цель:  Дать определение компьютерной зависимости, познакомить с правилами  безопасного поведения за компьютером.

    Задачи:

    1. Дать определение компьютерной зависимости.
    2. Познакомить родителей с правилами безопасного поведения за компьютером.

    Тема 17. «Подготовка детей к обучению в школе».

    Цель: Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.

    Задачи:

    1. Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.
    2. Дать понятие о видах подготовки детей к школьному обучению.
    3. Познакомить с конкретными видами занятий по подготовке детей к обучению в школе.

    Тема 18. «Адаптация детей к школьному обучению».

    Цель: Убедить  родителей в необходимости помочь детям адаптироваться к школьному обучению.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с понятием адаптации.
    2. Дать рекомендации родителям, как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе.

    Тема 19. «Как готовить ребенка к школе летом».

    Цел: Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе.

    Задачи:

    1. Дать понятие о разновидностях готовности к школе.
    2. Рассказать о том, как подготовить ребенка к школе летом.

    Тема 20.  «Кто такие дети с СДВГ».

    Цель: Дать понятие Синдром гиперактивности и дефицита внимания.

    Задачи:

    1. Дать определение СДВГ.
    2. Проинформировать родителей о видах помощи детям с СДВГ.

    Тема 21. «Как правильно помочь своему ребенку делать уроки».

    Цель: Научить родителей, как правильно помочь ребенку делать уроки.

    Задачи:

    1. Убедить родителей в необходимости помогать ребенку 1 класса в приготовлении уроков.
    2. Познакомить родителей с приемами помощи ребенку в приготовлении уроков.

    Тема 22. «Формирование мотивации к обучению».

    Цель: Помочь родителям в формировании   у детей внутренней мотивации к обучению в школе.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с понятием и видами мотивации.
    2. Познакомить родителей с конкретными видами занятий с детьми, по формированию высокого уровня мотивации к обучению в школе.

    Тема 23. «Подростковый кризис».

    Цель:  Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с понятием подросткового кризиса и его особенностями .
    2. Познакомить родителей с возрастными границами подросткового кризиса.
    3. Познакомить родителей с задачами и «приобретениями» подросткового возраста.

    Тема 24. «Что должен знать ответственный родитель подростка».

    Цель: Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста.
    2. Познакомить родителей с конструктивными моделями поведения с подростком.

    Тема 25. «Что  должен делать ответственный родитель подростка».

    Цель: Сохранение доверия и контакта с ребенком подросткового возраста.

    Задачи:

    1. Продолжить знакомить родителей с конструктивными моделями поведения с детьми подросткового возраста.
    2. Дать рекомендации родителям о том, как правильно общаться с подростком.

    Литература:

    1.Гришина Н.В. Психология конфликта. -  СПб.:Питер,2011. -464 с.

    2.Кондратьева С.Ю.  Если у ребенка задержка психического развития…СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.-64с.

    3.Малкина-Пых  И. Г.Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.-896 с.

    4.Фесенко Ю.А.Если у ребенка энурез…СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,  2011.-64с.

    5.Чуднявцев С.Е.Непослушное солнце, или как перестать кричать на ребенка. Ростов н/Д: Феникс 2017.-159 с.

    6.Шефер Ч.Кэри Л.Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2010.-380с.

     

     

     



    Просмотров: 295
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как познакомить ребенка с новым «папой»
  • Как познакомить детей с садо-мазо: Пробоины Мойдодыра, Несчастная мать
  • памятка для родителей по развитию детей раннего возраста.
  • Как познакомить детей с садо-мазо: К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки.
  • Как познакомить детей с садо-мазо: Этот мир придуман не нами, Изнасилование на именинах
  • Как познакомить детей с садо-мазо: Айболит против Бармалея; Мама, роди меня обратно
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
  • Шпаргалка для родителей имеющих детей раннего возраста
  • Задачи родителей
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • На пороге повторного брака. Проблемы и задачи родителей.
  • Развивающие задачи обоих родителей в дородовой период
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Развод родителей - глазами родителей и детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Основные задачи в воспитании детей
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Ремень для родителей - больная тема или болезненные последствия?
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Психосексуально развитие детей. Роль родителей.
  • Почему родителям трудно помочь ребёнку-подростку?Аналитическая таблица для родителей.
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Ошибки нарциссических родителей в воспитании детей.
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Психология для родителей или возрастные кризисы у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь