Как избежать негативного сценария завершения терапии?

Автор статьи: Исаева Ольга

Есть случаи, когда клиент сообщает о необходимости сделать перерыв в терапии. Это не касается сейчас вполне прогнозируемых перерывов, когда клиент или терапевт берет отпуск, уезжает на интенсив и др. Я про ситуацию, когда клиент испытывает трудности в терапии – сопротивление, либо потребность клиента не удовлетворяется, либо стадия «плато» в терапии затянулась, и клиент не видит эффективности на данном этапе.

В таких случаях я рекомендую своим клиентам провести завершающую встречу по нескольким причинам.

Во-первых, у меня, как у терапевта, появляется возможность прояснить истинные причины ухода клиента, а для меня это важно, чтобы не теряться в догадках и фантазиях.

Во-вторых, таким образом «не проваливается» процесс ассимиляции того этапа терапии, который уже пройден - клиент может присвоить опыт, полученный в терапии, и избежать обесценивания того, что он получил в ходе работы.

В-третьих, это важно, потому что касается будущих отношений терапевта и клиента. Если завершающая встреча не проведена, то есть большой риск остаться в пожизненных отношениях «терапевт-клиент». А это уже нарушение границ и, как следствие, дополнительная нагрузка нежелательными манипулятивными чувствами.

Рассмотрим два сценария развития событий. Первый, завершающая встреча проведена не была, клиент ушел на неопределенный перерыв.

Допустим, клиент обозначил, что перерыв ему нужен на полгода, но потребность в терапии возникла раньше, через три месяца – есть вероятность, что клиент будет испытывать неловкость, чтобы договориться о новой встрече.

Или ситуация, когда у клиента не получилось вернуться в терапию, как он обещал через полгода, тогда возможно он будет избегать чувства вины и стыда, что будет мешать ему возобновить отношения позже.

Возможно и так, что клиент вернулся после обозначенного перерыва, как и обещал, через полгода - потому что он хороший человек, который выполняет свои обязательства, и у него есть чувство долга? Сомнительная мотивация для долгосрочной перспективы.

Второй сценарий – завершающая встреча проведена, клиент ушел на перерыв.
Ваши отношения завершены, у вас нет обязательств друг перед другом, ассимиляция произошла, работа не обесценена, обозначены задачи, которые не были решены, озвучены потребности, которые пока не удовлетворены, можно присвоить чувство благодарности и удовлетворение от совместной работы.

Если клиент решит продолжить терапию в этом случае через любой промежуток времени, он сделает это исходя из своей потребности, а не из чувства долга.

Если решит не продолжать терапию, то это его выбор, ваши отношения уже завершены.

Если клиент решит продолжить терапию с другим терапевтом, то тоже это его свободный выбор, и он не связан обязательствами с другим терапевтом, у него нет чувства вины из-за невыполненного обязательства.

Таким образом поддерживается одна из ценностей терапии – возможность свободного выбора, которая помогает отстраивать границы и завершать отношения.



Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Основные принципы клиент-центрированной терапии
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Клиент никогда не достигает своих целей в терапии!
  • Когда клиент - не клиент
  • Тенденция актуализации и терапевтические действия в клиент-центрированной терапии
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • «Клиент – не хрустальная ваза!!!» – 10 железных плюсов терапии без «соплей» и «сюсюканья»
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Чтобы клиент не ушел
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Клиент-центрированный взгляд на терапию с клиентами, имеющими пограничный уровень функционирования
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Кто есть клиент психотерапии?
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Если клиент лжет…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь