«LIFE COACHING» И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
Вступление.
Прошу прощения, мои уважаемые читатели, что начиная свое повествование о возможности использования русских народных сказок в сфере психологического консультирования при решении повседневных проблем, мне приходится употреблять англоязычный термин «life coaching», но оно достаточно емко, на мой взгляд, выражает ту сферу консультирования здорового человека, человека без психологических проблем, который просто хочет оптимизировать свои усилия с целью достижения лучшего результата в своей повседневной жизни.
«Life coaching».
И так, «life coaching». Задачами данного направления консультирования, как я уже говорил, является помощь человеку в его желании реализовать себя в какой-то важной для него сфере жизни, обучение человека находить и применять свои скрытые ресурсы и свой потенциал, которыми он ранее не пользовался. Данная задача, до некоторой степени, определяет алгоритм консультирования в режиме «life coaching»:
1. Нахождение и конкретизация актуальных проблем, зон неудовлетворенности.
2. Определение стереотипных способов жизнедеятельности, которые приводят к подобным результатам.
3. Определение желаемого результата.
4. Определение ресурсов, как внутренних, так и внешних, которые могут быть использованы для достижения цели.
5. Определение шагов по достижению цели.
6. Определение «цены», которую клиент готов «заплатить» за свою цель.
Алгоритм примерный. У каждого консультанта алгоритм может быть несколько изменен, хотя основное направление консультирование при этом сохраняется. При этом можно отметить, что каждый пункт алгоритма определяет тему консультации, одной или нескольких, в зависимости от глубины проработки темы и готовности клиента к подобной проработке.
а каждой встрече консультант с помощью вопросов проясняет внутренние установки и опыт клиента, анализирует их вместе с клиентом, мотивирует клиента к выводам. Консультант не дает советов, он лишь мотивирует клиента изучить самого себя и найти внутри способы решения своих проблем, мотивирует опробовать новые способы деятельности в жизни.
Исходя из описанных особенностей проведения консультирования в режиме «life coaching», определяются требования к самому клиенту:
- клиент должен быть достаточно мотивирован изначально к изменениям (коллеги – психологи на этой фразе, наверное, ехидно улыбнулись – «много вы видели мотивированных клиентов»);
- клиент должен обладать достаточно развитым навыком рефлексирования (опять предполагаю улыбку коллег);
- клиент должен быть способен проговорить свои слабые стороны, признать свои ошибки (ага, «я нормальный, жизнь такая»).
«Сказочное консультирование».
Понимая практически полное отсутствие подобных клиентов, консультанту в реальной практике придется решать эти проблемы. И тут на помощь могут прийти проективные методики консультирования, давно известные и широко применяемые в классическом психологическом консультировании. В своей практике я стал все чаще использовать русские народные сказки, как в варианте их чтения, так и сочинения собственных сказок клиентами с использованием «кубиков историй» или их модификации «сказочного кубика» (кубик Рубика, на котором наклеены картинки с кубиков историй).
Чтобы пояснить преимущества подобного «life coaching» я для начала приведу алгоритм консультирования, а затем постараюсь объяснить обоснования его применения с учетом тех ожиданий, которые я на него возлагаю.
И так, первая встреча. Тема встречи «Что меня не устраивает? Какие проблемы у меня есть? Что приводит меня к подобным проблемам?». Я даю клиенту «сказочный кубик» и прошу его на одной из его граней собрать картинки для «сказки его жизни». Когда клиент собирает «свою сказку», я прошу его записать ее и прочитать мне. Иногда, а если честно, достаточно часто, клиенты крайне затрудняются сочинить «сказку своей жизни». Тогда я предлагаю им поработать с иллюстрациями по русским народным сказкам и выбрать по ним ту сказку, которая, на их взгляд, наиболее четко описывает их жизнь, записать ее в свой блокнот и прочитать мне.
Дальше мы работаем со «сказкой жизни» клиента, анализируя ее. Клиенту предлагается письменно ответить на ряд вопросов:
- Кто из героев сказки вам нравится, почему, какие качества героя вам нравятся, а какие нет?
- Кто из героев сказки вам не нравится, почему, какие его качества вас не удовлетворяют, а какие приемлемы для вас?
- Какие цели ставил перед собой герой, который вам нравится? Что он делал, чтобы достичь их, какие его действия были успешны, а какие мешали достижению цели?
- Что делал неприятный для вас герой в сказке, какими способами мешал достижению целей понравившегося вам героя?
- Какие именно события и обстоятельства вашей жизни напоминает вам ваша сказка?
- Чем схож с вами понравившийся вам герой?
- Какие способы его деятельности присущи и вам? Какие из них мешают вам достигать целей?
- Чем схож с вами не понравившийся вам герой?
- Какие способы его деятельности присущи и вам? Какие из них мешают вам достигать целей?
- Проанализировав «сказку своей жизни», сформулируйте свою проблему, чем вы не удовлетворены.
После первой встречи клиенту на дом дается задание, вести дневник наблюдений за своей жизнью, отмечая в нем свои стереотипные способы деятельности, результат, к которому они приводит, удовлетворенность подобным результатом. Эта техника домашнего задания взята мной из технологий когнитивно-поведенческой терапии и позволяет «расшатать» клиенту значимость стереотипа поведения, заставляет его переоценить свое поведение.
Вторая консультация начинается с проверки дневника клиента, с его выводов по поводу выгодности его обычных способов деятельности. Основная же тема консультации «Определение желаемого результата и способа его достижения». Клиенту предлагается собрать сказку, в которой бы герой, который нравится клиенту, достиг своих целей. Техники сочинения используются те же, что и на первой консультации, «сказочный кубик» и иллюстрации к русским народным сказкам.
Анализ получившейся сказки сводится к следующим вопросам:
- Какую вашу цель в жизни может символизировать достигнутая в сказке цель вашего героя?
- Как изменился стиль поведения вашего героя? На какие возможные изменения вашего поведения в жизни могут указывать изменения стиля поведения вашего героя?
- Подумайте над тем, что действительно являлось целью вашей сказки – достижение результата или изменение стиля поведения, который и привел к желаемым результатам?
- Что для вас важнее – результат или закрепление нового результативного стиля поведения?
Однако, возможен и другой стиль работы со «сказкой цели», особенно если «результативность» понравившегося героя не устраивает клиента. Клиенту может быть предложено, выбрать другого героя, можно и отрицательного, который, по его мнению, способен более эффективно достичь цели, подходящей для клиента. И тогда анализ сказки будет выглядеть следующим образом:
- Какую вашу цель в жизни может символизировать достигнутая в сказке цель вашего нового героя?
- Как отличительными особенностями выделяется стиль поведения вашего нового героя? На какие возможные изменения вашего поведения в жизни могут указывать эти особенности стиля поведения вашего нового героя?
- Что вы можете сделать в жизни, чтобы закрепить эти особенности в своем поведении? Как в жизни вы можете вести себя как ваш новый герой в соответствии с его образом? Возможно, вам мог бы помочь какой-либо аксессуар, который бы напоминал вам вашего нового героя и «заставлял» вести себя как он?
На дом клиенту дается задание использовать аксессуар нового героя и вести себя как новый герой. Все наблюдения по этому поводу записываются в дневник: что делал по-новому, к каким результатам это привело, насколько удовлетворен результатами.
Как и вторая встреча, третья встреча начинается с работы над домашним заданием, с дневником. Клиент проговаривает, что ему удалось, что не удалось, определяет свою удовлетворенность новыми стилями поведения. Дальше идет работа со «сказкой про расплату». Клиенту предлагается сочинить сказку, в которой его герой расплачивается за полученные способности и возможности. Методики работы по сочинению сказки те же, что применялись ранее.
Анализ сказки:
- Какими новыми возможностями и способностями овладел ваш герой в сказке?
- Чем и с кем ему пришлось расплатиться за них?
- На какие ваши возможности и ресурсы в жизни может указывать сказка?
- Чем и с кем вы готовы расплатиться в жизни за ваши ресурсы и возможности?
Когда клиент уходит домой, ему дается задание, написать контракт с самим собой о расплате за достижение своих целей.
На четвертой встрече происходит обсуждение данного контракта, сроки его выполнения, определяется характер дальнейшего взаимодействия клиента с консультантом (при необходимости).
Вот таким образом проходит «сказочный» coaching. Теперь к вопросу о его преимуществах. Для себя я выделяю следующие преимущества:
- экологичность – клиент постепенно, опосредованно подходит к изучению своего проблемного поля, выбирая для этого наиболее подходящие для него сказки;
- сказки несут в себе архетипы, как проблем, проблемных героев, так и архетипические способы их разрешения;
- русские народные сказки содержат в себе архетипы, наиболее соответствующие чертам характера русского человека.
Это моя точка зрения по поводу возможного использования ресурса сказок в «life coaching». Рад был поделиться ей с вами, коллеги. В ближайшее время собираюсь снять несколько демонстрационных видео по данной системе работы. Если есть желающие приобрести эти видео, обращайтесь по телефону 8-924-227-34-17. Всегда рад сотрудничеству.
Ниже я привожу картинки с кубиков сказочных историй, которые наклеиваю на кубик Рубика, чтобы получить «сказочный кубик».