О чем ещё говорят русские народные сказки?

Мы читаем сказки всю жизнь. Это могут быть настоящие сказки в детстве, сказкоподобные заметки в СМИ во взрослости, настоящие сказки,когда появляются свои дети, восточные сказки и сказки других народов мира,когда мы старимся или хотим острых ощущений.

Поучительный эффект сказки обсуждать не имеет смысла, он везде одинаков, и его уже не раз по полочкам разбирали в семье, детском саду и школе.


А вот каков "лечебный" эффект сказки?
Психология утверждает, что очень значительный. И это чистая правда. Эффект этот происходит, условно говоря, на разных уровнях психического мироустройства, смотря в каком возрасте вы читаете сказку.

Психическое "мироустройство", это я вот про что: если мы представим психику как видят ее психологи психодинамического подхода, например, психоаналитики, то увидим, что у каждого человека есть:
Бессознательное, в котором прячется Оно (Ид), а также Предсознательное и Сознательное, где располагаются с комфортом Сверх-Я (Супер-эго) и Я (Эго). Фрейд все придумал, наверное вы это знаете,но я повторю ради принципа удовольствия).

Оно (Ид) призвано собирать и хранить в себе все-все самое плохое, запрещённое, невыносимое, больное, терзающее, тревожное, сводящее с ума, все агрессивное, сексуальное, патологическое и осуждаемое, и Оно это делает. (Сюда же, очень популярное сейчас на тренингах, понятие Тень и принятие своей Тени). Помогает нашему Оно в этом хранении и сплющивании (чтобы все влезли) отходов психической жизни, которые между прочим, могут ещё и на переработку пойти и как б/у вещь тоже сойдут, а тут выбросили.... короче говоря, помогает критичный, страшно критичный, цензор Сверх-Я, по сути наша совесть, у каждого своя, это будто наш внутренний строгий родитель, который из реального родителя потихонечку перешёл к нам во внутренний мир, и стал Супер - Эго.

Все названные части психики, любой ценой, честно и нечестно, стараются не пропустить опасную информацию, эмоцию, ситуацию к осознанию нашим Я, всё - ради спокойствия Эго,ради его целостности, ради его нормальной, обыденной, автоматизированной жизни.

Плыви по течению, дорогое Эго, ни о чем не волнуйся и не думай, делай то,что до́лжно и то, что делаешь изо дня в день, поменьше осознанности и побольше подавления/отрицания/рационализации ненужной тебе инфы, а то головка заболит.

Живи на автомате, на автопилоте - не будет рисков,ошибок,проблем, а заодно не будет творчества,наполненности и радости настоящей, живой, чувствующей жизни. Когда теплый летний дождик застигает врасплох, и ты подставляешь ему горящие щеки и лоб, а он тяжёлыми, мокрыми-премокрыми каплями медленно катится, холодит загорелую кожу, огибает лицо и уже совсем остывшими водными дорожками стекает под подбородок, соединясь робким ручейком, застывает каплей в ямке между ключицами.... (хотелось написать про чистые, острые ощущения, о которых мы давно позабыли в суете дня).

Сказка удивительным образом, прямо скажем, таинственным, помогает осмыслить, переработать травмирующую или другую неугодную информацию,которую обычно сразу отправляют в веденье Оно.

Сказка тем самым может обогатить опыт Я, расширить и обновить его сети нейронных связей.
В детстве это происходит напрямую, в обход сознания, зарождающегося Сверх -Я, такой точечный удар сразу в Оно. Я бы назвала это так: благодаря народной мудрости,собранной в сказке, ребенок в крайне доступной/экологичной форме, получает прививку как себя (нервы свои) сберечь в трудных жизненных ситуациях, какие защиты понадобятся, мгновенно закладываются механизмы,пути передачи информации, считываются эмоции и стратегии поведения родителей, акценты родителей в общении и даже в чтении этой сказки, все поступает сразу в глубины Бессознательного (это ещё одна его "функция", кроме мусорщика), что и понятно, так как Оно старше Я, Оно создано,чтобы ребенок выжил в тот момент, когда его хрупкое Я ещё формируется, в том числе благодаря насыщению его Бессознательного такой вот жизненно полезной информацией.

Конечно эти паттерны поведения, кучей наваленные в Оно, не всегда будут полезны позже, но для этого и нужна психотерапия.
Если нет возможности ее пройти, то вот вам повод вновь почитать знакомую сказку на ночь. Прочтите сказку теперь,когда вы уже на работу ходите, только через призму психологии.

Наконец-то дошла до того, о чем собственно и хотела написать три строчки. Чтобы эффект был интереснее, хорошенько подумайте о том,что вас волнует, прямо-таки погрузитесь, а потом выныривайте скорее обратно. Здорово,если сформулируйте вопрос-запрос.

Возможно, в этот день у вас была ссора с кем-то, это тоже подойдёт).
Подумайте и вспомните о ней так, будто вы ее из окошка наблюдаете, со стороны как бы.

Потом отложите ссору или вопрос-запрос в сторону, мысленно отложите.
Теперь читайте сказку.
Я читаю ребенку на ночь,так что это не выглядит странно)

Читайте спокойно, если торопитесь, то ничего не получится.
Читайте с интересом, с любопытством (для этого максимально сосредоточтесь на написанном, даже если вы наизусть знаете текст) и вам откроется что-нибудь облегчающее и ранее сокрытое, возможно, по вашему вопросу, а возможно, просто так. Но и просто так ничего в психике не происходит, обратите и на это внимание, несомненно, это будет связано с вашей проблемой. Наверно, запутала.

Вот пару примеров. Мой душевный стриптиз.
Читаем "Зимовье зверей". Бык просит помощи в постройке избы и никто не помогает,зато потом, лютой зимой, все звери приходят погреться, он их не пускает, а они низко угрожают ему и он ... пускает всех. Что читаю для себя между строк: да это же о границах!, они на него давят,а он свое законное жилище(себя по сути) не в силах отстоять, а он Бык! - сильнее их всех, еще о семейной системе и ее нарушениях, о манипуляциях, это минусы, но тут же и плюсы: о сплочённости семьи в период внешней угрозы, когда волк с медведем приходят, о том, что есть тыл,защита, несмотря на передряги. Опа, рационализация пробралась или ресурс?! Опять минусы: с другой стороны, это не сплочённость, а закрытость от других людей, непринятие новых членов семьи, непохожих на них. Вот она проекция. Все теперь как на ладони,для вас читатели и для меня, уже в который раз. Замечу, накануне имел место мелкий конфликт на те же темы, мелкий,но как он значим для психики читающего сказки и пишущего этот пост человека!

В таком вот описании, создании нарратива, лечебно само осмысление произошедшего при помощи сказки, успокоение и последующее решение ситуации.

А для вас о чем эта сказка?

Замечание: Важно читать текст, ведь в каждом слове для разных людей сокрыто разное. Эх, славный механизм проекция!

Второй пример, "Снегурочка". Эпизод, когда Снегурочка грустит и к студеному ручью жмется с приходом весны, а дед с бабкой не понимают, что с ней. Для меня: про непонимание между ребенком и родителем в период кризиса или подросткового возраста, они забыли что ли, что она из снега слеплена? Разве солнце ей в радость? Дерпессивность - частый спутник подростка, какое там солнце. Они сделаны из разного, а хотят,чтобы Снегурочка была и жила как люди живут, а она то снежная, господа хорошие (пишу и прям смакую свои такие красивые выплываюшие неурядицы из детства)!

Гиперопека да и только, мать старается для Снегурочки, иди, мол, погуляй с подругами, может повеселеешь, только потребности ее неверно считывает.

Какие тут прогулки в жару, да с прыжками через костер, да с такими же нечувствительными подругами? Грех жаловаться конечно, мать неопытная, детей у них с дедом отродясь не было. 

А Снегурочка, как любой подросток, желающий не быть отвергнутым сверстниками, не откажется попробовать даже самое запрещённое. В том числе потому, что дома ее плохо понимают.

И она прыгнула. И нет ее. Одно облачко. Спрашивается, зачем? Дед и баба плачут, вспомнили снежное ее происхождение, подруги удивляются, они возможно, не знали,что она из снега, не такая как все.

Тяжело быть не такой, не принимаемой родителями, оглядываясь на подруг и поступая вопреки своему снежному Я.

Ну разве такой расклад по сказке не душевный стриптиз?)) к психологу не ходи))
А эта сказка о чем для вас?

П.с. обсуждение сказок в группе,круге, ещё более терапевтично и захватывающе интересно, проверено! Особенно с подростками бывает полезно.
Сказки Г.Х.Андерсена наполнены жуткими проблемами, связанными с личностью, народные сказки, сказки братьев Гримм, даже сказки К.Чуковского дают пишу для размышлений. Поделитесь своими сказками) Что можно использовать в работе и что за тексты используете вы?

#психологевгенияиванова
#сказкотерапия
#осмысленность
#структурапсихики
#проекциявпсихологии
#психология
#психоанализ



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • "У меня нет чувств, я как Снежная Королева из сказки..."
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Амплификация сказки "Снежная королева" в песочном пространстве.
  • Пример терапевтической сказки "Маленький паровозик" (Эриксоновский гипноз)
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • "Сказки для взрослых" - групповой тренинг и первое знакомство с психологом.
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • Сказки для взрослых: "Про царя Умная Голова и дочку Красавицу".
  • "Я из страшной русской сказки" - о теневой стороне личности
  • Строительный проект "Семейный очаг" или продолжение нашей сказки Три поросенка
  • Русские народные сказки и воспитание
  • Читайте детям сказки!
  • "Я родом из сказки…" Использование сказкотерапии
  • «Life coaching» и русские народные сказки.
  • Ох уж эти сказки! Сказки для коллектива.
  • О внутреннем ребёнке или Зачем детям рассказывают сказки, если взрослая жизнь не такая сказочная...
  • Зачем нужно читать детям сказки на ночь?
  • Почему стоит читать детям русские сказки? О женственности в разных культурах...
  • Зачем нам сказки? Где искать выход из любой ситуации.
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Сказки для взрослых или жила была девушка...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь