Совместное терапевтическое рисование

В арт-терапевтической практике нередко встречаются случаи, когда клиент не хочет/боится рисовать. Чаще всего причины лежат опять-таки в детстве, когда учительница/мама/приятели осмеяли или обесценили первые попытки творчества ребенка. Конечно, можно обратиться и к другим модальностям психотерапии, но тут важны следующие моменты.

  • Становится очевидно невспаханное серьезное поле работы 
  • Творческое самовыражение - путь к исцелению, раскрепощению личности, ключ к решению многих психологических проблем
  • Путь диагностики и коррекции через арт-терапию короче и легче в силу наглядности, очевидности вынесенных наружу личностных конфликтов и возможности их символической проработки. 

Как воволечь клиента в арт-терапевтический процесс, чтобы он смог поверить в себя и почувствовать на собственном опыте как это работает? 

Одним из таких приемов является совместное с терапевтом рисование в виде изобразительного диалога. Клиенту объясняется, что никаких навыков рисования для этого не требуется, рисунки никак не оцениваются. Их "красота" не имеет никакого значения.

Сначала договариваются о правилах: рисовать молча, по очереди. Каждый имеет право остановить процесс.

Позволю себе совет для арт-терапевтов, умеющих хорошо рисовать, слегка задвинуть свои умения, чтобы клиент не сравнивал свою часть рисунка с Вашим не в свою пользу. Это может мешать первым шагам проявления себя.

Важно настроиться на клиента, чувствовать его, может быть, принять такую же позу, подстроиться под такт его дыхания, быть с ним "на одной волне".

Для примера приведу совместное рисование с женщиной 36 лет, пограничное расстройство личности. Ей было очень сложно начать рисовать, она боялась критики с моей стороны, ей было неприятно выглядеть неумелым ребенком. Поэтому я начала первой и нарисовала что-то вроде цветка синим мелком. Тут же с неба посыпались стрелы от моей визави. В них были, однако, элементы синего цвета цветка. 

 

                          Совместное терапевтическое рисование

Я нарисовала некий шар, лежащий в цветке, как в чаше и смягчающий удары стрел. Он стекает вниз и соединяется с землей. Цвет розово-красный, почти повторяющий цвет наконечников стрел, но несколько смягченный. На поверхности шара красные точки, как следы израненности. Клиентка добавила черные "тучки" из которых вылетают стрелы.

Желтая, как бы защитная оболочка с золотистой аурой появилась следующим шагом. Клиентка повторила желтый цвет со своей стороны в виде еле заметной дуги.

Я  дорисовала "землю", она как бы срослась с цветком и добавила ему устойчивости. Клиентка нарисовала синее небо и заулыбалась. 

Рисунок был завершен. Высказывания клиентки после окончания работы: "Сначала было сильное сопротивление и злость, что я все же делаю то, что не хочу - поэтому стрелы. Потом мне стало интересно, что без слов можно выразить свои чувства, получить ответ, понять его и самой отвечать. Очень забавное ощущение. Никогда не думала, что это возможно. Мне понравилось, что Вы не стали отвечать агрессивно, а как бы подставили подушку и дали мне возможность спустить мою злость. Я ведь отходчивая. Это только на поверхности я злая. Чаще всего люди общаются со мной поверхностно и видят только мои неприятные стороны. Редко с кем можно пообщаться по душам. Мне понравилось так рисовать. Совсем не страшно."

Ваш арт-терпевт

Светлана Шмелева

 

Согласие клиентки на публикацию рисунка и изложение сессии получено



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Как просить, чтобы чаще слышать в ответ "да".
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Вслушиваясь в себя. Метод "Ведомое рисование"
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Я не умею рисовать. Нешуточные причины пообщаться с арт- терапевтом.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Ребенок: "Не хочу идти на танцы" /карате/рисование/плавание/
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь