Свободу забирают под свою ответственность

На психотерапевтической группе один участник очень интенсивно, порой даже агрессивно выяснял у меня и других участников, как вести себя с сыном-наркоманом. На каждую группу он приходил с блокнотом и ручкой. И запасными блокнотом и ручкой. Он старался записывать все, что казалось ему важным. А поскольку группы проходили весьма содержательно, писал он почти все время. Записывал за мной – ведущим группы - и за участниками, которые сначала смущались, потом привыкли. 

Время от времени он задавал уточняющие вопросы. Очень подробно старался прояснить о причинах поступков в отношении зависимых, которые казались ему удачными. Практически всему он искал рациональное объяснение. В любых успешных ситуациях он искал схему, придерживаясь которой, сможет повторить успех. 

В обсуждении этой ситуации всплывали разные идеи и переживания. Участники группы вспоминали свое детство, когда они приставали с вопросами об устройстве мира к родителям, пытались донести ему, что отношения выстраиваются немного по-другому, не по схеме. Говорили ему о своем смущении, раздражении и сочувствии. 

Герой моего повествования либо пропускал мимо слова других участников группы, обращенные к нему, либо записывал их, никак не меняя своих действий. Он искал схему, которая смогла бы помочь ему строить эффективные отношения. Это была его глобальная цель посещения психотерапевтической группы. Всё прочее не имело значения. 

Мои слова, обращенные к нему, тщательно записывались. У меня сложилось впечатление, что он идеализировал меня в моей роли психолога, ведущего группы. При этом никак не менял своего поведения. 

В итоге многомесячного взаимодействия группа адаптировалась к нему. На нем не акцентировали прежнего внимания и усилий. Когда он проявлял избыточный, с точки зрения кого-либо из участников, познавательный интерес, его мягко останавливали. Все видимые перемены, которые с ним случились, состояли в том, что на любое сообщение, в котором он видел послание с просьбой ограничить свою активность, он говорил: «всё, всё, замолкаю». 

Всё это время я пытался понять, как так получилось в его жизни, что он использует подобный способ адаптации к происходящему. Как связано такое его поведение с наркоманией сына? И как донести сквозь эту броню весть об альтернативных способах жить с людьми? 

Я использовал весь свой опыт, накопленный за годы ведения психотерапевтических групп. Пробовал рациональные способы, метафоры, психодраму, арт-терпевтические методы, обратную связь от группы, жёсткую фрустрацию неэффективного поведения и многое другое. Всё было тщетно. Броня инерции и психологических защит надёжно оберегала его от перемен. 

В итоге я смирился с тем, что он, говоря образно, выбирает не распознавать отношения на вкус, определяя, съедобные они для него или нет, а пытается изобрести Универсальную Схему Эффективной Жизни. При этом я не оставлял надежд, что группа, которая всегда больше и сильнее, чем один человек, с моим участием поможет ему услышать, понять и разобраться в происходящем. 

В итоге он разочаровался во мне, в группе и её участниках. Но природа не терпит пустоты. Он нашёл себе нового кумира – выздоравливающего наркомана, эпатажного, обливающего грязью все существующие методики выздоровления зависимых и созависимых, который в своих рекламных роликах обещал метод со стопроцентной гарантии исцеления. 

В очередной раз я переживал тогда относительно существующей расщепленности в теме психотерапии зависимостей. Зависимое поведение прочно стоит на фундаменте инфантилизма, отказа от ответственности. Люди часто ищут отношений, воспроизводящие их отношения с родителями. Где уютно, тепло, безопасно. Где не надо думать, что сегодня на завтрак и обед, потому что родители позовут покушать. Выздоровление же напрямую связано с принятием человеком ответственности за свою жизнь. 

Я регулярно слышу от зависимых: «Дайте мне свободу»! А свободу не дают - её забирают под свою ответственность. Это и есть выздоровление, когда человек осознанно отказывается от старых способов жить, которые убивали его, выбирая новые – гармоничные, комфортные, трудные, но приносящие удовлетворение от жизни. 

(История является художественным вымыслом, все совпадения с реальностью случайны.)

Свободу забирают под свою ответственность



Просмотров: 400
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Чем отличается экзистенциальная психотерапевтическая группа от динамической психотерапевтической группы?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Как проходят наши группы с родственниками зависимых от ПАВ ребят
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Возможности психотерапевтической группы.
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • Посещаемость и пунктуальность психотерапевтической группы
  • Протокол психотерапевтической группы с больными шизофренией
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Группы для созависимых
  • ПОЧЕМУ каждый здоровый человек должен пройти группы?
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Группы созависимых. Помощь тем, кто рядом.
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Балинтовские группы и балинтовский метод.
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Как устроены гештальт-группы. Немного теории.
  • Деньги дают свободу | О позитивных установках, которые помогут больше зарабатывать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь