Магическое мышление. Терапевтическая практика.
Что такое магическое мышление?
В словарях данное понятие раскрывается следующим образом: "убеждение о возможности влияния на действительность посредством символических психических или физических действий и/или мыслей". Это означает, что человек, мыслящий "магическим" способом ожидает, что его мысли или какие-либо действия (ритуалы) без непосредственного ощутимого воздействия могут значимо повлиять на других людей, физические объекты или события. Таким же образом человек, находящийся во власти магического мышления может ожидать и подобного влияния на самого себя - окружающие могут "сглазить" его, нарочно или случайно накаркать беду, предугадать, увидеть его судьбу и т.д. Воздействие это может иметь как позитивную, так и негативную валентность. Также как и магия, бывает чёрная и белая. Осмелюсь предположить, что психологи и психиатры всё-таки чаще имеют дело с людьми, верящими в "чёрную магию", чем людьми, верящими в различного рода хорошее доброе волшебство, поскольку "вера в чёрную магию" с большей степенью вероятности связана с психическим страданием. С "белыми магами" ("позитивно мыслящими" и пр.), видимо, в своей практике сталкиваются чаще коучи и тренеры различных курсов, объединённых общей идеей "поверить в себя", "изменить реальность с помощью намерения". Данные тренинги, как привлекают людей с уже развитой склонностью к магическому мышлению, так и усиливают, развивают магическое мышление у своих участников. Однако просто само по себе наличие веры в магию, какой бы она ни была по валентности, скорее всего коррелирует с вероятностью развития злокачественных форм магического мышления, которые лежат в основе многих психических страданий - обсессивно-компульсивного расстройства, паранойи, депрессии.
Необходимо отметить, что автор данного изыскания, не критикует религиозное мировоззрение, как таковое. Чтобы подчеркнуть различия между зрелым религиозным мышлением и более примитивным магическим мышлением, уместно будет разделить два понятия - Магия и Мистика. Мистика - это представление о возможности общения человека с Богом, Абсолютом, Всемирным разумом. Мистический опыт - это опыт, в котором человек ощущает единение со вселенной, мирозданием; как правило, мистические переживания связаны с осознанием относительности времени и пространства, уменьшением значимости смерти, как конца личной истории.
Магия является логичным проявлением мистики. Так, Сведенборг через мистическое переживания приобретал некоторые "магические" сверхспособности - например, мог наблюдать пожар в соседнем городе или предсказывать будущее. Цадики, стремящиеся к диалогу с божеством, тщательно и упорно вычисляющие имя Бога, начинали светиться в темноте, или обретали возможность оживить мёртвую материю (легенда о Големе), Иисус воскресил Лазаря. Но являлось ли это действие самодостаточным? Бывает ли магия без мистики? Вероятно, нет. Ведь в случаях "чудес" это Бог являет своё всемогущество, а не какой-либо человек, просто пожелав этого, через невидимые связи изменяет физические и биологические законы, заставляет закон вероятности работать в свою пользу. С точки зрения религии, магия без мистики - это грех или небывальщина. Активная магия - это ведовство. Пассивная магия, или магия как мировоззрение - это суеверие. С точки зрения медицины, вера в невидимые связи, в способность причинять вред или пользу лишь силой мысли в совокупности с представлением о мире, которым правит какая-либо закономерность, пристально следящая за субъектом и подмечающая все его ошибки и достижения - это почва для развития психических заболеваний, различной нозологии, точнее будет сказать, это преморбид, предболезненное состояние. Способность критично отнестись к своему магическому мышлению является хорошим критерием, разделяющим невротический, и психотический уровни. Для невротика магическое мышление является скорее чуждым, эго-дистонным, оно будто внезапно овладевает им во время приступов и заставляет предпринимать какие-либо защитные действия. Психотик полностью уверен в наличии невидимых или галлюцинаторных связей, собственно, для него, бредовая или магическая картина мира является хоть какой -то но структурой, которая позволяет его психике удержаться, не развалиться перед ужасом ничтожения. Переубедить психотика в магии означало бы вылечить его. С невротиком дело с точки зрения последовательности работы обстоит сложнее. Ведь для того, чтобы переубедить, нужно чтобы человек был сначала в чём-либо убеждён. Похоже, невротик - это психотик, покрытый "шубой" здравого смысла. Для того, чтобы раскрыть симптом, необходимо, чтобы невротик признался самому себе и психотерапевту, что несмотря на то, что в общем и целом его жизнь рациональна, выверена, обычна - на самом деле он также верит в невидимые связи, как и психотик, так же боится грозных и враждебных сил, как очень маленький или очень древний человек.
Изучение уровня религиозного сознания клиента/пациента, содержания этого сознания, модуса отношений с Высшей Силой является важной частью терапии фобических, тревожных расстройств, паранойяльных расстройств и депрессивных состояний с идеями самообвинения и собственной греховности. Но в этом отношении психолог как бы скован требованием заниматься психикой, а не душой. Высшее психологическое образование интроектирует в него чёткое отделение от всего религиозного, крайнюю осторожность при обсуждении вопросов веры . Мы как будто должны лечить личность, ни в коем случае не касаясь её (личности) Трансцендентного. Но без внимания к "миропроекту" клиента, важной частью которого являются духовные и тесно связанные с ними экзистенциальные измерения, терапия просто не сможет состояться.
Поговорим о различии между магическим мышлением и мистическим опытом подробнее.
Одним из основных различий между этими двумя явлениями является степень эгоцентризма. Человек, который верит, что какое-либо его действие или бездействие, может неявно, косвенным образом причинить вред близким и знакомым, или даже спровоцировать техногенную катастрофу, помимо того, что испытывает панику, иррациональную вину и стремление с помощью защитных действий оградить окружающих от своей неконтролируемой чёрной магии, также ощущает именно СЕБЯ в центре событий, именно ЕГО мысли и действия (бездействие) могут вызвать беду, именно он должен что-то сделать с собой, чтобы перестать быть источником разнообразных несчастий. Пациентка, которая верит в необходимость полной проверки своей квартиры перед уходом (выключен ли газ, утюг, перекрыты ли краны с водой) и проверяет квартиру так тщательно, что, в итоге не может покинуть её, и которая верит в то, что именно её ошибка способна уничтожить всю многоэтажку, как будто оставляет за границами восприятия тот факт, что её дом может погибнуть по массе разных других причин - землетрясения, атомной войны, может быть взорван террористами, другие соседи могут затопить его, сжечь. Пациентка убеждена, что если что-то и может случиться с многоэтажкой, в которой она проживает, то только по её вине.
В мистическом переживании границы личности стираются, вопрос ответственности тоже как будто перестаёт быть важным. Всё взаимодействует со всем, но это взаимодействие - не война, а гармония . Судьба человека вплетена в общемировую судьбу. Человек мал, но за его спиной могучие силы. И тогда ответственность человека заключается в том, чтобы соответствовать общемировому закону или противоречить ему. Сам он вряд ли что-то может кардинально поменять в мировом порядке. Он может достигнуть впечатляющих результатов только если он "в тренде", если отражает какие-то более общие тенденции. То же касается и его ошибок. Вряд ли он будет той белкой из мультфильма, которая вызвала глобальное потепление, расколов огромный ледник своим малюсеньким орехом. Человек творящий созидает что-либо не из пустоты, а из имеющегося материала. В каком-то смысле он даже не созидает, а лишь "обнаруживает", уже имеющееся, проводит нечто в Бытие через самого себя. Заметим насколько в этом отношении магическое мышление является более герметичной, удушливой, связывающим по рукам и ногам позицией, чем мистическое мироощущение. И насколько мало в этом мире места для свободного акта, творчества, гармонии, спокойствия. Как раз тех явлений, что служат предпосылкой для самореализации, а значит и для пиковых переживаний (по Маслоу), в которых человек будто выходит за пределы своей личности, а значит и за пределы своего невроза.
Паралич интенциональности.
Следующее важное различие между магическим мышлением и мистическим мироощущением - это характеристики интенциональности.
С одной стороны можно было бы подумать, что магическое мышление весьма интенционально. Я ощущаю направленность на какое-либо событие или объект. Я предполагаю, что мои действия имеют влияние на это событие или объект. Если можно выразиться, моё сознание сверхъинтенцинально. Оно настолько интенционально, что способно вызвать изменение в материальном мире. Но если остановиться на этой характеристике подробнее, то интенциональность при магическом мышлении будто бы рассыпается. Мои мысли и действия будто теряют связь с центром моей личности, центром моей интенциональности, ведь они больше не соответствуют моим намерениям, мои психические процессы будто становятся теми самыми плохо управляемыми вещами, которые норовят сломаться или кинуться под ноги спотыкающемуся, они объективируются, превращаются в нечто отдельное от меня, моя самость, как некая духовная цельность, неминуемо сужается; всё меньше и меньше свободной территории во мне, которая могла бы взирать на окружающий мир и желать чего-либо, ведь само взирание, даже мысль об объекте, пускай даже признание факта отношения к нему, означает опасность моего нечаянного колдовства по отношению к нему. Моё внутренняя территория становится очень узкой. Моя внешняя территория расширяет свои пределы, теряет свои границы и объединяется с некими не вполне известными мне, но могущественными силами внешнего мира. Я могу сохранить статус-кво, лишь сдерживая свою интенциональность. Я имею право на отношение лишь к тому, что малозначимо, не может захватить меня, что может находиться под моим контролем. Например, я могу контролировать чистоту пола или вентель газовой горелки, но этим я буду владеть полностью. Происходит паралич интенциональности. Если бы мы спросили у психотического больного, который предполагает, что его мысли и бездействие (отсутствие молитв) может вызвать техногенную катастрофу в виде падения самолёта (реальный клинический случай), если бы мы спросили этого больного, каким именно образом он мог повлиять на трагедию, как он мог вызвать эту катастрофу чисто технически, то он не смог бы ничего ответить нам толком - ведь аргументы о бредовости такой взаимосвязи он и сам уже не раз предъявлял самому себе в периоды мучительных сомнений и самоуговоров. Его сознание не направлено на объект (самолёт). Скорее наоборот, оно направлено ОТ объекта, всячески пытается уйти, спрятаться от него, что бы не дай бог не помыслить его. Известие об авиакатастрофе врывается в его мир и он ощущает себя застигнутым на месте преступления. Задним числом он понимает все те знаки, которые были посланы ему ранее. Он корит себя за ту интенциональность, которая "вырвалась" из него незадолго до несчастья. Ведь у него уже был страх, что его нечаянная магия может вызвать нечто подобное. Ему больше ничего не остаётся делать, как усилить свои ритуалы и уменьшить спонтанное течение сознания (данного больного автор работы классифицирует как глубоко регрессировавшего ананкастника).
Что происходит с интенциональностью при мистическом опыте? Согласно А.Маслоу и У.Джеймсу, которые описывали вершинные переживания и мистический опыт, сознание в этих состояниях становится сверхбодрствующим, "я" избавляется от страхов, которые раньше ограничивали познание ("Страх распада, страх попадания во власть инстинктов, страх смерти и болезни, страх следования пагубным страстям исчезает или, по крайней мере, становится преодолимым". - А.Маслоу), сознание направлено на предмет, человека, событие и полностью поглощено им. В этом предмете или процессе вдохновлённое сознание понимает закономерности, по которым существует мир, оно ощущает генетическую взаимосвязь с предметом (ведь как сделан ты, так сделан и я, а все мы сделаны по подобию). Странным образом, несмотря на то, что при вершинных переживаниях нас посещает ощущение всеобщей диалектической взаимосвязи событий, предметов, людей, мы не выводим из этого ощущения мысль о том, что именно мы можем каким-либо образом повлиять на внешний мир (в том числе и пагубным образом). Мир в этих переживаниях не крутится вокруг нас, он проходит сквозь нас.
Ещё одним важным различием между мистическим опытом и магическим мышлением, выводимым из двух предыдущих, является Герметичность субъекта . Как уже отмечалось ранее, человек при магическом мышлении стремится установить барьер между собой и миром, чтобы зло не переметнулось оттуда туда и обратно. Но в итоге это приводит к ограничению витальности, тесноте, скуке.
Также он стремится установить барьеры внутри себя - загнать в гетто свои "плохие" мысли, неприемлемые тенденции. Что приводит к уменьшению доверия к самому себе, необходимости бесконечных самопроверок. Причём установить конкретную границу между обычными и "колдовскими" территориями своей личности он тоже не способен. Ведь неизвестно точно, какое конкретное действие, какая конкретная мысль вызывает несчастье в окружающем мире. Поэтому под подозрением оказываются все процессы психической жизни. Данная атмосфера напоминает положение дел в полицейском государстве, где все следят за всеми и в благонадёжности каждого можно и нужно сомневаться.
Таким образом, основные характеристики магического мышления являются: 1. Эгоцентризм. 2. Паралич интенциональности. 3. Герметичность. 4. Раздробленность субъекта.
Интересным с этой точки зрения была бы реализация подобного киносценария: герой - всемогущественный колдун, который сам не рад своему дару, прячется от людей и жизни, чтобы защитить окружающих от своего ужасного колдовства. Но жизнь врывается в его чёрную башню, допустим, в виде телевидения, или интернета, или новых соседей, и заставляет его, несмотря на его ужас и вину, творить неподвластное ему зло просто от соприкосновения с событиями и людьми и от того, что он нечаянно подумал о них плохо. Следующим сюжетным ходом могло бы быть появление персонажа (например, молодой девушки), на которого магия колдуна абсолютно не распространяется. И даже когда колдун нарочно решает причинить ей вред, то у него ничего не получается - обстоятельства складываются так, что всякий раз его злодеяние срывается, в конце концов он понимает, что он потерял свой злой дар, и больше не чувствует себя избранным. Ему больше незачем сидеть в своей черной башне, ведь на самом деле там скучно и сыро. Оказывается, он был просто влюблён в эту девушку. Любовь, как вершинное переживание, разрушила его магические способности.
Заключение.
Автор данной статьи не объявляет крестовый поход против магического мышления. Скорее он приглашает к дискуссии по поводу того, как же мы должны поступать с магическим мышлением в терапевтической практике? Должны ли мы предлагать пациенту/клиенту взамен магического феноменологическое мышление? То есть редуцировать идеи взаимосвязи, волшебства, сверх.способностей и предлагать клиенту рассматривать события так, "как они есть" без создания глобальной теории, но с увеличением осознавания своего отношения к событиям (интенциональности).
В каких случаях мы должны оставить клиенту психологическую защиту в виде магического мышления? Ведь, например, при гибели близких или их уходе, магическое мышление создаёт некую фантастическую "подушку безопасности" для психики. Помогает выиграть время, которое нужно, чтобы адаптироваться к новой картине реальности.
Как бороться с контрпереносом, который вызывает у терапевта клиент с развитым магическое мышление? Имеется в виду временное "сумасшествие на двоих", когда терапевт может вдруг обнаружить, что он отчасти разделяет верования больного (случай из практики, когда терапевт после работы с пациентом, который верил, что способен своими неосторожными словами или плохими мыслями вызвать болезнь близких (например, рак), вдруг почувствовал страх, когда пациент спросил его о здоровье его ребёнка. Словно бы в подтверждение этой "вызванной" фобии, у его ребёнка на следующий день поднялась температура. Терапевт, вопреки своим терапевтическим убеждениям и мировоззрению, на какое-то время поверил в колдовство пациента).
Полезно ли терапевту всегда следовать строго научной парадигме, отстраняться от волшебства и экстрасенсорики или в словах и переживаниях "магических" пациентов можно найти долю истины? Является ли психотерапевт с большой склонностью к магическому мышлению профессионально пригодным?
Возможно ли сотрудничество психолога и священника при работе с магическим мышлением? Поможет ли развитие зрелых форм религиозного мышления в уменьшении количества психического страдания в виде панической атаки, ОКР, психоза?