Тренинг "Сила тишины"

Тренинг для семей, воспитывающих подростков, «Сила тишины».


            Актуальность.
      Ранее я рассказывал о применении в семейной терапии приемов поведенческой терапии, в частности использование в качестве домашнего задания условия говорить дома шепотом. Результативность подобных заданий весьма высокая, естественно при соблюдении основных условий выработки поведения: использование «напоминалок» о необходимости выполнять задание (в данном случае в качестве «напоминалок» использовалась медицинская маска, которую все члены семьи должны были надевать в квартире), использование самоподкрепления за выполнение задания (различные «вкусняшки», дополнительное время за компьютером), регистрация успехов в режиме «сколько раз говорили шепотом – на сколько снизилось количество конфликтов в семье». Но остается вопрос – обязательно ли доводить ситуацию в семье до кризиса, чтобы затем применить поведенческую терапию, или возможно ее использование в режиме профилактики?
          Естественно, профилактика и возможна, и необходима. В качестве профилактических мероприятий можно применить тренинговый подход. Вашему вниманию предлагается сценарий тренинга «Сила тишины», который направлен на выработку навыка общения в семье без крика.
       Цели тренинга: выработка и закрепление у членов семьи навыка общаться друг с другом без крика.
      Задачи: познакомить родителей и подростков с правилами позитивного общения, показать на примере реального взаимодействия членов семьи друг с другом эффективность общения без крика.
          Участники тренинга: 5 – 6 семей, воспитывающих подростков (от семьи один родитель и один подросток).
          Оборудование: музыкальный центр с колонками, листы бумаги формата А4 по два на каждую семью, по ручке на каждую семью, пять листов формата А4, на которых написана большая буква «К», пять листов формата А4, на которых написана большая буква «Ш», 10 – 15 стульев.
             Этапы проведения тренинга.
             I. Упражнение «Робот».
           1. Участникам объясняется, что сейчас им предстоит поиграть в управление роботом, причем, один член семьи будет «роботом», а второй его «оператором». Конечно, предусмотрена и смена ролей, чтоб никому не было обидно.
         2. Участникам объясняется, что для того, чтобы управлять роботом, сначала нужно написать для него программу, в которой каждое действие робота зашифровывается условным сигналом, например:
- сделать три шага вперед – «трик»;
- сделать три шага направо – «трак»;
- обойти препятствие по часовой стрелке – «трям» и т. д.
Семья должна написать подобную программу для своего робота, постаравшись предусмотреть в ней максимальное количество возможных вариантов поведения робота. Программа пишется в двух экземплярах, на двух листах – один для «робота», другой для его «оператора».
           3. Затем семьям предлагается поменяться своими программами с другими семьями – каждая семья будет использовать чужую программу.
            4. После этого готовится поле, на котором «робот» будет выполнять задание. Можно хаотично расставит стулья в помещении для создания препятствий.
           5. Задание для всех семей будет одно и то же – «робот» должен принести стакан воды для своего «оператора» с другого конца игрового поля.
            6. Предусматриваются также выполнение «роботом» обязательных промежуточных условий (три – четыре условия): обойти помеченный стул по часовой стрелке, сесть на другой помеченный стул, подпрыгнуть три раза возле третьего.
           7. Каждая семья-команда проходит свое поле по отдельности два раза, в разных ролях – сначала «роботом» будет ребенок, а потом родитель.
       8. За время прохождения заданий семьи зарабатывают очки: за прохождение промежуточного задания с первого раза начисляется три очка, со второго – два очка, с третьего – одно очко, с четвертого и далее – очки не начисляются. Промежуточные задания надо выполнять по порядку, переход к следующему возможен только после выполнения предыдущего задания. При достижении конечного результата команде начисляется десять баллов. В роли судьи выступает ведущий тренинга.
             9. Каждой семье на выполнения задания дается десять минут. В конце выявляются победители, происходит обсуждение итогов соревнования и причин, на них повлиявших.
        Есть и дополнительные условия, вносящие своеобразие в выполнение задания. Условия следующие: в начале выполнения задания в зале тишина, но как только «оператор» начинает повышать голос на своего «робота» начинает звучать музыка, причем, она звучит тем громче, чем громче отдает команды «оператор». Громкость оператора определяют «эксперты» - члены других семей. Они поднимают карточки с буквами «К» - крик, «Ш» - шепот. Чем больше поднято карточек «К», тем громче звучит музыка, чем больше карточек с «Ш», тем тише. Причем, когда «робот» - подросток, экспертами тоже выступают подростки, когда «робот» - родитель, экспертами выступают родители. Здесь главное, чтобы участники поняли, что повышать голос не выгодно.
               II. Подведение итогов.
      В конце встречи ведущий, психолог, объясняет участникам неэффективность использования крика в общении, с какими бы благими целями он не применялся, поясняет почему крик блокирует эффективное общение.



Просмотров: 270
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гиперактивный ребенок: как облегчить выполнение домашнего задания?
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • Давать ли клиентам домашние задания? И как обеспечивать их выполнение?
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1
  • Домашние задания в психологическом консультировании: значение и типы заданий
  • Мастерство общения с детьми. Практические задания на каждый день.
  • В преддверии второй учебной недели. О пользе «невыполненного» домашнего задания…
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Почему ребенок не выполняет "простейшие" задания?
  • Домашние задания. Ориентированный на решение подход
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Домашние задания для школьников и их родителей
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Психолог нещадно бьет пощечины участникам тренинга! К чему бы это?
  • Задания для ребенка и уверенность в себе.
  • Как получать от жизни удовольствие. Практические задания
  • Два простых задания с волшебным эффектом самопознания)
  • Игры и задания для развития творческих способностей
  • Почему некоторым участникам тренинга не удается получить то, что заявлено в запросе?
  • Как получать от жизни удовольствие. Практические задания. Часть 2
  • 3 способа договориться с ребенком делать домашние задания в школе
  • Ребёнок перестал ходить в школу и делать домашние задания.
  • Один штурвал на семью! Маловато будет..
  • Почему все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему?
  • Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.
  • Когда муж не глава семьи, а ещё один ребёнок
  • Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков (и не только)
  • Десять причин отказаться от крика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь