|
Особенности стеклотерапии в работе психолога.Автор статьи: Горячева Маргарита Анатольевна
Маргарита Горячева Психолог, педагог, групповой психотерапевт, стеклотерапевт. Завораживающий процесс плавления стекла в огне привлекает не только взрослых, но и детей. Этот гипнотизирующий танец огня и раскаленного материала вызывает разные эмоции: от восторга и радости до страха и отчаяния. Но, погружаясь в этот танец стихии, происходит самое удивительное – трансформация и гармонизация творящего. Стеклотерапию можно обозначить как направление в арт-терапии, которое использует работу со стеклом (плавление, выдувание, оформление), способствующее гармонизации психического состояния, самовыражению и самопознанию. Стеклотерапия как направление в арт-терапии сформировалось сравнительно недавно. На конференции по арт-терапии, которая происходила в Латвии в 2014 году были обозначены основные принципы работы психолога в рамках стеклотерапии. Основателем данного направления является автор этой статьи – Маргарита Горячева, которая работает психологом уже более 15 лет. В своей практике она часто использует креативные методы, позволяющие глубинно познать свое Я, раскрыть собственный потенциал и снять внутреннее напряжение. Идея использования художественной обработки стекла в работе психолога пришла после прохождения обучения в Академии стекла в Венеции и в Москве. В огне плавилось стекло, которое меняло свою форму, и можно было создать что-то принципиально новое из стеклянных палочек. Была поставлена задача интегрировать процесс плавления стекла в работу психолога с клиентами. Для этого необходимо было разрешить основные ключевые проблемные моменты:
За счет того, что была продумана подробная инструкция по технике безопасности, а также возможность создания небольшого предмета из стекла, эти проблемные вопросы были решены. Таким образом, стеклотерапию удалось успешно применить как в индивидуальном, так и в групповом подходах. Также это направление в арт-терапии эффективно используется в работе с людьми, которые перенесли инсульт и с детьми с ограниченными возможностями. Основными целями стеклотерапии являются: - актуализация переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; - создание новых, эмоционально позитивных переживаний, а также возможность создания из этих переживаний стабильного ресурсного состояния; - актуализация креативных потребностей и их творческое самовыражение. В стеклотерапии можно выделить следующие функции:
Исходя из опыта работы в этом направлении терапии, можно отметить, что практически любой человек, независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения, может участвовать в стеклотерапии, которая не требует особых навыков и способностей. Также следует отметить, что люди с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения в двигательном аппарате (например, после инсульта), также могут пробовать эту терапию. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в стеклотерапии. Плавление и выдувание из стекла является мощным средством сближения людей, налаживания контакта между психологом и клиентом. Сам процесс создает атмосферу доверия и внимания к внутреннему миру клиента. Предметы, которые создаются из стекла, объективируют аффективное отношение к миру, поэтому сам процесс и работа с готовым материалом может помогать устанавливать межличностные отношения, облегчать процесс коммуникации. С помощью стеклотерапии можно исследовать бессознательные процессы, осознать вытесненные роли, формы поведения, ситуации и эмоции, так как данный метод позволяет обойти «цензуру» сознания. В процессе терапии было отмечено, что работа со стеклом вызывает у людей ощущение «Я могу», положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Сам процесс и результат стеклоделия приносит вдохновение и позволяет удовлетворить потребность в творчестве и самоактуализации. Также следует выделить то, что стеклотерапия позволяет налаживать контакт с детьми и взрослыми, которые испытывают определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например, из-за речевых нарушений, аутизма или закрытости. Таким образом, взаимодействие со стеклом может являться альтернативным «языком», что является особенно актуальным при работе с клиентами, которые не могут выразить словами свое эмоциональное состояние, и делает его инструментом для исследования, развития и гармонизации. Для того, чтобы раскрыть тему особенностей стеклотерапии, необходимо обратиться к истории возникновения стеклоделия. Стекло является неорганическим изотропным веществом, материалом, известным и используемым с древнейших времён. Одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц – это маленький кусочек прозрачного синего «сырого» стекла, найденный в южной Месопотамии XXI в. до н.э. Эта бусинка считается самым первым рукотворным стеклянным изделием. Таким образом, изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет. В 1700 г. до н.э. в Сирии вместо подписи ставили оттиск маленьким стеклянным кольцом с рельефным рисунком. В Сирии и Финикии изготавливали стеклянные бусины, считавшиеся амулетами. Были распространены небольшие чаши, блюдца, амулеты, бусы и печати с использованием непрозрачного цветного стекла. Работа со стеклом была также достаточно популярна в древнем Египте (около 1450 г. до н.э.). Египетское название стекла было «iner en wedeh», буквально означающее «камень, который течет». Маленькие стеклянные частички использовались при инкрустировании глаз для скульптур. В Месопотамии бусины не являлись амулетами, а служили показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества. Значительным успехом в технологии работы со стеклом можно считать изобретение стеклодувной трубки в 1-м столетии нашей эры в эллинистической культуре, что позволило выдувать стекло желаемой формы. Стеклоделие постепенно захватило весь мир: Финикию, Рим, Элладу, арабские страны, Китайскую империю. Наибольшего мастерства достигли итальянцы. В 1291 году все стеклоплавильные печи, переместились на остров Мурано, недалеко от Венеции, чтобы уберечь город от пожаров. Принято считать, что именно здесь, посреди воды, появилась техника создания стеклянных бусин и ювелирных изделий lampwork, которую можно использовать в стеклотерапии. Название метода lampwork переводится как «работа с лампой». Раньше мастера использовали лампу, работающую на основе животного жира. Позже данный инструмент был удачно заменен Доменико Буссолином на пламя, образуемое водородным газом в смеси с потоком воздуха. В настоящее время вместо лампы используют разные горелки. Вся техника основывается на свойстве стекла плавиться при нагревании. Стекло для такой работы продают в виде разноцветных палочек. Их нагревают на горелке, и как только стекло начинает плавиться, его накручивают на специальную спицу. Таким образом, получается элементарная бусинка. Стеклотерапия является достаточно затратным видом терапии, сравнивая с другими направлениями арт-терапии. Расходной частью становится не только само обучение технике лэмпворк, но и создание отдельного пространства для терапии с хорошей вентиляцией, закупка аппаратуры, инструментов и стекла. Для того, чтобы оборудовать помещение под стеклотерапию, нужно учитывать размеры помещения и возможность его проветривания и вентиляции. Желательно установить вытяжку, которую необходимо включать каждый раз во время проведений манипуляций со стеклом. Также можно проводить стеклотерапию на открытом воздухе. В работе используется горелка, которая использует для горения смесь кислорода и пропана. Коктейль из молекул кислорода целесообразнее получать посредством кислородного концентратора. Это отдельный аппарат, который используется в медицине. Он позволяет увеличить температуру плавления до 800 градусов. Конечно, можно было бы использовать печь для обжига, но это затягивает производство изделий на примерно 6 часов, а также является затратным по расходу электроэнергии. Поэтому, для равномерного остывания изделия, в стеклотерапии используется керамическое одеяло. В него помещаются горячие изделия примерно на 45 минут. Керамическое одеяло следует разместить в таком месте, чтобы это не было доступно. Также необходимо приобрести спицу или стальной стержень (мандрель), на который виток за витком наматывают расплавленный стекломатериал. Для того, чтобы можно было снять стеклянное изделие после остывания, стальную спицу опускают в сепаратор на основе белой глины (каолина). Понадобятся также приспособления, при помощи которых бусине придают ту или иную форму: графитовые лопатки, пинцет и др. Важно использовать защитные очки, чтобы обезопасить глаза от излучения и попадания мелких осколков в глаза. Если у клиента уже есть очки, то можно надеть защитные очки поверх имеющихся. Для работы в технике лэмпворк используют боросиликатное стекло, отличающееся твердостью, либо силикатное – так называемое «мягкое стекло». Первое более устойчиво к термическим воздействиям, второе лучше сочетается при плавлении с иными видами материала. Цветовая палитра обоих типов почти одинакова. Оно продается в виде специальных длинных палочек различной толщины. Наиболее качественными являются итальянские стекла Моретти, Ветротрофонд, чешское Орнелла, американское ДаблХеликс, немецкие Лауша и Райхенбах. Сам процесс плавления начинается с разработки эскиза (если есть необходимость в изготовлении конкретного предмета). Подготавливаются мандрели. Эта металлическая спица опускается в сепаратор. Примерное время до полного высыхания сепаратора, которое нужно учесть – это один час. Далее осуществляется выбор стекла. Можно обратить внимание, каким образом клиент выбирает определенный цвет, какие использует сочетания, какие эмоциональные состояния присутствуют в этот момент. Клиент и терапевт надевают защитные очки. Терапевт включает горелку и кислородный концентратор. Если клиент уже знаком с техникой лэмпворк, то он может самостоятельно включить аппаратуру. Происходит настройка соотношения подачи газа и кислорода. Одной рукой клиент берет мандрель и медленно начинает «окунать» в пламя. Второй рукой он берет стеклянную палочку. Стеклянная палочка медленно вводится в пламя. Через 20-30 секунд стекло начинает нагреваться. Иногда это доходит до минуты. Расплавленное стекло накручивается на стальную основу. Можно придать бусине определённую форму, используя дополнительные инструменты. В работе с детьми терапевт сам держит мандрель и помогает ребенку поддерживать стеклянную палочку. Такая же система работы осуществляется с людьми, у которых только одна рабочая рука. При необходимости можно декорировать изделие: металлическими «рисунками», небольшими кусочками стекла – фритами. Готовое украшение помещают в печь для обжига или керамическое одеяло для сохранения прочности и охлаждают до комнатной температуры. В процессе изготовления бусины с клиентом можно проводить терапевтическую беседу. Исходя из поставленного запроса, задаются соответствующие вопросы. Как уже отмечалось выше, процесс стеклотерапии позволяет наладить контакт с клиентом. Через то, что и как выбирает клиент - определенный цвет стекла, форму, размер, технику выполнения можно исследовать его психические и поведенческие особенности. Так как продукты данного вида творчества являются объективным свидетельством эмоционального состояния, переживаний и мыслей человека, это позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений. Поэтому готовый предмет, который создал клиент из стекла, можно интерпретировать и использовать в процессе исследования и терапии. Стеклотерапия является молодым направлением в арт-терапии и требует не только профессиональной подготовки ведущего, но и соблюдения безопасности. Для дальнейшего развития этого направления следует уделить внимание профессиональной подготовке специалистов по стеклотерапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|