Я знаю пароль, я вижу ориентир

Из публикаций психологов на b17:

Чувство эмпатии – основа здоровых взаимоотношений между людьми, будь то отношения в семье, в кругу друзей или в терапии.

Глубокое присутствие, личная вовлеченность, эмпатия – необходимые атрибуты психотерапевтического контакта и важнейшие условия успешной работы с клиентом.

Откуда же берётся этот необходимый атрибут нашей профессии? Как формируется основа здоровых психотерапевтических (и не только!) отношений?

Я знаю пароль я вижу ориентир

Логично будет предположить, что люди, которые не испытали эмпатии* в детстве, потребности которых неправильно интерпретировались или игнорировались, сами не способны понимать чувства других людей. Очень часто это действительно так.

В отличие от них ребёнку, который растёт в атмосфере спокойствия и доверия, рядом с принимающими и эмпатичными родителями, намного проще научиться эмпатии, перенимая её у своих близких. Он обучается душевному участию, отзывчивости и состраданию, следуя примеру взрослых, копируя их поведение.

Но гораздо чаще, увы, способность к эмпатии, основанная на особой чуткости к тому, что происходит с другими, формируется как один из способов адаптироваться в небезопасной и непередсказуемой среде.

Так бывает, когда родители не отличаются устойчивостью, предсказуемостью и адекватным откликом на своего ребёнка. Когда в ответ на одни и те же свои проявления (чувства, поведение, выражение потребностей) ребёнок может получить как одобрение, так и отвержение, как похвалу, так и наказание, как радость родителя, так и родительский гнев, в зависимости от состояния самого родителя. И тогда ребёнок учится эти состояния считывать, чтобы подстраиваться под родителя и соответствовать его настроению. Чтобы поменьше «прилетало» негатива и побольше принятия. Конечно же, условного. Увы. Он развивает особую чуткость, становится способным распознавать мельчайшие нюансы в изменении настроения родителя, предугадывая предстоящие грозу или солнышко, мороз или оттепель, ураган или штиль.

Еще бывает, что ребёнок учится буквально «держать» родительские чувства, когда сам родитель со своими чувствами не справляется. Не говоря уже о том, чтобы контейнировать**(принимать) чувства ребёнка и помогать ему их проживать. И тогда ребёнок, становясь «старшим» в этих отношениях, начинает контейнировать чувства родителя, чтобы помочь родителю справляться и продолжать оставаться родителем. И это становится для ребёнка необходимым условием выживания. При этом свои чувства, которые игнорируются или преследуются родителем, которые выводят родителя из состояния равновесия, ребёнок вынужден отрезать.

Так формируется повышенная чуткость к эмоциям других людей на фоне непонимания собственных эмоций и потребностей.

Такие дети очень способны бывают к эмпатии. И именно они часто, вырастая, становятся психологами (пройдя, разумеется, свой путь исцеления, ну, или, вернее сказать, встав на этот путь).

Дети эмпатичных и психологически зрелых родителей, выросшие в здоровой атмосфере принятия, понимания и поддержки, в психологию могут прийти разве что из научно-исследовательского интереса. Но терапевтами вряд ли становятся. Это из того, что я вижу вокруг себя. На истинность не претендую.

*Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Если проще, эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека и понять его....

**Контейнирование – способность к выдерживанию различных видов психической энергии: эмоций, напряжения, инстинктивных импульсов.

 Если проще, у взрослого человека контейнирование – это внутренняя способность выдерживать сильные эмоции, свои и чужие.

 

Я верю только в это: любовь спасёт мир

 

 

 



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Способность выдерживать собственные чувства как один из факторов стрессоустойчивости.
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • 16 критериев зрелой любви. Способность к эмпатии.
  • Поле, в котором растут дети. Чувства и состояния родителей.
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Как контейнировать эмоции ребёнка и свои
  • Как формируется зависимость. Часть 4. Ребёнок начинает передвигаться
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Развитие ребёнка начинается с осознавания родителя.
  • Комплекс отвержения у родителя «трудного» ребёнка.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Выход из Любовной Зависимости. Учимся понимать и проявлять свои чувства
  • 100% техника, чтобы вернуть любовь и чувства в ваши отношения.
  • Отцы и дети. Чувство вины из-за смерти родителя.
  • Эмпатия как основа здоровых отношений
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Вместилище души или Как проживать свои чувства
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • К чему приводит атмосфера принятия, эмпатии и заинтесованности
  • Эмпатия. Интуиция. Чувства
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь