|
Терапевтический Контракт: Нужен Ли и Для Чего?Автор статьи: Макс Ильин
В общем - заключать ли формальный контракт, письменный договор со всеми деталями и нюансами? Это вопрос открытый. То есть никакой "догмы" или закона так делать (в СНГ, по крайней мере) нет - однако, наличие подобного документа может иметь следующие плюсы, в основном юридические: 1) Чётко и ясно прописанные цели сотрудничества, задачи специалиста и клиента и их ожидания друг от друга - чтобы не было потом всяких "а Вы же обещали!" 2) Условия оказания услуг - включая продолжительность, стоимость и гарантии; аналогично - при возникновении разногласий всегда можно опереться на формальный договор. Ладно, допустим, с этим разобрались. В любом случае, идёт ли речь о документе, имеющем юридическую силу или же об обычном "неформальном" соглашении - следует представлять себе основные моменты, которые следует в этом контракте отразить. Прежде всего - такой вопрос: когда заключается терапевтический контракт? Для ответа - стоит рассмотреть общую структуру процесса консультирования, которая в любом случае есть, даже если кто-то её не признаёт или не осознаёт: 1) Получение Заявки от клиента и её Рассмотрение. Опять же - даже если какие-то "специалисты" не уделяют время предварительному скринингу и "отсеву" клиентов через разные методы (типа анкеты), это не значит, что они этот этап упускают. Просто у них очень простая и очень чреватая стратегия - "беру всех, Вы только платите!". Или даже бесплатно. Для начинающих - это нормально, но в основном многие переходят к созданию тех или иных "фильтров" для потенциальных клиентов с опытом. 2) Диагностическое Интервью: Проблемы и Цели Обычная "ознакомительная" беседа - в основном, консультант знакомится с клиентом и его проблемным случаем, а также ожидаемыми результатами и ориентировочным целями; впрочем, и клиент тоже получает нужные ему данные (если умеет). 3) Схематизация Случая и Формирование Плана Работы. Затем - по хорошему, специалист делает так называемую "концептуализацию кейса". Или нет (это атрибут когнитивно-поведенческого подхода), но вообще это хороший тон - используя информацию о проблемах клиента, сформулировать некую общую схему, "карту", на основе которой уже можно разработать стратегию вмешательства и терапии. 4) Приобщение Клиента к "Карте" и Плану и Получение Информированного Согласия + Добровольного Обязательства к Участию в Работе. Обычно - контракт заключается именно здесь. Точнее - получается так, что результатом описанных процессов, в случае обоюдного согласия, и выступает обсуждаемый договор. 5) Терапевтическая Работа. Ну что тут - "no comments", делаем всё запланированное :) Естественно, в ходе этой работы планы и тактические задачи могут изменяться, в зависимости от "обратной связи" и результатов клиента. 6) Завершение Терапии и Прекращение Контракта. Это - тоже важный компонент, если всё же договорились в таком формализованном режиме работать. Скажем, если клиент доволен результатами терапии, но затем, в силу каких-то факторов, его проблемы вернулись - то необходимо заключать новый договор, ибо в старом ничего такого не указано. Либо, конечно, можно указать и договориться о нескольких контрольных сеансах - например, через 3-6 месяцев, для надёжности. Таким образом - в неплохом контракте указываются, как минимум, следующие вещи: 1. Список проблемных вопросов, над которыми будет проводится работа. 2. Набор оптимальных результатов по этим вопросам по завершению работы. 3. Стратегия и методы работы, устраивающие всех участвующих. 4. Задачи и границы ответственности каждой стороны. 5. Ориентировочные сроки продолжительности сотрудничества 6. Разумные и приемлемые для сторон гарантии. 7. Информированное и добровольное подтверждение согласия со всем указанным. Подпись_Дата_, естественно :) Нетрудно заключить, что чем более сложная работа и, соответственно, более продолжительное сотрудничество планируются - тем актуальнее будет создание и оформление такого контракта в документальном виде. Если же речь об одной-двух-трёх консультациях - можно не запариваться, удовлетворившись каким-нибудь стандартным договором об оказании услуги (а то и вовсе устным). Кстати, раз уж упомянул о сроках - один из известных в психоанализе пропонентов сокращения продолжительности терапии, Джеймс Манн, в своё время разработал очень жёстко фиксированную схему: аналитик и пациент встречаются сколько угодно, но строго в пределах 12 сеансов. Даже на данный момент (а это были 70-е годы ХХ века) - такой взгляд на ограниченную во времени терапию выглядит избыточно радикальным, а уж тем более учитывая традиционную продолжительность психоаналитической работы (несколько лет). Манн сначала рассудил, а затем, к своему удовольствию, в основном подтвердил на практике, что столь чёткие рамки создают достаточный стимул для обоих участников к интенсивной и сфокусированной проработке. Правда, касается это только хорошо мотивированных на сотрудничество и готовых к серьёзному напряжению клиентов - в практике психолога-консультанта таких немало, но в психиатрической популяции, к сожалению, картина обратная: свыше 2/3 пациентов очень "туго" вовлекаются, слабо мотивированы, склонны сопротивляться и "саботировать" терапию и так далее. Ещё по поводу гарантий - во многих местах можно прочесть "психолог/терапевт гарантий не даёт!". Это, по всей видимости, от недопонимания того, что такое гарантии есть. Имеется в виду что-то типа "Я не могу Вам 100% обещать, что Вы эти проблемы решите и вот этих результатов достигните". Поразительный "секрет" заключается в том, что почти нигде и никогда и никто не может этого обещать (кроме Господа Б-га, которого ещё попробуй привлеки к ответственности) - особенно в бизнесе, который по своей природе является деятельностью с высоким риском. И уж тем более в психологическом консультировании, где речь о работе с личностью, а не с унитазом, скажем. Гарантии - это способ компенсации для стороны, которая понесла убытки по независящим от неё причинам (то есть, по сути, страхование на случай рисков). Если клиент к тебе, консультанту, ходил-ходил, исполнял всё рекомендуемое и оговорённое, и ничего в итоге не получилось - то что за фигня? Он платит за досуг, или за результаты? Если время и деньги потрачены, а цели не достигнуты - то этика мотивирует компенсировать хотя бы часть. Другой вопрос, когда вы чётко обсудили и определили, что кому необходимо делать - и клиент свою сторону договора не выполняет, тогда и гарантии недействительны. Подчёркиваю - речь о личной этике, которая прямым образом влияет на репутацию ("основной актив"). Конечно, можно этого не делать, когда закон позволяет не делать - но отзывы о психологе или ком угодно будут соответствующие, и на потоке клиентов это отразит прямым образом (пусть и не сразу). Как и наоборот - добровольно и полностью отвечать за свои слова и гарантии качество настолько нечастое, что клиент даже будет готов переплатить за работу с настолько ответственным персонажем. Но да ладно, надеюсь, кому-то ясности добавит, спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|