|
Как подготовить ребенка к ДОУАвтор статьи: Фролова Мария Геннадьевна
На дворе август, а это значит, что многие родители готовятся впервые провожать своего ребенка в детский сад. Пожалуй, для многих это важный, но одновременно и тревожный момент. Одним из способов снижения тревоги может являться информационная готовность по предупреждению возможных трудностей. Надеюсь, что данная статья поможет вам в данном вопросе. В литературе очень много написано о том, что такое адаптация и какие её виды бывают.
В этой статье основной акцент я хочу сделать на формирование психологической готовности ребенка к поступлению в детское учреждение. Психологическая готовность ребенка к детскому саду помогает предупредить множество трудностей дезадаптации: стабильное ухудшение эмоционального фона (истерики и капризы), развитие или обострение невротических реакций, частые болезни, «запуск» психосоматических заболеваний. Позволю себе предложить вам свою собственную классификацию видов адаптации ребенка к ДОУ, которую предлагаю условно разделить на 3 этапа: 1. «Доадаптационный» период. Продолжительность периода: с момента рождения до момента принятия решения родителями об определении ребенка в ДОУ (или при оповещении родителей о подошедшей очереди). !!! В этот период важно: развитие у ребенка чувства базовой безопасности с помощью установления эмоционального контакта между родителем и ребенком, формирование надежной (безопасной) привязанности (наиболее благоприятный период для формирования надежной привязанности: с рождения до 9 мес.). *** Этот период является базовым в психоэмоциональном развитии ребенка и будет оказывать влияние не только на процесс адаптации ребенка к ДОУ в будущем, но и на протяжении всей его жизни. *** В этой статье я не буду подробно останавливаться на классификации типов привязанности, а также на том, какие действия родителя формируют/ не формируют чувство базовой безопасности и базового доверия к миру. Об этом: на личных консультациях, групповых встречах и, возможно - других публикациях. 2. «Пред-адаптационный» период: охватывает период с момента принятия решения родителями об определении ребенка к ДОУ до момента первого посещения детского сада. В этот период очень важна эмоциональная и психологическая подготовка ребенка к ДОУ, формирование у ребенка качеств и навыков, необходимых для посещения детского сада. К таким навыкам относятся: культурно-гигиенические навыки (умение самостоятельно кушать, ходить в туалет), социальные (принятие норм и правил поведения в обществе, базовые навыки в установлении контактов со взрослыми и сверстниками), моторные (умение самостоятельно надевать и снимать крупные виды одежды (юбка, шорты, плавки и др.) и обуви) и др. Также в этот период важно в домашних условиях максимально подготовить ребенка к основным требованиям ДОУ и режимным моментам. Рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, о его правилах, требованиях, положительных аспектах можно заблаговременно, при этом очень важно делать акценты на положительных аспектах ДОУ. 3. «Непосредственно адаптационный»: период с момента первого посещения детского сада до завершения процесса адаптации. В этот период крайне важно грамотно простроить процесс установления контакта между ребенком и педагогами-воспитателями. Основной задачей этой периода является формирование чувства доверия к педагогу, а также постепенное формирование чувства безопасности рядом с ним. Для того, чтобы этого достичь, ребенку необходимо постепенно знакомиться с педагогом и включаться в жизнь группы. Прежде чем оставлять своего ребенка одного в саду на любой промежуток времени, познакомьте его с педагогом, помещением, погуляйте вместе с ним на территории ДОУ (совместно с педагогом и детьми) и только после этого пробуйте оставлять его одного, постепенно увеличивая время разлуки. Максимально подробно РАССКАЗЫВАЙТЕ ребенку, ЧТО во время вашего отсутствия БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ВСАДУ в саду и после какого режимного момента вы его заберете, например: «Ты сейчас поиграешь с детьми, вы покушаете, погуляете, а после прогулки я подойду за тобой». При трудностях и страхах при расставании напоминайте о случаях вашего расставания, после которых вы снова воссоединялись. Более подробно на этом я останавливаться не буду, т.к. в этом периоде необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка. НО!!! Очень важно простроить этот период плавно, при этом не затянув его!!! !!!Наиболее благоприятный период для определения ребенка в ДОУ – 3 года. Период с 2 до 3 лет является во многом критичным и трудным для малышей. Факторы, способствующие развитию психологической готовности к ДОУ и облегчающие адаптацию:
Факторы, затрудняющие адаптацию:
- переезд на новое место жительства; - рождение младшего ребенка; -потеря близкого человека, домашнего животного, любимой игрушки.
Частые частные трудности при адаптации ребенка к ДОУ:
(По заявке в моей группе ( Консультации детского психолога) напишу несколько приемов, способствующих решению этой трудности): 1. Обязательное соблюдение режима дня ДОУ в стенах собственного дома. 2. Индивидуальные договоренности с воспитателя в период засыпания, способствующие укладыванию вашего ребенка. Обсуждение с педагогом использования возможности «тихого часа без сна». 3. Индивидуальные договоренности с ребенком: игровые приемы (проигрывание трудной ситуации с помощью игрушек дома), использование методов убеждения, чтение психотерапевтических сказок. 4. Индивидуальная консультации педагога-психолога и врача-невролога для нахождения индивидуальных способов решения данной трудности.
Если вы предчувствуете возможную трудность, или в процессе адаптации столкнетесь с одной из них, обязательно обратитесь к специалисту! С наилучшими пожеланиями легкого периода адаптации вашим деткам, Мария Фролова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|