Как подготовить ребенка к ДОУ

   Как подготовить ребенка к ДОУ

   На дворе август, а это значит, что многие родители готовятся впервые провожать своего ребенка в детский сад. Пожалуй, для многих это важный, но одновременно и тревожный момент. Одним из способов снижения  тревоги может являться информационная готовность по предупреждению возможных трудностей. Надеюсь, что данная статья поможет вам в данном вопросе.

    В литературе очень много написано о том, что такое адаптация и какие её виды бывают.

Адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Адаптация является сложным процессом приспособления организма, который происходит на физиологическом, социальном и психологическом уровнях.

   В этой статье основной акцент я хочу сделать на формирование психологической готовности ребенка к поступлению в детское учреждение. 

  Психологическая готовность ребенка к детскому саду помогает предупредить множество трудностей дезадаптации: стабильное ухудшение эмоционального фона (истерики и капризы), развитие или обострение невротических реакций, частые болезни, «запуск» психосоматических заболеваний.

 Позволю себе предложить вам свою собственную классификацию видов адаптации ребенка к ДОУ, которую  предлагаю условно разделить на 3 этапа:

1. «Доадаптационный» период.

  Продолжительность периода: с момента рождения до момента принятия решения родителями об определении ребенка в ДОУ (или при оповещении родителей о подошедшей очереди).

!!! В этот период важно: развитие у ребенка чувства базовой безопасности с помощью установления эмоционального контакта между родителем и ребенком, формирование надежной (безопасной)  привязанности (наиболее благоприятный период для формирования надежной привязанности: с рождения до 9 мес.). ***

Этот период является базовым в психоэмоциональном развитии ребенка и будет оказывать влияние не только на процесс адаптации ребенка к ДОУ в будущем, но и на протяжении всей его жизни.

*** В этой статье я не буду подробно останавливаться на классификации типов привязанности, а также на том, какие действия родителя формируют/ не формируют  чувство базовой безопасности и базового доверия к миру. Об этом: на личных консультациях, групповых встречах и, возможно - других публикациях.

2. «Пред-адаптационный» период: охватывает период с момента принятия решения родителями  об определении ребенка к ДОУ до момента первого посещения детского сада.

   В этот период очень важна эмоциональная и психологическая  подготовка ребенка к ДОУ, формирование у ребенка качеств и навыков, необходимых для посещения детского сада. К таким навыкам относятся: культурно-гигиенические навыки (умение самостоятельно кушать, ходить в туалет), социальные (принятие норм и правил поведения в обществе, базовые навыки в установлении контактов со взрослыми и сверстниками), моторные (умение самостоятельно надевать и снимать крупные виды одежды (юбка, шорты, плавки и др.) и обуви) и др.

   Также в этот период важно в домашних условиях максимально подготовить ребенка к основным требованиям ДОУ и режимным моментам.

    Рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, о его правилах, требованиях,  положительных аспектах  можно заблаговременно, при этом очень важно делать акценты на положительных аспектах ДОУ.

3. «Непосредственно адаптационный»: период с момента первого посещения детского сада до завершения процесса адаптации.

   В этот период крайне важно грамотно простроить процесс установления контакта между ребенком и педагогами-воспитателями.

  Основной задачей этой периода является формирование чувства доверия к педагогу, а также постепенное формирование чувства безопасности рядом с ним.

   Для того, чтобы этого достичь, ребенку необходимо постепенно знакомиться с педагогом и включаться в жизнь группы.

  Прежде чем оставлять своего ребенка одного в саду на любой промежуток времени, познакомьте его с педагогом,  помещением, погуляйте вместе с ним на территории ДОУ (совместно с педагогом и детьми) и только после этого пробуйте оставлять его одного, постепенно увеличивая время разлуки.

  Максимально подробно РАССКАЗЫВАЙТЕ ребенку, ЧТО во время вашего отсутствия БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ВСАДУ в саду и после какого режимного момента вы его заберете, например: «Ты сейчас поиграешь с детьми, вы покушаете, погуляете, а после прогулки я подойду за тобой». При трудностях и страхах при расставании напоминайте о случаях вашего расставания, после которых вы снова воссоединялись.

   Более подробно на этом я останавливаться не буду, т.к. в этом периоде необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка. НО!!! Очень важно простроить этот период плавно, при этом не затянув его!!!

!!!Наиболее благоприятный период для определения ребенка в ДОУ – 3 года. Период с 2 до 3 лет является во многом критичным и трудным для малышей.
Факторы, способствующие развитию психологической готовности к ДОУ и облегчающие адаптацию:
  • Высокий уровень контактности родителей: общение с друзьями, частое посещение людных мест (детские центы, развивающие занятия, игровые (в том числе придомовые) площадки) + помощь ребенку в установлении контактов со сверстниками (по его просьбе).
  • Наличие у ребенка навыка просить о помощи.
  • Уверенность родителей в квалификации педагогов, «трезвый» взгляд на возникающие трудности.
  • Соблюдение режима дня.
  • Сформированная надежная привязанность к родителю.
  • Индивидуальные помогающие приемы (например, оставление для ребенка своей вещи, как символа любви и поддержки в момент разлуки).
Факторы, затрудняющие адаптацию:
  • Сильный или неотреагированный (не пережитый, оставшийся без внимания) стресс незадолго до поступления в ДОУ:

- переезд на новое место жительства;

- рождение младшего ребенка;

-потеря близкого человека, домашнего животного, любимой игрушки.

  • Индивидуальные особенности ребенка, требующие особого внимания в период подготовки к ДОУ: высокий уровень тревожность, соматическая ослабленность, наличие в анамнезе неврологических или иных хронических диагнозов.
  • Частые и травматичные разлуки с матерью до начала посещения ДОУ.
  • Использование родителями негативных форм воспитательного воздействия: запугивание («Отдам тебя кому-нибудь», «будешь плохо себя вести – тебя дядя (Серый волк, баба Яга, тетя Зина или др.) заберет»), в том числе посещением ДОУ; унижение; игнорирование и др.
  • Низкий уровень контактов родителей с социумом («домашние» родители).
  • Сильные страхи и тревожность мамы (при подготовке ребенка к ДОУ или непосредственно в момент разлуки в адаптационном периоде).
  • Негативное и недоверительное отношение родителей к педагогам ДОУ.

 

Частые частные трудности при адаптации ребенка к ДОУ:
  • Отказ от сна в ДОУ:

(По заявке в моей группе ( Консультации детского психолога) напишу несколько приемов, способствующих решению этой трудности):

1. Обязательное соблюдение режима дня ДОУ в стенах собственного дома.

2. Индивидуальные договоренности с воспитателя в период засыпания, способствующие укладыванию вашего ребенка. Обсуждение с педагогом использования возможности «тихого часа без сна».

3. Индивидуальные договоренности с ребенком: игровые приемы (проигрывание трудной ситуации с помощью игрушек дома), использование методов убеждения, чтение психотерапевтических сказок.

4. Индивидуальная консультации педагога-психолога и врача-невролога для нахождения индивидуальных способов решения данной трудности.

  • Отказ от еды или отдельных видов пищи.
  • Трудности с регулированием мочеиспускания или отказ от дефекации.
  • Уход от контактов со сверстниками или педагогами.
  • Нарушение поведения в эмоциональной сфере: постоянная плаксивость, ухудшение поведения.
  • Появление признаков психосоматических заболеваний.

  Если вы предчувствуете возможную трудность, или в процессе адаптации столкнетесь с одной из них, обязательно обратитесь к специалисту!

     С наилучшими пожеланиями легкого периода адаптации вашим деткам,

Мария Фролова.



Просмотров: 225
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Семья в период рождения первого ребенка
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Собственно адаптация к ДОУ
  • Адаптация к ДОУ: территория заблуждений.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Адаптация к ДОУ: как помочь ребёнку. Практические рекомендации.
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • "Раннее развитие" в ДОУ как модель "оболванивания" детей
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь