|
О прикладном психоанализеАвтор статьи: Рина Несмиянова
Сфера бессознательного имеет символическую структуру – структуру языка. Фрейд рассматривает эту структуру в тексте «Психопатология обыденной жизни», анализируя забытое имя художника - на уровне фонемы и графемы, а так же в поле воображаемого смысла.
Конституирование говорящего субъекта происходит в «стадии зеркала» и далее - при осваивании речи. В стадии зеркала осуществляется синтез Я-идеального (образа собственного тела), как отличия себя в качестве объекта от окружающего мира.
Речь, как вторичное членение образа себя, проявляется в остановках, задержках, помехах, разрывах, пробелах - следах «семиотического в анализируемых феноменах, прежде всего в текстах, в виде ритмов и интонаций» [47]. Эти пробелы интересны для психоаналитического исследования, поскольку их наличие указывает на гетерогенность идентификации субъекта. Субъект не способен удержать однозначность первичной идентификации. Говорящий субъект фрагментирован в речи работой влечений, идентификацией с первичным материнским Другим и символической функцией Отца, которая позволяет удерживать в языке множество идентификаций. Текст служит аппаратом, а не продуктом. Аппарат этот производит смысл, выражающий себя в чередовании значений, каждое из которых имеет самое непосредственное отношение к тревоге. Каждое новое значение предстает как избыток по отношению к предыдущему. Текст несет не коммуникативную функцию, а функцию нехватки смысла - функцию тревоги.
«Прикладной психоанализ – использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей» [22]. Первым выполнил психоаналитическое исследование литературного произведения Фрейд. Первой работой по прикладному психоанализу, очевидно, стала книга «Толкование сновидений» (1900). Среди других работ в этом направлении следует отметить такие как «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Йенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Мотив выбора ларца» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938). Фрейд не проводил различия между анализом клинического случая и художественного произведения. Прикладной психоанализ, как и клинический психоанализ, ставит целью не интерпретацию, а исследование продуктов бессознательного. В художественном рассказе психоаналитик так же имеет дело с речью автора. В.М.Лейбин указывает в словаре: «В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и не медицинской областях). В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным» [22]. Сфера применения прикладного психоанализа: литература, мифология, религия, лингвистика, фольклор, изобразительное искусство, пространство игры и т.д.. В начале XX века во времена бурного развития психоаналитического метода в Европе почти все известные нам ныне психоаналитики, такие как Мария Бонапарт, Отто Ранк, Джонс, Шпильрейн, Райх, пробовали свои силы в анализе художественных произведений. В России проходящие психоанализ так же увлеченно начинали психоаналитическое исследование произведений. Например, Михаил Зощенко в «Повести о разуме». Вот некоторые русские авторы по данным из статьи профессора Овчаренко [25]: Розенталь Т.К. «Болезнь и творения Достоевского. Психогенетическое исследование» (1920), статьи Вырубова Н.А. «Святой Сатир – Флорентийская легенда. Опыт приложения психоанализа» (1914) и другие, статья Осипова Н.Е. «Записки сумасшедшего». Незаконченное произведение Толстого» (1913), Чарасов Г.А. «Произведения Пушкина в свете психоанализа», книги Ермакова И.Д. «Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина» (1923) и «Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя» (1924), Гербстман А. «Психоанализ шахматной игры (Опыт толкования)» (1925), Адрианова-Перетц В.П. «Символика сновидений Фрейда в свете русских загадок», книга Вышеславцева Б.П. «Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати» (1931). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|