Это не психоанализ (Часть 2.1, Табу на влияние)

«ЭТО НЕ ПСИХОАНАЛИЗ» (Часть 2.1, Табу на влияние)

Первую часть можно почитать по ссылке:
https://www.psyoffice.ru/article/281474/

Здесь я хотел бы начать разговор о дихотомии «чистое золото психоанализа» vs «медь внушения» (как их разграничивал Фрейд).

[Интересно, что Фрейд никогда не проводил различий между психоанализом и психоаналитической психотерапией – это американский продукт послевоенного времени, как и конструкт под названием «классический психоанализ», о чем я напишу в других постах]

Впервые он публично обозначил эту дихотомию в своем докладе на Будапештском конгрессе в 1918-м году. Это был чрезвычайно позитивный момент для психоанализа, где он получил признание правительства за вклад в лечение военных неврозов. Впереди маячили перспективы широкого распространения психоаналитической практики (в том числе на государственном уровне).

В своей речи Фрейд заявлял о гуманистических целях сделать психоаналитическое лечение массовым и бесплатным. Он говорил:

«Тогда перед нами встанет задача адаптации нашей техники к новым условиям. … Вполне вероятно также, что крупномасштабное применение нашей терапии заставит нас свободно сплавлять чистое золото психоанализа с медью прямого внушения. … Но какую бы форму ни принимала эта психотерапия для людей, из каких бы элементов она ни складывалась, ее наиболее эффективные и наиболее важные составляющие, несомненно, останутся теми, которые были заимствованы из строгого и непредвзятого психоанализа».

Что же понималось под внушением (суггестией)? Только ли специфические гипнотические интервенции? Нет. Обращаясь к работам Фрейда, мы обнаружим, что речь идет о любом не специфическом межличностном влиянии.

Межличностное влияние было проблематичным для Фрейда в нескольких аспектах.

Во-первых, в эпистемологическом. Важно было не допустить воздействия субъективности наблюдателя на предмет исследования.

В предыдущих постах я рассматривал позитивистские идеалы, в соответствие с которыми Фрейд концептуализировал терапевтическую ситуацию и позицию терапевта в ней (как своего рода обезличенную лабораторию по изучению переноса в «чистом» виде).

Я также упоминал про семена интерсубъективности (неизбежного взаимного влияния, проникновения и коммуникации двух психик), которые были посеяны в психоаналитической почве с самого ее возникновения (хотя и не могли взойти там долгие десятилетия).

Почитать про это можно в такой последовательности:

1)
https://www.psyoffice.ru/article/277065/
2)
https://www.psyoffice.ru/article/279441/
3)
https://www.psyoffice.ru/article/280315/

Важно понимать, что несмотря на дихотомию между «золотом психоанализа» и «медью внушения», Фрейд оставлял место для межличностного влияния в «чистом» психоанализе.

Он писал:
«Старомодный психотерапевт … обычно внушал своему пациенту, что он вылечился, что он преодолел свои запреты и так далее; в то время как психоаналитик, исходя из этой точки зрения, внушает ему, что в детстве у него был тот или иной опыт, который он теперь должен вспомнить, чтобы вылечиться. В этом и будет заключаться разница между ними».

Почему второй пример «внушения» (межличностного влияния) со стороны психоаналитика «хорош», а первый со стороны «старомодного психотерапевта» – «плох»? И кто это определяет?

Фрейд объяснял, что межличностное влияние плохо тогда, когда «воздействие происходит без адекватного логического обоснования». Но это не снимает вопросов – «адекватного логического» для кого?

Для Фрейда не было проблемой, чтобы терапевт убеждал (=внушал) клиента приходить часто, потому что тогда терапия работает лучше. Для него, например, не было проблемой, чтобы терапевт объяснял (=внушал) клиенту, что его сопротивление продиктовано страхом кастрации. Сейчас мы понимаем, что любая интерпретация терапевта является внушением. Допустить такое в ту эпоху было равносильно поставить крест на «научности» психоанализа. Фрейд понимал это. Как понимал и то, что терапевт влияет на клиента. Как же можно было разрешить это противоречие?

«Адекватное логическое обоснование» и послужило выходом из ситуации. Если межличностное воздействие сопровождается «адекватным логическим обоснованием», то оно не представляет проблемы для психоанализа.

Сейчас нам трудно представить, что может существовать некое «адекватное» для всех обоснование чего бы то ни было. Все наши объяснения неизбежно субъективны, фрагментарны, временны.

Тогда же были актуальны идеи Просвещения о надежной рациональности (единой для всех) и позитивистская вера в различение рациональности и иррациональности, истины и фантазии. Именно аналитик обладал тем авторитетом, который мог бы отделять рациональное от иррационального и выдавать «адекватное логическое обоснование».

Источником «адекватного логического обоснования» являлась психоаналитическая теория, которая воспринималась безусловно рациональной. На этом круг замыкался.

(Продолжение следует – про то, как судьба Шарко повлияла на то, что слово «суггестия» стало пугалом для психоаналитиков, а сам психоанализ формировался через фобическую контр-идентификацию с гипнозом, попутно стирая любые реляционные (отношенческие) факторы со своих горизонтов).



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • После Фрейда, наследие психоанализа...
  • А были ли деньги? Лучше бы не было.
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • Интерпретация кинематографического произведения с точки зрения психоанализа.
  • Обязательно ли, чтобы было тяжело и плохо клиенту?
  • Табу на критику психоанализа.
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • О вреде «дикого психоанализа» между супругами, друзьями и в социальных сетях
  • Чтобы было лучше!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Зона психологических открытий. Как сделать так, чтобы было то, чего хочу, и мечта сбылась
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Детская травма Треплева, или почему застрелился Треплев с точки зрения психоанализа.
  • Мужская позиция с точки зрения психоанализа
  • Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии и психоанализа
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Преимущества и возможности психоанализа. (часть II)
  • А может Фрейд был неправ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь