|
Психоанализ сновидений: никакой мистикиАвтор статьи: Шевцова Елена Ивановна
Психоанализ сновидений: никакой мистики
В данной статье будет речь идти о психоаналитическом осмыслении сновидения. Такие вопросы как «вещий сон», разного рода предсказания, не имеют никакого отношения к искомой проблеме. Психоаналитик – это не баба Ванга, считывающая послания с Того света. Поэтому статья покажется скучной тому, кто ориентирован на такое понимание содержания сновидения. Феномены, означенные выше, не находятся в фокусе нашего внимания, ибо их существование мы не можем ни доказать, ни опровергнуть. Мы проводим демаркационную линию между тем, что «пишут в Интернете» и тем, что имеет место в рамках психоаналитического подхода к сновидению. Сразу же оговорим три вещи. Первое: статья носит исключительно реферативный характер. Здесь не формулируется та или иная гипотеза, не продуцируется новое знание: у сайта не тот формат, чтобы писать работы такого рода. Эти работы предполагают, в первую очередь, определенный объем. Мы сомневаемся в том, что кто-то захочет читать научную работу как минимум в 50 страниц. Сюда люди приходят не за этим. Второе: во избежание всяческих недоразумений со стороны потенциальных пациентов: психоаналитик не рассматривает сновидение как предупреждения или что-либо подобное со стороны умерших близких людей пациента. Каждый из вас может задаться вопросом: «А почему она вообще обозначает эту проблему?». А дело вот в чем: знакомая неоднократно утверждала, что когда ей снится бабушка, то она ее предупреждает от чем-то плохом. Такой подход к интерпретации сновидения, в которой фигурирует бабушка, - вне рамок нашей компетенции. Третье. Мы обращемся как к специалистам из сферы психологических наук, так и к народу думающему и интересующемуся этой темой, но который далек от сферы этих наук. Что касается последних, даже если и они не имеют никакого отношения к психологическому знанию, то в удовольствие читать их интересные и толковые комментарии. И некоторые из них дадут фору специалистам (или «специалистам»J). Так что одинаково интересны все ваши соображения. Уважаемые коллеги, есть ли кто из вас, кто работает со сновидением? Не могли бы вы поделиться вашим опытом? Всем, кому интересна эта тема, пишите, высказывайтесь. Зигмунд Фрейд определял психоанализ сновидений как «королевскую дорогу к бессознательному», однако не так все однозначно в этой сфере психоаналитической практики. Мы обнаруживаем разночтение по этому вопросу даже в профессиональных кругах: согласно Р.Р. Гринсону, есть немало психоаналитиков, которые делают все, чтобы минимизировать значение сновидения в клиническом измерении. Часть из них исключает особенную его ценность, поскольку они затрудняются усвоить практику его интерпретации, другая же отрицает ее значимость, поскольку эта практика идет вразрез с их собственными теоретическими построениями. Фрейд выделяет две ключевые составляющие сновидения: соматическую и психологическую: «сновидение является не соматическим, а психическим феноменом» и ««сновидение – это способ реагирования души на действующие во сне раздражители». К последним относятся внутренние (раздражения внутрених органов) и внешние раздражения (звон будильника, например), что указывает на соматическую составляющую работы сновидения. Однако к соматическому никак не сводится вся работа, а напротив акцент расставлен на психическом: «Сновидение не просто передает раздражение, оно перерабатывает его, намекает на него, ставит его в определенную связь, заменяет чем-то другим». Как мы видим, в данном случае речь идет о психической особенности искомого явления. Наряду с раздражителями, содержание сновидения составляют «повторения из дневной жизни» или «дневной остаток», который выделяется Урсано и соавторами как важный момент в использовании сновидения в психотерапии: «Терапевт направляет свое внимание на “дневной остаток” в сновидении пациента — на недавние по времени примеры из жизни пациента, которые служат в качестве источника материала для конструирования сновидения. (...) сновидения связаны с опытом бодрствования, с опытом реальной жизни». Этот «дневной остаток» проливает свет на работу защитных механизмов, вскрывает суть трансфера и приоткрывает завесу над бессознательным пластом психики, что определяет положительный эффект терапевтической практики. Однако содержание сновидения не исчерпывается указанными выше структурными единицами, которые могут его составлять. В фокусе пристального внимания аналитика находятся желания пациента, прежде всего – запретные желания, страхи, в том числе и детские страхи, тревоги различной этиологии, одним словом, все то, что составляет содержание Id. Бессознательные значения сна, «скрытые в сновидении мысли», бессознательные психические содержания, которые вытесняются по причине своей конфронтации с сознательными структурами психики, с регистрами критики, цензуры, выдвигаются на первый план. Сновидения выдает какое-нибудь желание, выплывающее из скрытых мыслей, как исполненное. Однако «представлено оно в неузнаваемом виде, так что только анализ в состоянии вскрыть его. При этом желание либо само вытеснено и чуждо сознанию, либо самым тесным образом связано с вытесненными мыслями и выражается ими. Итак, формула этих сновидении такова: они суть замаскированные исполнения вытесненных желании». Есть и еще один интересный аспект работы сновидения: отражая бессознательную тенденцию исполнить некое желание, оно может способствовать регрессии даже к таким первичным сценам психической жизни субъекта как рождение. Речь идет о травме рождения (учения Ранка, Ференци, Гарма) и о бессознательном желании вернуться в материнское лоно, однако в настоящий момент мы не затрагиваем эту тему, поскольку она достаточно сложна и масштабна для понимания, чтобы ее изложить в двух словах. Стоит посвятить травме рождения и ее связи со сновидением отдельную статью. Несколько слов скажем о самом пациенте и зададимся вопросом о способности пациента к такой филигранной работе: «тайные, лежащие где-то в глубине тревоги, которые беспокоят пациента и которые находят свое отражение в его снах, можно постепенно выявить, проанализировать, понять и овладеть их тайной, если только пациент способен различить эти смысловые слои (...). Некоторые пациенты не проявляют нужного искусства при работе над своими сновидениями. Ни один из них не в состоянии этого сделать, если его этому не обучать время от времени, и далеко не каждый пациент способен работать с каждым сном». И еще один момент, заслуживающий внимания: Фрейд обреченно указывает на неизбежность искажения восстановленного в памяти сновидения, которое «не является собственным содержанием, но только искаженным заместителем того, что должно нам помочь путем вызывания других замещающих представлений приблизиться к собственному содержанию, сделать бессознательное сознательным. Если воспоминание было неточным, то просто в заместителе произошло дальнейшее искажение, которое, однако, не может быть немотивированным». В свою очередь, все это порождает новый вопрос: «А все ли содержание сновидения восстанавливается?». «Большинство сновидений вообще нельзя вспомнить, они забываются целиком, вплоть до мельчайших фрагментов. И на толковании этого материала и должна основываться научная психология или метод лечения больных?» - вопрошает Фрейд. Сон качественно отличается от другого материала психоаналитического исследования, так как является продуктом состояния «помраченного», «искаженного», однако это не умаляет его значения в психоаналитической практике. Оно определяется ролью, суть которой заключается в том, чтобы обнаружить то, что сокрыто, не проговаривается, вытесняется, подавляется, критикуется сознательными регистрами психики, в общем все то, что бытует в бесознательном, на которое и направлена основная часть психоаналитической работы. Как видите – никакой мистики... ©Шевцова.Е.И. Библиография
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|