Подобно легкой и мягкой снежинке, каждый сон уникален и создан из особенного материала, соединенного между собой в различных вариациях.
Особенности и значения снов всегда привлекали нас для изучения особенностей человеческой психики, для нахождения неких посылов, знаков и т.д. Этим вопросом занимались с одинаковым интересом как шаманы, так и ученые, исследователи и конечно же, психологи. Теории сна включают биохимические объяснения, духовные и метафизические понимания, психоаналитические интерпретации. Работая в направлениях гештальт-терапии, арт-терапии с детскими сновидениями я придерживаюсь основного правила «не навреди».
Классификация детских кошмаров Патрисии Гарфилд (1994) (данные темы кошмаров знакомы и взрослым):
Сны с темами преследования или нападения. Ребенок пойман, ему нанесен вред, он съеден или убит.
Сны, где ущерб наносится вещам, принадлежащим ребенку. Одежда, вещи в доме или само здание, школьные принадлежности и т.д. – все это может быть поломано, потеряно или украдено.
Сны, где ребенок заблудился, что сопровождается чувством глубокого отчаяния.
Сны о фрустрации, где ребенку мешает препятствие.
Сны о парализации, где ребенок пойман в ловушку и не может убежать из нее или даже пошевелиться.
Сны с падением. В реальности ребенок может упасть с кровати. Во сне же он способен вообще не ударяться об землю.
Сны с тревогой о собственной некомпетентности. Неспособность найти нужную комнату, ужас от понимания того, что забыл все, что учил, паника перед тем, что одноклассники отвергнут и т.д.
Сны о бедствиях: наводнения, войны, пожары.
Сны о транспортных средствах, потерявших контроль. Например, автомобиль врезающийся во что-то или сбивающий кого-то. Спящий может управлять автомобилем или быть пассажиром.
Сны, когда ребенок голый или плохо одетый и при этом находится в публичном месте, что сопровождается переживанием сильного стыда.
Сны о похищении. Спящий может идентифицировать себя с украденным ребенком.
Очень часто сны пугают, тревожат и расстраивают детей, и в такие моменты очень важно говорить с ребенком на понятном ему языке. Рассказывать о том, что сон – это некое послание, которое нам необходимо понять. Возможно, это наш такой способ передавать себе сообщения или задания в «зашифрованном виде». Вместе с ребенком здесь важно проговорить варианты послания или поискать возможность помощи для себя во сне. Уже сам разговор и поиск смысла неприятного сновидения способствуют снижению тревоги у ребенка. С подростками поиск важного сообщения может оказаться единственным необходимым вмешательством.
В работе со сновидениями важно найти возможность снижения напряжения, которая подойдет конкретно этому ребенку. Например, рисование снов – это замечательный способ, который отлично работает. Просто взять и нарисовать свой ночной кошмар. Рисование усиливает способности ребенка контролировать свои кошмары и открывает творческие пути для продолжения исследования. Другим интересным вариантом для проработки ночных кошмаров является метод «переключение канала». Он заключается в том, что ребенку предлагается взглянуть на сновидение как на «телевизионную программу». Согласно этой идее, повторяющийся кошмар представляется ужастиком, который крутят в эфире. И чтобы его не смотреть нужно просто переключить канал. Здесь важно придумать и продумать с ребенком альтернативу, это может быть фильм или шоу, что-то, что будет приятно и весело, в отличие от кошмара. И после этого предложить переключить канал, как только начнется новый или старый ужастик. Прекрасная методика «мозговой штурм» - здесь хороши любые решения, включая те из них, которые настолько смешны, что над ними можно хохотать весь день. Самые неосуществимые попадают в фон и уходят на задний план, а наиболее подходящие перемещаются вперед и становятся фигурой.
В работе со сновидениями, как во всей остальной терапии, нет универсального или идеального средства, способного срабатывать всегда, везде и с каждым. В любом случае всегда полезно, даже самому маленькому клиенту, помогать искать опору на себя и развивать собственные навыки по решению проблем и сложных задач.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.