|
Первая теория тревоги Фрейда. Психоанализ.Автор статьи: Рина Несмиянова
В этой статье исследуется теоретический материал, начало которому положил Зигмунд Фрейд в 1895 году в работе «Об основании для отделения определенного симптомокомплекса от неврастении в качестве «невроза тревоги»» [33]. В самом названии заключен смысл, в котором здесь рассматривается тревога - невроз. В 1895 году под неврозом понималось легкое психическое заболевание, вызванное расстройством деятельности центральной нервной системы. Выделялись три типа невроза: невроз истерии, неврастения и невроз навязчивых состояний. Бесспорная заслуга этой статьи состоит в том, что невроз тревоги (фобия) был выделен отдельно, что позволило в дальнейшем рассмотреть механизм этого психического явления и обнаружить наличие этого механизма и в неврозах истерии, и в неврозе навязчивых состояний. Фрейд начинает свое исследование, ссылаясь на Э. Геккера, описавшего в 1893 году признаки тревоги как симптома неврастении. Психоаналитик, пытаясь изложить посредством физиологической терминологии факты психического, находился под влиянием актуальных исследований в неврологии. Не вызывает сомнений также и то, что Фрейд был знаком и с идеей Фехнера о «принципе константности»: организм стремится к избеганию избыточного напряжения и к стабилизации напряжения на одном уровне. В первой теории Фрейд еще не отделяет тревогу как реакцию на реальную опасность, от тревоги как сигнала об опасности со стороны влечения. В центре внимания находится возникновение травматической ситуации и преобразование либидо в тревожное ожидание. Фрейд схематически описывает тревогу как физиологическую реакцию на ситуацию опасности. Клиническим признакам, сопровождающим аффект тревоги, в статье 1895-го года уделено достаточно внимания. Основная мысль статьи: тревога - следствие преобразованного либидо. В качестве репрезентанта тревоги он рассматривает сбившееся дыхание, сердцебиение - физиологические признаки, сопровождающие коитус, которые проявляются «самостоятельно» в результате прегражденного естественного отвода. Однако, не это является самым важным. Особенность этой работы в том, что в ней впервые описывается разница между физиологическим удовлетворением и психическим удовольствием. Зазор между этими понятиями становится заметен читателю статьи, в первую очередь, в самом тексте, в речи автора, который перемежает понятия из физиологии и психологии. Вероятно, Фрейд, был знаком и с работой Крафт-Эббинга 1895 года о сифилогенной этиологии прогрессивного паралича. Фрейд не упоминает о нем, но психофизиологический характер исследования и намерение Фрейда выделить невроз тревоги как невроз аффекта и связать его происхождение с физиологическими возбуждениями, в особенности сексуального характера, указывают на родство идей двух независимых исследователей. В работе «Этюды об истерии» Фрейд ссылается в своих размышлениях на теорию Дарвина. Очевидно, что он, равно как и другие исследователи того времени, развивал свою теорию в рамках общей идеи о том, что сложная психическая организация непосредственно следует «из первоначально рациональных и целесообразных действий» (цит. по [40], с. 231), то есть является наследником физиологических процессов. Ранее Фрейд придерживался теории травм: травма - как отреагирование, повторение значимого переживания. Эта идея о повторении найдет выражение позднее в 25-ой лекции, но уже в новом качестве, как идея о сопоставлении с аффектом: «Истерический припадок, таким образом, можно сравнить со вновь образованным индивидуальным аффектом, нормальный аффект - с выражением общей истерии, ставшей наследственной» [31, с. 253]. В 1925 году Фрейд пишет о некоем содержании, которое может быть сопоставлено, об истерическом, ставшем историческим. «Ассоциативная цепочка всегда состоит больше, чем из двух звеньев, травматические сцены образуют не простые, четкообразные ряды, а разветвленные, древовидные связи, поскольку при новом переживании в виде воспоминаний вступают в действие два и больше более ранних; словом, рассказ о выяснении отдельного симптома, в сущности, совпадает с задачей полностью изложить историю болезни» [34, с. 57]. Но ранее, в 1895-ом году, при написании статьи об отделении неврастении от невроза тревоги, Зигмунд Фрейд придерживается мысли о том, что невротическая тревога представляет собой преобразованное либидо, и, тем самым, отходит от теории травм как от идеи об отреагировании переживаний из прошлого. Фрейд полагает наличие связи между тревогой как реакцией на внешнюю опасность и тревогой, отвечающей как преобразованнное либидо на опасность со стороны влечения. Связь эта заключается в том, что при актуальной опасности тревога понималась так же: она возникает непосредственно из либидо в качестве сигнала о неудовольствии. Первым делом Фрейд выделяет симптом невроза тревоги: «Тревожное ожидание - это ядерный симптом невроза… Можно сказать, что здесь в свободном плавающем состоянии присутствует некое количество тревоги, которая при ожидании подчиняет своему влиянию выбор представлений и в любое время готова связаться с каким-нибудь подходящим содержанием представления» [33, с. 29]. Уже в этих первых словах Фрейд делает то открытие, которое в 1925 году прояснится во второй теории тревоги. В 25-й лекции он говорит, что «ядром» аффекта является «повторение определенного значимого переживания». Таким образом, логически соединяются понятия: представления и повторения. Тревога готова связаться с подходящим содержанием представления. Не связана, не связывается, а лишь готова для связи со словесным, либо со зрительным представлением. Здесь уже заметно разведены понятия готовности, как физиологической потребности, и тревожного ожидания, как психического образования, готового для связи с содержанием представления. Либидо, не найдя удовлетворительного пути, превращено в тревожное ожидание. Вытесненное становится симптомом, раз за разом однообразно повторяющимся в тревожном ожидании. «Он [аффект тревоги] не происходит от вытесненного представления, а при психологическом анализе оказывается далее не редуцируемым, он также неуязвим и для психотерапии» [33, с. 32].
Фрейд, говоря об одном лишь преобразовании либидо в тревогу, тем не менее описывает это в разных терминах: «либидо», «содержание либидо», «представление». Так же Фрейд чередует понятия вытесненного либидо с понятием вытесненного аффективного импульса.
Большая часть клинических примеров текста отсылает к понятию сексуального влечения, не нашедшего выхода для своего естественного выражения, и потому представляющего риск для Я и преобразующегося в тревогу. Прямая аналогия с физиологией следует из клинических примеров с coitus interruptus (коитус прерванный). Но далее Фрейд отмечает моменты не сексуального характера. «... но вместе с тем вклинивается еще и нечто иное, а именно длительный интервал между предполагаемой этиологией и ее воздействием, а также этиологические факторы не сексуального характера. Это, например, мужчина, у которого после сообщения о смерти отца случается сердечный приступ, и с тех пор он оказывается во власти невроза тревоги. Этот случай непонятен, ибо до сих пор мужчина не был нервным; смерть престарелого отца произошла отнюдь не при особых обстоятельствах, и надо признать, что нормальная, ожидаемая кончина пожилого отца не относится к событиям, которые обычно делают больным здорового взрослого человека. Быть может, этиологический анализ станет более прозрачным, если добавить, что этот мужчина на протяжении одиннадцати лет практикует coitus interruptus, считаясь со своей женой. Его симптомы - по меньшей мере точно такие же, какие возникают у других людей после подобного кратковременного причинения сексуального вреда и без вмешательства другой травмы. Аналогичным образом следует трактовать случай женщины, у которой невроз тревоги разражается после потери ребенка, или случай студента, которому невроз тревоги мешает подготовиться к последнему государственному экзамену. Я считаю, что воздействие и здесь, и там не объясняется данной этиологией. Во время учебы не обязательно «переутомляться»» [33, c. 39]. В результате вытеснения содержания (импульса) либидо возникает его эквивалент, заключенный в симптоме тревоги. Фрейд на тот момент считает, что любой аффективный импульс трансформируется в тревогу. По мере размышлений Фрейд приходит к разделению значений терминов физиологической потребности, нуждающейся в физиологическом удовлетворении и импульсов влечений, находящих себе место в удовольствии (Lust) и (или) неудовольствии (Unlust). Удовлетворение - категория соматического. Удовольствие принадлежит области психического. Все исследование «об отделении» следует в логике перехода от биологических понятий к психическим представлениям. «Невроз тревоги сопровождается самым отчетливым уменьшением сексуального либидо, психического удовольствия, из-за чего больные, когда им говорят, что их недуг происходит от «недостаточного удовлетворения», обычно отвечают: это невозможно, именно сейчас потребность у них угасла. Из всех этих признаков, что речь идет о накоплении возбуждения, что тревога, которая, вероятно, соответствует такому накопленному возбуждению, имеет соматическое происхождение, а потому накапливается соматическое возбуждение, далее, что это соматическое возбуждение имеет сексуальную природу и что наряду с этим идет на убыль психическое участие в сексуальных процессах, - все эти признаки, на мой взгляд, подкрепляют ожидание, что механизм невроза тревоги следует искать в отклонении соматического сексуального возбуждения от психики и как следствие в ненормальном использовании этого возбуждения» [33, c. 41-42]. Соматическое удовлетворение (или неудовлетворение) идет при этом на какие-то другие цели. В результате возникает тревога, которая, разумеется, целью соматического возбуждения быть не могла, ведь в нем заложено стремление к разрядке нервного напряжения. Может ли тревога в таком случае быть «целью», задачей убывания психической компоненты - удовольствия? Этот вопрос, скорее, относится ко второй, динамической, теории тревоги Фрейда, но и в «Об этиологии истерии», и в работе «Об основании отделения симптомокомплекса истерии от неврастении...» встречаются предвосхищающие будущую теорию замечания. Нервное напряжение, соматическое возбуждение, удовлетворение, отвод либидо, катексис, разгрузка, влечение, удовольствие - Фрейд использует эти термины для объяснения одного единственного момента: либидо вытесняется, образуя тревогу. Речь идет о двух смысловых рядах: об отделении «физиологической» теории травм от теории психического вытеснения (можно посмотреть и под другим углом зрения - сохранения вытесненного). Влечение, как импульс, относилось к физиологии только до той поры, пока не оказалось под взглядом наблюдателя. И дело не столько в том, насколько причина тревоги физиологична, но в том, что тревога - признак использования «отклоненного от психики» возбуждения. «Ненормальное использование» проявляется в форме вытеснения, как хранение эквивалента аффективного импульса возбуждения. Так как аффект тревоги имеет место уже в раннем младенческом опыте и даже тогда, когда речь идет об акте рождения, то можно предположить, что эту мысль можно рассматривать и для частичных влечений. Возбуждение, «отклоненное от психики», обращается на объект, но окольным путем, через хранение в вытеснении эквивалента соматического возбуждения, исходящего из источника частичного влечения. Настоящая «цель» влечения состоит в обращении влечения извне на себя. Логика обратной связи уже тогда имела место во фрейдовской мысли. Отвод либидо - это отвод из вне. Тогда понятна мысль о тесной связи между аффектом страха при внешней опасности и неврозом тревоги. В том и другом случае либидо обращается на себя извне и отклоняется от психики в вытеснении. «Психику захлестывает аффект тревоги, если она чувствует себя неспособной с помощью соответствующей реакции разделаться с подступающей извне задачей (опасностью); она погружается в невроз тревоги, если ощущает себя неспособной устранить эндогенно возникшее (сексуальное) возбуждение. То есть она ведет себя, словно проецируя это возбуждение вовне» [33, c. 45]. Аффект рассматривается будто в двух плоскостях: как симптом и как невроз, как статус и как процесс. Аффект - экзогенная реакция. Невроз подобен эндогенной реакции, это проекция возбуждения вовне, но возбуждения, по мысли Фрейда, преобразованного в психическое влечение. Так как не представляется возможным вовне (вне себя) вынести сам аффект, то речь, вероятно, уже в первой теории, шла о психическом представлении об аффекте. Аффект и проекция представления вовне готовы связаться между собой. Позже, в работе «Влечения и их судьбы» (1915) Фрейд продолжил эту мысль в понятиях раздражителя (как экзогенного возбуждения) и влечения (как эндогенного возбуждения). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|