Не мальчик, но муж

Автор статьи: Ирина Пожарская

На написание этой статьи меня подвигло практическое наблюдение нескольких конфликтных ситуаций с участием мамочек, их малолетних сыновей и других посетительниц фитнесс-клуба. Думаю конфликт понятен всем: назовем их «немамочки», возмущались наличием существ мужского пола от 2 до 7 лет в женской душевой и раздевалке. Родительницы претензий не принимали, и становилось очевидно, что вероятность наличия сексуальных желаний у их дитяти воспринимается ими как клевета и даже оскорбление.

В практике и жизни я частенько сталкиваюсь с тем, насколько мало родители знают своих детей. Или даже, правильнее сказать, насколько избирательно относятся к информации о периодизации развития детей. Если подростковый возраст они еще как-то отмечают, то остальные кризисные и возрастные этапы откровенно замалчивают, не уделяя внимания ни срокам созревания определенных структур, ни соответствующим поведенческим изменениям. Я решила это исправить, написав популярным языком Что Как и Когда происходит с ребенком. Но так как тема эта большая, в данной статье я сосредоточусь именно на этапах, или лучше сказать, стадиях психосексуального развития личности, о которых говорил Зигмунд Фрейд.

После этого я приглашаю всех желающих решить для себя и при желании проголосовать: стоит ли водить мальчиков в женские раздевалки и до какого возраста.

Как бы мы не относились к фиксации душки Фрейда на сексе, опровергнуть его теорию, подкрепленную случаями из практики пока не смогли. Так что слушайте поклонники восприятия ребенка как «чистого листа» и невинного существа.

Фрейд выделял 5 стадий психосексуального развития, первая из которых, оральная, ограничивается возрастным периодом от 0 до 18 месяцев.

Не мальчик но муж
Оральная стадия

В этот период выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, чаще всего фигуры матери. Общение с ней, удовлетворение основных потребностей в еде и тепле осуществляется во время грудного вскармливания.

Наверняка замечали, что ребенок первым делом тянет новую игрушку в рот? Дело в том, что рот малыша служит не только для удовлетворения базовых потребностей, но и служит инструментом познания. С помощью губ и языка малыш исследует мир.

Ребенок не чувствует личностных границ, он не способен выделить себя из этого мира, а также отделить себя от матери. Все те чувства, которые его сопровождают во время кормления, такие как нежность и любовь он переносит на самого себя. И это закладывает основы его будущего доверия или недоверия к миру. В силу того, что вечно кормить ребенка грудью невозможно, со временем грудь замещается частью собственного тела. Поэтому часто можно наблюдать как ребенок сосет пальчик или язык, или соску, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы.

Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орального периода, состоит в закладке основных установок: зависимости - независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:
- игнорирование потребностей ребенка,

- сверхзаботливость.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, грызением ногтей, желанием выпить. Теория Фрейда была дополнена позднее различными гипотезами, почему же мужчины, да и женщины любят достаточно большую грудь и получают удовольствие от прикосновения к ней. Одной из причин видят фиксацию на оральной стадии, когда в бессознательном закрепляется образ большой (а для ребенка грудь всегда кажется большой) груди как источника принятия, поддержки, безопасности и удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами являются:

• ожидание от окружающего мира особого отношения;

• доверчивость;

• зависимость от одобрения;

• потребность в поддержке и принятии извне;

• жизненная пассивность.


В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Кстати, наша сосредоточенность на значении рта как способа получить удовлетворение на оральной стадии не должна вводить в заблуждение. Даже во младенческом возрасте у детей можно наблюдать половое возбуждение и непроизвольную эрекцию.

 

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий. Часто детки зовут посмотреть на результаты своих трудов в горшке, явно выказывая свою гордость за успехи. Встречается, и довольно часто, элемент творчества, когда экскременты используются для создания «фресок». В более позднем возрасте такое поведение служит симптомом психического отклонения, но в детском возрасте — это считается нормой.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.
Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей, и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Как наверное Вам теперь понятно, эта стадия психосексуального развития не ограничивает детей в посещении фитнеса. Хотя, если в этот период мама только приучает ребенка к горшку, чтобы не было сюрпризов, лучше на время бассейна пользоваться подгузником. Так сказать, оставить свои опыты для дома.

Фаллическая стадия

Наверняка для многих это станет неожиданностью, но фаллическая стадия начинается в 3 года, и заканчивается в 6 лет. Хотя интересоваться своими гениталиями, трогать их, сравнивать с органами других детей и стимулировать, детки могут начать гораздо раньше. Так как все периодизации несколько условны.

В этом возрасте их представления о взрослой сексуальной жизни размыты. Но можно сказать точно, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают их родители. Источником информации могут стать случайно услышанные фразы родителей, объяснения других детей, обрывки любовных (не всегда эротических) сцен по телевизору, подсмотренные в животном мире сценки. Совместные походы в баню, купания голышом тоже дают повод для размышлений.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный, но с иным протеканием, конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме Эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции у мужчин и фригидности у женщин (комплекс Электры проходит несколько иначе).

Теперь, когда мы знаем все об Эдиповом комплексе, становится понятным, что наличие 4-х летнего мальчика в женской раздевалке или совместное принятие банных процедур с мамой - неприемлемо. Гибкость моральных норм, отношение к женщинам как к добыче, неуверенность в своей мужественности, - последствия того, чего легко избежать.

Латентная стадия

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные кружки, занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит коррекция (адаптация) и закрепление его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Но не сказать, что спит. Так как любая периодизация условна, один ребенок в этом возрасте еще может увлекаться сравнениями гениталий согласно фаллической стадии, в то время как у другого развертывается генитальная стадия. В это время игры в дочки матери, оставшиеся с предыдущего периода, могут проходить с имитацией сексуального акта родителей, и хотя как такового сексуального желания нет, определенная доза возбуждения присутствует. Также у детей среди младших школьников можно наблюдать ухаживания, поцелуи и объятия.

Генитальная стадия

Генитальная стадия длится от начала полового созревания (9-12) до смерти. В начале этого периода организм человека подвергается биохимическим и физиологическим изменениям. Физиологические изменения ведут не только к изменениям структур мозга, но и к увеличению выработки гормонов, то есть к усилению возбудимости и повышению сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.
Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.
Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Если Вам понравилась моя статья, поделитесь ею с другими в социальных сетях. А если хотите почитать и другие мои статьи, приходите на мой сайт CabinetPsychologa.ru

 



Просмотров: 537
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Стадии психосексуального развития
  • Стадии психосексуального развития
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Открытие Эдипова комплекса и комплекса кастрации в психоаналитической теории.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Фазы психосексуального развития. Латентная и генитальная стадия
  • Этапы психосексуального развития ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь