|
Стратегии общения главного бухгалтера с руководителемАвтор статьи: Каблучкова Татьяна Викторовна
Взаимоотношения главного бухгалтера с руководителем организации непросты в силу нахождения обеих должностей на самой верхушке кадровой иерархии. Оба держат в руках бразды правления. Но, если у первого их целый пучок, то у второго – лишь одна нить, ведущая, правда, к главному энергетическому ресурсу организации – деньгам. Вот в этом месте приведённая метафора и поможет разобраться в тонкостях делового общения тех, кто занимает высшие ячейки организационной иерархии. Во многом оно будет зависеть от личных качеств того и другого, а также от способности отличить оные от должностных обязанностей. Зачастую рабочая ситуация складывается так, что руководитель предприятия утрачивает это различение. Он наполняется переживанием собственной значимости, идущей от кресла начальника, переводя её на личный уровень, то есть начинает ощущать себя, а не должность, стоящим над остальными людьми – сотрудниками организации. В этот момент он считает себя в праве управлять не только деятельностью организации и её отдельными узлами, то есть распределением должностных обязанностей работников, но и их личными качествами, а то и личной жизнью вообще. И в первую очередь такое статусное раздувание сказывается на ближайшем круге, включающем главного бухгалтера. В силу того, что главбух – тоже руководитель, почти равный главе организации, их взаимоотношения могут происходить по двум основным схемам: слияния и подавления. В обоих вариантах теряются границы между истинным положением должности главбуха по отношению к главе предприятия и полномочиями последнего. Слияние с главбухом приводит к искажённому восприятию его функционала как точно такого же, как и у самого руководителя, что приводит к псевдоестетственному переложению на него части своих дел – ведь «главбух и я – единое целое». Переживается слияние как прекрасное единение, имеющее качество панибратства. И раз так, то почему бы не поделиться по-братски пучком нитей управления, от которых уже устали руки руководителя. В схеме подавления, напротив, положение главного бухгалтера низводится руководителем организации до общей «серой массы» подчинённых, над которыми возвышается светлая фигура «батюшки-царя». И тогда дополнительные поручения ему исходят из противоположной доли обязанностей – простого чернового рабочего, не способного ни на какие интеллектуальные высоты: «принеси-подай, отойди – не мешай». Главный итог приведённого описания искажённого взаимодействия на предприятии касается момента утраты и необходимости восстановления границ должностных обязанностей главного бухгалтера. Если началось переложение на него иного функционала, не относящегося напрямую к его основной работе, значит, руководитель организации впал в одну из обозначенных схем статусной инфляции, то есть утратил собственные границы по отношению к своей должности, что, в первую очередь, отразилось на его ближайшем соратнике – главбухе. Следовательно, первейшая задача последнего – удержать собственные границы, поставив их между собой и расплывшимся начальником. Но для этого, естественно, нужно их ощущать самому. Так, слияние с начальником главным бухгалтером тоже может восприниматься как волнующе приятное сопричастие к высшим слоям человеческого триумфа над массами, и, если за это нужно платить выполнением несвойственных бухгалтеру дел, то это вполне окупается ощущением собственной повышенной значимости. Отследить этот момент непросто – обычно тяжесть переложенных функций начинает чувствоваться, когда дело зашло уже слишком далеко, и главбух тянет бóльшую долю фактических дел руководителя, упиваясь отражённым сиянием его величия. Унижение от подавляющих манёвров начальства уловить проще, но только в том случае, если человек, занимающий должность главбуха, ощущает собственную значимость как естественно ему принадлежащую. Если же он по своей психической структуре склонен прогибаться под авторитетными фигурами, то и вдавливание себя в общую рабочую массу поначалу будет воспринимать как само собой разумеющееся положение дел, опомнившись только тогда, когда будет носить кофе и выбрасывать мусор из офиса начальника. Ещё раз подчеркну: кресло должности и человек, его занимающий, – суть две разные величины, между которыми проходит чёткая граница социальной роли и личного психического пространства человека. На них и необходимо опереться главному бухгалтеру при общении с руководителем организации в случае их нарушения. В зависимости от качества взаимодействия, а также личного общения двух этих людей и выбирается стратегия коррекции функционала. В любом случае главная опора идёт на чёткое очерчивание должностных обязанностей – чем конкретнее обозначен каждый пункт, тем легче выйти из искажённого поля слияния либо подавления. При слиянии указание на отсутствие требуемого действия в параграфах должностных обязанностей главбуха можно производить, подчёркивая, что положение и доля ответственности за принятое решение у руководителя всё же значительно выше, чем у такого простого исполнителя, как главный бухгалтер. Иными словами, нужно плавно и аккуратно принизить свою должность до истинного уровня подчинённого, пусть и первого звена. При подавлении стратегия прямо противоположна: постоянным обозначением своих должностных обязанностей главбуху необходимо добиться повышения значимости своей должности в глазах начальства, подчёркивания своей способности разделять с ним ответственность за происходящие процессы в организации, так как тот считает только себя самого способным управлять и принимать решения за «этих баранов». Таким образом, в зависимости от того, что сподвигает руководителя организации перекладывать дополнительный функционал на главбуха – слияние или подавление, – последнему нужно придерживаться стратегии, выводящей его за пределы неадекватного восприятия начальника. Первая стратегия – принижение своей раздутой ответственности с одновременным подчёркиванием более высокого и ответственного уровня руководителя по сравнению с «простым главбухом». В этой стратегии возможна даже ограниченная лесть ради того, чтобы начальник почувствовал себя выше, сильнее, значительнее и взял, наконец, на себя тот функционал, который в минуту слабости пытался переложить в руки главбуха. Вторая стратегия – возвышение себя в глазах руководителя, подчёркивание своих достоинств, важнейшее из которых – способность самому принимать решения и отвечать за результаты своих действий, не оглядываясь на каждом шагу на великого и сильного начальника; и при этом нужно произвести отсечение всякой мелочёвки, которую вполне могут исполнять другие звенья с меньшей степенью ответственности, ведь в данный момент главбух занят таким-то и таким-то (очень важно указать как можно конкретнее, каким именно) наиважнейшим делом, отвлечение от которого нанесёт непоправимый ущерб организации вообще и её руководителю в частности. Если главный бухгалтер будет регулярно заниматься подобным пересмотром своего положения в организации, а не только в минуты, когда все силы ушли на дополнительную нагрузку и на основную работу их уже нет, то и вопроса переложения обязанностей у него просто не возникнет. Руководитель почувствует границу должности своего ближайшего подчинённого и будет следовать ей, а не фантазиям о своём величии или родственной душе главбуха. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|