Реабилитация зависти

 Реабилитация зависти


Признаться самому себе в зависти как минимум, хорошая возможность узнать что/то о себе, своих желаниях. А как максимум - изменить свою жизнь.

Зависть зачастую транслируется как нечто запретное и даже постыдное. Поэтому именно чувство зависти может вытесняться или подменяться другими переживаниями. И это мешает человеку осознавать и понимать себя и свои потребности.

Так, например, один из моих клиентов говорит "я никому не завидую, потому что завидовать - плохо", при этом он впадает в депрессию, уныние или отчаяние каждый раз, когда сталкивается с чьими-то успехами или достижениями. В такие моменты, он чувствует себя обессиленным, вялым, беспомощным и еле живым. Он сам себе кажется несостоятельным и не способным на активные действия по изменению ситуации. И в таком состоянии у него действительно недостаточно энергии и возможностей, чтобы что-то сделать. Это похоже на замкнутый круг. Разорвать который можно, для начала признав свою зависть. А следующим шагом - посмотреть, о чем говорит это чувство. А рассказать оно может о многом.
И в этой связи я хочу хоть немного реабилитировать зависть, показав, что за ней могут скрываться важные и ценные вещи.

Зависть, как индикатор желания. Если я завидую чему-то у разных людей, то значит хочу нечто подобного для себя. И здесь имеет смысл разобраться - чего именно и зачем мне это. И осознав это, возможно, много вариантов. Например, человек понимает какими способами, методами, действиями можно этого достичь и реализует это. Или же он понимает, что хочет на самом деле чего-то другого, но очень похожего, или отказывается от желаемого, потому что осознаёт, что именно ему это не подходит, не удобно, не вписывается в его систему ценностей и т.д., хотя со стороны выглядело очень заманчивым.

Зависть как индикатор конкуренции, соперничества. И здесь может лежать как желание конкурировать, бороться, так и страх соревноваться, "проиграть". Здесь нужно изучать представления о конкуренции, потому что может существовать, например, только "плоская" система по типу "проиграл-выиграл" и в процессе совместной работы становится настоящим открытием, что бывает ещё и такой вариант, как "выиграл-выиграл" или вообще отказаться играть. Параллельно обычно идёт необходимая работа с установками "я всегда должен выигрывать/быть первым", "если я проиграл - я неудачник", "лучше быть первым или вообще не участвовать" и другими. Все эти послания не просто отравляют жизнь и способствуют чувству зависти, но и забирают энергию, необходимую для достижения желаемого.

Зависть как индикатор отказа от ответственности за свою жизнь. Завидовать получается проще, чем признавать, пытаться и начинать что-то делать, чтобы достичь того же или большего. И это не только про лень или безответственность, а ещё и про страхи, разного рода опасения, неготовность нести ответственность за себя и свои решения.

Зависть как индикатор потребности в любви и принятии. Как правило, об этом свидетельствует, так называемая в быту, "чёрная зависть" - пусть другому будет плохо, тогда мне будет легче. На самом деле это злорадство напоминает злость ребёнка, которую он не может проявить в силу разных причин (чаще боится, или не умеет) или может выразить, но не в полную силу (а так, как хотелось бы - либо запрещено, либо слишком наказуемо), тогда легче перенаправить свою агрессию не на того, кто заведомо сильнее (родителя, значимое лицо), а на того, кто слабее, потому как безопаснее. Так если родитель постоянно сравнивает ребёнка с другом, то со временем ребенок может испытывать радость, когда у друга что-то не получается или ему плохо. Этот механизм кстати может сильно искажать впоследствии как образ себя, так и представления, например, о дружбе.

Зависть как показатель обесценивания. Неумение ценить то, что есть, отсутствие привычки, опыта замечать свои достижения и относится к ним, как к ценности, как результату своего труда, усилий, вложений. Сюда же можно отнести оценку и сравнение по количественному признаку, а не по качественному - зачастую может быть следствием подмены любви, эмоциональной поддержки и заботы материальными ценностями (подарками, вещами, условиями и т.п.) со стороны родителей, близкого окружения.


Предполагается, что глагол "завидовать" исходил из "видеть вдали" (из словарей), поэтому первым шагом и главной работой с собственной завистью является признание этого чувства с тем, чтобы потом приблизиться и рассмотреть как можно отчётливее желаемое, и тогда уже оценить:

А действительно ли это то самое, что нужно и необходимо именно мне?
Оно нужно мне именно в таком виде, состоянии?
Я готов(а) отдать свои силы/время/ресурсы для достижения этого?
Я готов(а) отказаться от чего-то другого, отложить что-то ради этого?
Если я "приобрету" это, то останусь ли при этом собой, не стану ли "другим", не буду ли играть чужую роль?
А если бы оно у меня было, чтобы это мне дало? А может мне это дать что-то другое?
А что ценного у меня уже есть, кто и чему мог бы позавидовать мне?



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Уйти или остаться? О принятии решения или "не знаю, что мне делать".
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Как мне делать только то, что по итогу приносит радость и удовольствие?"
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь