|
Как я училась говорить "нет"Автор статьи: Дженгурова Людмила Григорьевна
Хочу поделиться своим личным опытом- как я училась говорить "нет" в общении с детьми. Как известно, дети -очень умелые манипуляторы и они это делают с младенчества.Все дети испытывают наши границы на прочность ,но делают это по-разному,поскольку есть дети послушные,а есть дети упрямые.Они по-разному усваивают правила и по-разному реагируют на замечания взрослых. С послушными детьми проблемы возникают редко-они выполняют все просьбы,рекомендации родителей,взрослых,легко идут на сотрудничество,буквально заглядывают в рот.Эти дети -мечта любого родителя и педагога. Упрямые дети приносят много хлопот как родителям,ближайшему окружению ,так и педагогам.С ними всегда надо быть на чеку,поскольку они постоянно испытывают границы дозволенного и постоянно соревнуются в борьбе за власть с родителями,учителями.Эта борьба так выматывает и не факт,что будет так как вы сказали или как вы хотите.Многие родители капитулируют в этой выматывающей борьбе,поскольку это требует большого терпения,последовательности и изменений.И тогда " бал правит" в семье не родители,а ваш упрямый ребенок. Я тоже имела опыт работы с такими детьми. На стадии знакомства с таким ребенком я воспринимала все его высказывания,жалобы за чистую монету.Априори считая,что ребенок не может врать-это искренний и правдивый человечек....Со временем поняла ,что это зависит от возраста ребенка,его привычек,умственных способностей,стиля воспитания родителей.Пока поймешь что к чему,сопоставишь факты,поговоришь с родителями -можно попасть "впросак". Что и случилось в работе с девочкой Машей(условное имя) 6 лет,у которой наблюдаются периодически аллергические реакции на сладкое- родители ограничивают и временами даже запрещают покупать сладкое.Запрет не носит обязательного характера.Девочка это уже проверила и не раз,поскольку бабушку она в два счета заставляет покупать ей какую-нибудь сладость в магазине. Мама разрешает иногда.Настала очередь моего экзамена на прочность. Я сначала покупала ей сладости-за что получила замечание от мамы и просьбу не покупать ей сладкое.Что делает Маша:она всеми правдами и неправдами старается заманить в магазин,затем у нас там происходит длительный изнурительный диалог,где я привожу свои аргументы почему я не буду покупать то,что ей хочется,а она свои ,вернее, диалог начинается раньше,когда она просит зайти в магазин : -Зачем нам заходить в магазин? Нам там нечего делать... -Нам надо купить молоко и хлеб... -Да,ну давай зайдем... -Давайте купим эти...(конфеты,жвачки и т.п.) -Мама мне не разрешала их покупать. -Мама мне сама вчера покупала....Ну,купите... -Ты аппетит свой перебъешь..и не будешь обедать. -Я не буду сейчас кушать... -Я не буду покупать тебе конфеты -мама не велела-у тебя диатез. -А бабушка мне покупает конфеты. -Ну и что,что бабушка покупает тебе конфеты,а я не буду тебе покупать. -А я тогда скажу маме,что вы плохая гувернантка и она вас уволит.... -Ну,и пусть увольняет-я другую работу найду. -Ну,пожалуйста,я после обеда съем их. -Зачем тебе эти конфеты-это же сплошная химия...? -Ну и что-я хочу..(.берет со стойки у кассы пакетики) -вы что хотите,чтобы я с голоду умерла-я есть хочу... -Нам до дома идти 5 минут-думаю ,что за пять минут ничего не случится... -Тогда я не буду делать задание....(уходит вперед обиженная) Вот примерно такие словесные пикировки были у нас очень часто...Знакомо? После одного мастер -класса с известным в наших кругах коллегой я применила другую схему разговора при отказе в очередной просьбе девочки пойти в магазин: 1. слово "нет" (твердое и решительное) 2.содержание 3.обоснование 4 компенсация и получилось вот что: -Давайте зайдем в магазин -НЕТ.Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы.Лучше мы это время погуляем на площадке. Маша опять пытается настоять на своем и в ответ опять: -НЕТ.Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы.Лучше мы это время погуляем на площадке. Еще два раза я сказала эту фразу и смотрю Маша "сдулась" в своих желаниях,поскольку столкнулась с решительным отказом и впереди замаячила другая желанная альтернатива. Так происходило несколько раз и через месяц-другой такие долгие пикировки с Машей вовсе прекратились,поскольку я не давала ей повод для этого,я не тратила свою энергию и не подпитывала энергетически лишними вопросами,доводами Машу. Потом она уже не клянчила ,а вежливо спрашивала о возможной покупке сладости и услышав только решительное "нет" сразу отходила от стойки со сладким. Не знаю,как в других случаях,но с детьми это точно работает. Как только у вас появилось намерение отказать- вы озвучиваете свое намерение решительным "нет" и за ним следуют пункты:содержание,обоснование,компенсация в зависимости от ситуации. Я всегда с благодарностью вспоминаю этого коллегу,поскольку этот метод реально помог мне и он работает. . ПОПРОБУЙТЕ )
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|