Многие взрослые люди сокрушаются по поводу того, что в жизни им не хватает уважения к себе. Они вспоминают истории про унижения в детстве мамой, папой, воспитателем, учителем… Как родители не верили в своего ребенка и с кем постоянно сравнивали в детстве, не давали заниматься тем, что нравится… Список ошибок родителей бесконечен. А они уже ничего поправить не могут, к сожалению. Поэтому взрослым людям самим приходится прилагать усилия, чтобы начать себя уважать. А ещё, если извлечь уроки, то можно не наступать на те же грабли со своими детьми.
Самоуважение очень важная категория образа «Я» наряду с устойчивостью о себе, уверенностью в себе, своих силах, кристаллизацией личности (саморазвитием).
Самоуважение – это принятие себя, как личности, признание своей социальной и человеческой ценности (И. С. Кон).
Итак, что необходимо, чтобы воспитать в ребенке самоуважение?
Если хвалите ребенка, то говорите, за что именно, если ругаете, то не награждайте ребенка эпитетами, а только называйте непонравившиеся действия. Поступки, которые Вам не нравятся с надеждой, что это можно исправить («Мне не нравится, что ты сегодня, кушая, испачкал одежду. Надеюсь, в следующий раз ты будешь аккуратнее есть»). Можете задать вопрос: «Как ты думаешь, как это можно исправить?», «Почему так получилось?». Можно провести вместе анализ, где допущены ошибки (например, ел ложкой то, что едят вилкой, сидел далеко от стола, сильно размахивал руками во время обеда…). Только такой анализ не должен превратиться в пристыживание, отчёт перед цербером. Нужно вдвоём, доброжелательно, когда ребенок будет спокоен и готов это делать, провести работу над ошибками.
Поощряйте ребенка в усвоении новых видов деятельности, опираясь на Зону ближайшего развития (вначале я тебе показываю, как делать – какой-то период делаем вместе – затем, когда навык сформирован, делаешь сам).
Понаблюдайте, в чем силен ребенок, какие виды деятельности предпочитает. В них особенно развивайте ребенка. Поддерживайте у ребенка желание и энтузиазм.
Развивайте в ребенке самостоятельность, как в быту, так и в решении возникших проблем. Не спешите давать ребенку готовый совет, обсудите вместе, как лучше поступить. Спросите «А как поступил бы ты?». Учите нести ответственность за свои поступки (насорил – подмети, разлил – вытри, испортил картинку – сделай другую, забрал втихаря у ребенка – приди и сам отдай). Такой метод воспитывает именно ответственность, а не невротическое чувство вины, когда ребенка будут оскорблять, ругать, но исправить ничего не предложат).
Не сравнивайте ребенка с другими, сравнивайте только с собой, какие достижения происходят у него, чего не было раньше.
Учите ребенка понимать чувства других людей (он плачет, потому что себя плохо чувствует, болеет; она смеется, потому что подарили цветы и т.д.), уважение к труду другого человека, к личности. Понимание состояния других, а не только себя, облегчает коммуникацию.
Во время просмотра мультфильмов, чтения сказок можете спросить: на какого героя ребенок похож, на какого хочет быть похожим? Но тут тоже нужно быть осторожным, чтобы взрослому не перейти в сравнение: «Вот видишь, какой он замечательный, не то, что ты, так бабушке не помогаешь».
Контейнируйте эмоции ребенка, помогайте ему их понимать. («Я вижу, ты сейчас злишься, потому что я выключила мультфильм» или «Я вижу, ты сейчас злишься. Скажи, почему ты злишься?»). Также говорите ребенку о своих чувствах.
Существуют специальные игры для развития адекватного образа «Я».
(игры из моей книги «Как воспитать в ребенке будущего президента? Развитие эмоционального интеллекта и лидерства у детей дошкольного возраста» издательство «Феникс» 2004 г.)
«Я в двух лицах». Нарисуй свой портрет таким, каким ты себя видишь и каким тебя видят другие. В чем отличие?
«Какими мы бываем». Ребенку предъявляются пиктограммы с различными эмоциональными состояниями (радость, злость, печаль, усталость, веселие, равнодушие, страх, удивление т.д.).
Вопросы: 1. Каким ты чаще всего бываешь?
Каким (какой) чаще всего бывает твой (твоя) папа (мама)?
Какими чаще всего бывают твои друзья? И т.д.
«Я в образе животного». Вопросы: На какого животного ты похож? Почему? Каким животным ты хотел бы стать? Что бы тебе это дало?
«Как помочь?» Взрослый показывает картинку, на которой изображен грустный (печальный) ребенок.
Вопросы: 1. Какое настроение у ребенка? 2. Как думаешь, что могло случиться? 3. Как можно помочь?
И самое главное, уважаемые родители: искренне любите своих детей, уважайте их и развивайте самоуважение к себе. Всё у вас получится!!!
Записаться ко мне на онлайн - консультацию можно по этой ссылке: https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.