12 встреч. Работа с агрессией

Автор статьи: Наталья Баранова

12 встреч Работа с агрессией

  (Кадр из фильма "Трудный ребенок" режиссер Деннис Дуган, 1990)

Как показывает практика, просто играя с детьми и принимая их такими как есть, можно добиться значительных результатов, ведь игра для ребенка - это вся его жизнь. В детях заложены огромные ресурсы и запас мудрости, необходимые для того, чтобы справиться с любой проблемой.

Я хочу поделиться с вами своим опытом работы с детской агрессией методом недирективной игровой терапии.

Моим клиентом был мальчик Дима 6 лет. За консультацией обратилась мама ребёнка, потому что, по словам воспитателей детского сада, Дима часто дерется и проявляет агрессию по отношению к другим детям.

По моим наблюдениям в группе для Димы действительно свойственна высокая степень агрессивности, неадекватное поведение. На детских праздниках он кривляется и рычит, привлекая к себе всеобщее внимание.

Ниже я привожу описание 12 психотерапевтических встреч, направленных на снижение уровня агрессивности ребенка.

 Встреча первая. Установление контакта.

Для начала я предлагаю Диме раскрасить человечка (методика "Гомункулюс").

 

 

 На рисунке видна сильная штриховка с нажимом, что может говорить о высоком уровне тревожности ребенка. Также мы видим отсуствие четких границ своего тела и, значит, можем ставить вопрос о слиянии в семье.

Далее я предлагаю Диме рассказать, кого он изобразил на рисунке и ответить на несколько уточняющих вопросов.

Ребенок рассказал, что на рисунке изображен мальчик 9 лет, который живет в домике с мамой и папой. Этот мальчик любит рисовать, играть в кубики, мягкие игрушки, конструктор, железную дорогу. У него есть сестренка, которой 6 лет. Мальчик любит есть орехи, грибы, капусту, свеклу. Он одевается в куртку, штаны, сапоги, шапку. Ему больше всего хочется, чтобы поскорей наступил Новый Год (на дворе февраль!) и получить в подарок игрушечный мотоцикл.

Встреча вторая. Недирективная игровая терапия.

Спрашиваю Диму, чем бы он хотел сегодня заняться.

Ребенок захотел слепить свою семью: папу, маму, себя и сестренку Таню. По размеру Таня получилась самой большой, с длинными руками. Дима: «Таня маленькая, но я ее слеплю большой, у нее будут длинные руки». Кажется, Дима испытывает ревность по отношению к младшей сестренке, ему кажется, что она занимает очень много места в семье, но он говорит об этом не прямо, а косвенно, через размер пластилиновой фигурки.

Потом я помогла Диме нарисовать план комнаты и разместить там всех членов семьи: папу около телевизора, маму и Диму за компьютером, Таню, играющую в Лунтика.

 

 Встреча третья. Недирективная игровая терапия.

Мальчик захотел поиграть в слепленную на предыдущей встрече семью. Сначала мы проиграли ситуацию, как Диму с Таней мама забирает из детского сада. Ребенок изобразил строгую маму, которая ругает его из-за того, что он залез в лужу. Потом они приходят домой, где их ждет папа, который играет в компьютер, и все ложатся спать. Дима рисует кровати и все ложатся спать. Утром мальчик пытается разбудить всю семью, но они не хотят вставать. Тогда он один отправляется на прогулку, где попадает в пещеру со злым динозавром. Ночью, когда все снова ложатся, динозавр нападает на дом. Родители и Таня прячутся под стол, нарисованный Димой. Мальчик побеждает динозавра. Оставшееся время ребенок сражается с различными монстрами: динозаврами, огромной лягушкой, жирафами. Он проявляет очень много злости. Монстры со страшными воплями разлетаются по всему кабинету. Мне страшно на это смотреть. В конце сражения пластилинового Диму раздавливает лягушка – родители сначала плачут, потом предлагают родить нового сыночка, но мальчика спасает добрая волшебница. Я чувствую страх и беспокойство за ребенка. В следующий раз на дом нападают сразу все монстры, в этот раз ему помогает добрая волшебница. Пластилиновый Дима снова погибает (падает на ножи (спинка стула) и его разрезает на две части), но волшебница снова его воскрешает. Все радуются и ложатся спать.

Меня радует, что Дима наконец-то начал проявлять и выражать свою агрессию. Это значит, что у нас началась фаза активной работы.

Встреча четвертая. Недирективная игровая терапия.

Ребенок вспомнил игру в семью, в которую мы с ним играли на предыдущем занятии и захотел продолжить. В этот раз на семью снова нападали динозавры и огромная лягушка, а пластилиновый Дима всех спасал. Мама, папа и Таня прятались под столом, а сын сражался с монстрами. Он вел себя очень агрессивно по отношению к монстрам и самому себе. Топтал ногами лягушку, засыпал ее песком из песочницы. Швырял динозавров о стены. После того, как его «убивали», его всегда воскрешала добрая волшебница, а родители радовались. Когда мальчик победил последнего монстра, вся семья отправилась кушать.

Встреча пятая. Вулкан.

В начале нашей встречи я предложила ребенку нарисовать вулкан т.к. эта методика хорошо показывает уровень агрессивности ребенка. Дима нарисовал вулкан и человечка внутри него. Потом он рассказал, что вулкан очень злой и затягивает в себя людей и дома, которые находятся рядом. Человечек попал в вулкан, потому что думал, что он холодный. Он сможет выбраться наружу, но сгорит наполовину.

 

После этого я предложила продолжить игру в пластилиновую семью. Дима снова спасал семью и дом от монстров, а я предложила, чтобы ему кто-нибудь помог в сражении. Ребенок сначала отказывался, а потом согласился принять помощь папы, сестренки и мамы. Вся семья вместе защищала дом от разных монстров и им в этом помогала добрая волшебница-курочка.

Интересно то, что ребенок выражает агрессию не прямо, изображая монстров, а косвенно, играя роль спасателя семейства, похоже, что для него очень важно оставаться хорошим как в глазах других, так и в своих собственных.


Встреча шестая. Работа с эмоциями.

В начале встречи я попросила Диму изобразить свое эмоциональное состояние на фланелеграфе. Ребенок сказал, что он сейчас злой и выложил хмурое лицо. Затем мы поиграли в игру: «Узнай эмоцию по картинке». Дима очень хорошо узнавал и изображал эмоции. Затем мы вернулись к его рисунку «Вулкан» и стали говорить о том, что люди, когда злятся, тоже похожи на вулканы. Я предложила ребенку поиграть в извержение вулкана: мы по-очереди изображали извергающиеся злостью вулканы – кричали в пакет. Потом мы выпустили нашу злость в окно. В конце занятия, Дима сказал, что он больше не злится, и изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико. В самом конце мы поиграли в мыльные пузыри для закрепления положительного терапевтического эффекта.


По моим наблюдениям на весеннем празднике Дима вел себя совершенно адекватно. Это можно считать определенным промежуточным результатом нашей работы, но ребенок все еще нуждается в проигрывании и отработке агрессии.


Встреча седьмая. Рисунок семьи.

Я предложила Диме нарисовать свою семью.

На рисунке мальчик изобразил последовательно: папу, себя, маму и сестренку Таню. По рассказу ребенка, они находятся на полянке, на которую упал космический шар – астероид. Они зашли туда, чтобы побегать и посмотреть на астероид. Это была его идея.

«Нам весело, мы улыбаемся, потому что мы увидели весь мир, даже Китай. Я здесь – самый счастливый, потому что увижу Китай, а самая несчастная – Таня, потому что она хотела уйти, спрыгнуть и полететь вниз, ведь она – птичка».

Здесь мы снова видим агрессию по отношению к младшей сестренке, выраженную не прямо, а косвенно.

 

Встреча восьмая. Кастрюлька чувств.

Я рассказала Диме, что у каждого из нас внутри есть кастрюлька, куда попадают разные невысказанные и невыраженные эмоции и предложила мальчику нарисовать его кастрюльку.

Дима нарисовал кастрюльку и человечка и рассказал, что внутри кастрюльки варятся картошки с эмоциями. Когда эмоции опускаются на дно, начинает идти пар, который попадает в человека и заряжает его какой-нибудь эмоцией. Мы с Димой проиграли ситуацию, когда к нам в нос попадают различные эмоции (злость, радость, страх).

 

 Встреча девятая. Недирективная игровая терапия.

Дима выразил желание поиграть. Игровая ситуация, которую он разыгрывал на этот раз – сражение монстров за золотой кубок, который исполняет желания. В процессе игры мальчик проявлял очень много злости. Мне было даже страшно наблюдать за сражением игрушечных монстров. Победителем оказался зеленый динозавр. Мы договорились с ребенком продолжить игру в следующий раз.

Встреча десятая. Недирективная игровая терапия.

Дима продолжил играть в сражение за золотой кубок. Он демонстрировал еще больше злости и агрессии, активно озвучивая персонажей. Мне по-прежнему было страшно наблюдать за происходящим. Победителем снова оказался зеленый динозавр. Я предложила ребенку слепить победителя из пластилина и рассказать о нем. Мальчик очень долго и тщательно лепил динозавра. Он рассказал, что динозавр злой, он сражается за кубок, потому что он может исполнить его желание – воскресить маму, которую убила добрая горилла.

И здесь снова можно наблюдать сочетание агрессивной и спасательской позиции, а также выражение злости по отношению к маме. Отработка агрессии идет полным ходом.

Встреча одиннадцатая. Раскрась сердце любовью.

В начале занятия Дима изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико: «Я сегодня добрый!»

Потом я предложила мальчику нарисовать сердце и раскрасить его любовью.

Дима разделил сердце напополам и раскрасил его радостью, грустью и злостью. Рассказал, что сердечко веселое, радостное и немножко грустное, потому что он не ест мясо. (Мое чувство – удивление). Еще оно очень-очень злое, потому что когда кто-то ударит в сердце, хочется ударить его в глаза.

 

Потом ребенок продолжил играть в сражение монстров. На вопрос, на кого похож динозавр-победитель, ребенок ответил, что динозавр похож на Халка, а Халк на него, когда он злится. Дима идентифицирует себя с динозавром-победителем.

В конце занятия, Дима поменял выражение личика на фланелеграфе с доброго, на злое («Я злой!») Я немного испугалась, что он вернется в группу в агрессивном настроении и предложила снять с себя образ злого динозавра и снова стать собой.

По моим наблюдениям на новогоднем утреннике поведение Димы было совершенно адекватным. Наша работа приближается к завершению.

Встреча двенадцатая. Заключительная.

Дима продолжил играть в битву за кубок, но на этот раз проявлял себя гораздо менее агрессивно. В этой игре уже не было такого агрессивного запала, как прежде. Вскоре Дима сказал, что сражение за кубок окончательно закончено и все сдаются. Когда обнаружился победитель, я предложила мальчику поговорить от его лица с кубком. Кубок предложил исполнить любое желание победителя. Победитель-горилла пожелала огромную армию, чтобы поработить людей, которые обижали и били ее в детстве. Кубок исполнил желание.

В конце занятия мальчик изобразил на фланелеграфе улыбающееся личико: «Теперь я - добрый!».

 

Автор рисунков - Дима В., 6 лет.

Все имена изменены. 



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • Все равно его не брошу, потому что...
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Лишний вес: все равно его не сброшу, потому что он....хороший!!!
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Зависимый... Никогда его не брошу, потому что он хороший?
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Когда хочет убить маму обычный ребенок - что с ним?
  • Я его слепила из того, что было
  • Я его слепила из того, что было....
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь