Стратегия психотерапии, ориентированной на самосознание и личностные изменения

Стратегия психотерапии ориентированной на самосознание и личностные изменения
Я –

«Предлагаю Вам обратиться к психотерапии, в которой Вы могли бы не лишь злость изливать и учиться управлению агрессией, а именно заняться познанием себя».

Посетитель форума:

- «Вы могли бы подсказать, как примерно проводится психотерапия по данному вопросу?

Я была 1.5 года назад на психотерапии, примерно 8 сеансов у меня было по часу. Обсуждали в основном другое, но и на это тоже 2 или 3 сеанса уделили. Результат - сейчас вообще не помню, о чем специалист со мной говорила, просто задавала вопросы, я отвечала, она предлагала что-то представить, я выполняла и отвечала на сопутствующие вопросы (где и какое ощущение в теле), бывало что чувствовала себя потом лучше, но эффекта фактического не было. Для меня эти сеансы показались какими-то разнородными вопросами, давшими только простейшую информацию, и не давшие никакого намека, как жить с этим и можно ли что-то изменить. Как будто я просто дала интервью интересующемуся человеку, но для меня не изменилось ничего, ни один вопрос не дал инсайта, а просто я несколько часов рассказывала подробности про свою проблему, и человек напротив кивал. Если так оно обычно и проходит, то наверное я что-то делаю не так или для меня это не подходит. Не мне судить, как должна проводиться терапия по такому вопросу, как агрессия, но как клиент и как человек, живущий с этой проблемой, я могу сказать, что то, как я работала со специалистом 1.5 года назад - не помогло мне и не дало эффекта. Возможно, потому что это был недорогой специалист, вроде 1-1,2 тыс. за час, 3 раза в месяц. Дороже мне не потянуть, тем более ЗП у меня не изменилась с тех пор, а жизнь сильно подорожала. У меня было ощущение, что она наугад задает вопросы, чтобы что-то нащупать, но как итог - сеансы были оплачены, время сеансов было потрачено на данные вопросы и разговоры, эффекта не получилось.

Поэтому я боюсь, что меня затянут опять в разговоры на сеансах, за которые я буду платить деньги, а эффект будет никакой. Я понимаю, что я должна сама менять свою жизнь и работать, но я к психологу не поболтать хожу, а получить влияниевдохновениеподсказкиидеи, и если ничего из этого нет, то у меня нет возможности финансовой ходить разговаривать за 3-4 тыс в месяц». 

Да, и подобных откликов по следам личного опыта психотерапии довольно много…

Это и побудило меня написать ещё немного об отличиях психотерапии, как эмоциональной поддержки и внимательного, заинтересованного слушания клиента, способствующего выговариванию, эмоциональному отреагированию, самовыражению… 

И

Психотерапии, как способа познания, направленного к расширению самосознания – такого, чтобы это способствовало большему пониманию себя, изменению отношения к себе в направлении к принятию себя, позитивному отношению к себе, и к значимым людям, разрешению конфликтов – межличностных и внутриличностных, и развитию механизмов саморегуляции – наиболее полном эффекте психотерапии в психологическом смысле, так и в её клиническом значении – когда есть уже основания и для клинического подхода – жалобы на некие симптомы, синдромы, когда уже сбой системы возник не лишь на личностном уровне, но и затронул и социальный, и психофизический уровень функционирования человека, при том, что психических и соматических нарушений НЕТ, т.е. расстройство именно функциональное, невротического характера.  

Речь не идёт о достижении переживания счастья, или обретения заветной мечты, нет. Всё это человек обретает сам.

За счёт чего обретает?

За счёт именно того, что самосознание клиента такой – постигающее-преобразующей психотерапии – расширяется так, что он:

- начинает лучше понимать себя, понимать свои потребности, свои цели, из них вытекающие,

- понимает свои эмоциональные переживания и, не лишь сами по себе, а именно в их непосредственной связи с теми или иными ситуациями, событиями, и ещё в связи со своими личностными особенностями,

- принимает себя со всеми своими достоинствами и недостатками, начнёт относиться к себе позитивно,

- осознает свои ресурсы и потребности в их пополнении, примет, как возможное и необходимое своё право обращаться за содействием к другим людям,

- понимает то, как он строит свои взаимоотношения, и научается влиять на процессы взаимодействия, общения, через развитие новых навыков конструктивного общения, на основе доверия и сотрудничества, вместо прежних стратегий манипуляции, подавления или избегания, перекладывания ответственности на других…

- осваивает и начинает пользоваться новыми более эффективными и продуктивными механизмами саморегуляции, поддержки себя в условиях давления окружающей среды, которые адекватны условиям текущего развития.

Всё это позволяет человеку действовать более конструктивно и продуктивно, адекватно и естественно достигать своих желанных и реалистичных целей, удовлетворять свои потребности и переживать удовлетворение своей жизненной активностью, жизнедеятельностью.

Все эти результаты такой – постигающе-преобразующей терапии достигаются в ходе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапииЛО(Р)Пт.

За счёт того, что этот метод ставит специфическую цель – ту, которую другие методы терапии не ставят – реконструкцию личностных отношений. Что находит отражение и в названии метода.

Ясно, что речь не о том, какой метод психотерапии лучше вообще, а именно в контексте достижения специфической цели – изменения личностных отношений и, соответственно, изменения личности человека в сторону её развития, большей продуктивности её функционирования, оптимизации, и, соответственно, разрешения противоречий, купирования симптомов, синдромов, излечения невротического расстройства.

ЛО(Р)Пт является наиболее полным методом, включающим в себя внимание ко всем трём компонентам психологической работы с личностью клиента (и через личность терапевта):

- содержание (представления о себе и мире и их взаимодействии во всей полноте и глубине, мера их осознанности, реалистичности),

- эмоциональные переживания в этой связи (представленность переживаний в её полноте, глубина и точность понимания связей, болезненность переживаний, степень напряжения аффекта и его переносимость, стрессоустойчивость),

- воля (активность/пассивность, конструктивность, продуктивность деятельности, реалистичность желаемого).

Работая на каждом из них и во всех одновременно, терапевт выделяет наиболее важный аспект, который и подвергается психологической проработке в текущее время. И далее он, в меру готовности клиента, обращается к тем аспектам его личности, которые нуждаются в реконструкции – преобразовании их с той поры, как они возникли в прошлом опыте человека, не только в детстве, но и в другие значимые периоды развития личности.

Этих травматичных, переломных моментов довольно много разбросано по всей нашей многострадальной жизни. Было бы довольно странно и опрометчиво привязываться лишь к младенчеству и детству, даром, что они действительно высокозначимы, как сенситивный период формирования определённых аспектов отношений личности, например, базового доверия/недоверия, закрытости; автономности/зависимости; инициативы/пассивности, вины; активности, трудолюбия/неполноценности, страха … Что, конечно, имеет свои следствия.

При этом внимание к дальним, лежащим в основе факторам развития, имеет смысл обращать тогда, когда есть запас времени, поскольку личность скорее ориентирована на актуальное – а оно лежит, прежде всего, в зоне осознания – то, что близко и понятно человеку на его текущем уровне самосознания. Потому и требуется время для погружения на глубину – необходимо понимать смысл этого погружения, а он не открывается вдруг по приглашению терапевта, но может быть открыт через установление связей между текущими событиями и их переживаниями и теми давними, уже забытыми… А это требует активности терапевта и готовности клиента осмыслить эти связи – сотрудничества их обоих. Что в свою очередь связано с тем, какие условия для терапии сформирует терапевт – атмосферу безопасности и не лишь через гарантированную конфиденциальность, но и через внимание к клиенту, эмоциональную расположенность и участие к нему (не путать с разделением его взглядов на жизнь!) и атмосферы доверия, как раз через формирование сугубо профессиональных взаимоотношений – взаимодействие в рамках контракта в связи с интересами клиента.

Здесь видно, как много активности терапевт прилагает к тому, чтобы сложить условия для работы, ибо через это и образуется возможность для клиента выражать самого себя, как он есть, конечно, не вдруг, не сразу, но именно через прислушивание, присматривание к терапевту, его реакциям на предъявление себя, самовыражение с опорой на реакции терапевта.

Клиент же, описывая свою историю, раскрываясь, снимая с себя маски социальной желательности одну за другой, большую активность направляет на проверку этих условий на их надёжность, прочность, устойчивость терапевта к своим реакциям в ходе повествования, взаимодействия с терапевтом в ходе сеансов


И лишь убедившись в том, что терапевт всё так же расположен к нему, стремится ему помочь понимать себя, поддерижвает его на пути самопознания, продвигается дальше, к следующему слою...

Это своеобразный танец двух людей, который задан интересом клиента разрешить своё затруднение, и интересом терапевта помочь клиенту в этом и помочь особым образом. Вначале может быть много неуклюжих движений, пока ещё слабое чувство друг друга, но постепенно, оно становится всё тоньше, точнее, полнее, движения всё более ловкие и умелые...

А само начало ЛО(Р)Пт берёт в исследовании актуальной ситуации, с которой и обращается клиент к терапевту. За счёт этого, клиент, проработав своё актуальное переживание текущей ситуации, и обретя понимание важных аспектов опыта – возникших психологических затруднений, актуальной ситуации и особенностей своей личности, может дальше пойти самостоятельно, без сопровождения терапевтом. В этом и заключается краткосрочность в этом динамическом подходе психотерапии – Петербургской школы психотерапии и психологии отношений. В пределах 15-20 часов.

Если же клиент решает углубиться в психологическую работу, то терапевту есть что предложить ему в направлении развития понимания на более глубоком уровне – особенностей построения им своих взаимоотношений. На этом уровне погружения в работу, фокус терапии находится на роли клиента в выстраивании им взаимоотношений со значимыми людьми – это люди из ближнего круга, так и из окружения, отношения с которыми некогда были сверхзначимыми – родители и сиблинги, люди из первого опыта переживания влюблённости… Те, кто некогда задал такую реакцию клиента, которая и обусловила затруднения в актуальной ситуации клиента, из-за которой он и обратился за помощью. Это помогает понять ключи, которые открывают двери в мир сложившихся взаимоотношений клиента. Он, постигая его, действительно рад, поскольку теперь он получает руль, управление в важнейшей сфере своей жизнедеятельности – выстраиванию взаимоотношений. Срок – от полугода до года работы.

И здесь есть рубеж, достигнув который, можно решить – завершить терапию или же продолжить её дальше, углубляясь до понимания механизмов психологических защит личности и проработки личностных противоречий, лежащих в основе невротического расстройства клиента. Это уже очень глубокий уровень, требующий довольно большой запас во времени – годы работы. Но не десятилетия. Продолжительность этой работы во многом связана с изначальным уровнем глубины расстройства клиента. На этом уровне проработки, клиент разрешает противоречия, выходит из стереотипов и начинает жить свободно и легко, жизнетворит, выстраивает жизнедеятельность по своему замыслу, самореализуется и, наконец-то, переживает полную удовлетворённостью своей жизнью, обретя себя, как хозяина своей жизни.

Заметим, клиент, завершив терапию (а то и зачастую попутно), достигает этого сам!

Сама же терапия направлена на достижение вышеперечисленных результатов. Разумеется, они глобальные, и путь к ним лежит через достижение более мелких целей, которые и обсуждаются с клиентом в начале работы.

Стоит отметить, терапевт в ЛО(Р)Пт не привносит своего содержания в работу, удерживается он и от интерпретаций того, что привносит клиент.

Чем же он работает?

Есть три специфических приёма, комбинируя которые, терапевт и продвигает психотерапию. Именно на терапевте лежит ответственность за её продвижение.

Было бы совершенно неправильно говорить о том, что терапию движет клиент. Клиент пришёл в терапию, поняв, что он сам запутался, и ему требуется помощь. Он принимает позицию пациента/клиента в терапии, и через принятие этой роли, с формирования запроса и определения психологического диагноза, начинается сама психологическая работа – направленная на понимание клиентом своих затруднений – того, как он их сам выстроил прежде, и того, как он теперь может строить свою жизнь иначе.

Таким образом, и само повествование клиентом своей истории в ЛО(Р)Пт производится не лишь с той целью, чтобы сообщить терапевту детали своей жизни, помочь ему собрать анамнез, и не с той лишь целью, чтобы сбросить эмоциональное напряжение – это, конечно, тоже, но далеко не только.

А именно, уже здесь и начинается сама психотерапия – изменение личностных отношений, за счёт использования специалистом своих специфических терапевтических приёмов. Это способствует тому, что у клиента возникает новое понимание уже с нескольких первых сессий – понимание своей актуальной ситуации, понимание самого себя в ситуации, понимание своих затруднений, и понимание того, как их можно разрешать, и появляется интерес к пробе себя в ключе возникшего осознания.

Этот опыт может быть довольно болезнен, но что что-нибудь стоящее, достаётся нам легко и просто?!

В первые 10-15 встреч у клиента появляется новый опыт взаимодействия – вначале с терапевтом в кабинете и параллельно он начинает пробовать себя и за пределами психотерапевтического пространства – в своей жизни, и получает первые реакции из мира на обновлённого себя – и, конечно же, он рад своим первым успехам, что способствует стремлению познавать себя ещё глубже…

Умелое применение этих трёх терапевтических приёмов способствуют созданию и поддержанию терапевтического – рабочего напряжения и управления им, которое и двигает клиента на пути своего развития личности – расширения самосознания – пониманию, положительному отношению к себе самому и формированию адаптивных механизмов саморегуляции.

Примерно, как-то так.

Когда это иначе, это другая работа. Несомненно, у неё тоже есть своя ценность, каждый выбирает то, что ему нужно на данный момент своего развития.

Тематически связанные статьи:

Наша – динамическая психотерапия (подробно о целях на каждом этапе психологической работы в ЛО(Р)Пт, с обоснованием необходимого времени работы, направленность ЛО(Р)Пт на улучшение жизни человека, через расширение самосознания, что и даёт ему актуализироваться, реализовывать потенциалы своей личности и быть удовлетворённым, счастливым человеком) –

https://www.psyoffice.ru/article/dynamic_psychotherapy/

Условия личностного развития или «С кем поведёшься…» (для общего понимания - как формируется личность, и что ей требуется для реконструкции/восстановления) –

https://www.psyoffice.ru/article/who_lead/  

Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности (отличительные характеристики работы психотерапевта в ЛО(Р)Пт с клиентом в одном из 3-х компонентов – с эмоциональными переживаниями – не лишь для отреагирования, но и оценки потенциала и тенденций развития личности, масштаба и глубины разрушений в личности человека, вызванных болезненностью его переживаний и его возможности восстановления – какого времени и каких усилий будет стоить процесс реконструкции, развития личности и продвижения в работе в плане их понимания, большей осознанности клиента в целом) – 

https://www.psyoffice.ru/article/world_emotional_experiences/

Психотерапевтическое путешествие ЛОРП (кратко о ЛО(Р)Пт, о заключении контракта – формировании запроса, определении предмета терапии, других условий работы)

https://www.psyoffice.ru/blog/psychotherapeutic_journey/

 

 Анонсы предложений и текущие тематические публикации читайте в моём Instagram 



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • Как понять других через понимание Себя
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Через образ к чувствам клиента.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • Почему для меня как клиента психотерапия работает
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Считая себя, лишь «песчинкой в этом мире» – бойся сквозняков
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь