|
Через образ к чувствам клиента.Автор статьи: Оксана Алимова
Яичница с помидорами на завтрак и хорошее настроение, ну какая между ними связь? А какая связь между яичницей с помидорами и школьными каникулами? Для вас, может, и никакой, а для меня самая короткая – ассоциативная! Во времена моей школьной юности помидоры не продавали, как сейчас, круглый год, только летом, когда у школьников начинались каникулы. И сейчас, когда чувствую этот запах, вижу краски этого блюда, я могу вспомнить то ощущение легкости, свободы, красоты, веры в чудеса и светлое будущее, которые бывают только в юности. Когда прибегаешь с пляжа, бросаешь на сковороду помидоры, заливаешь их яйцами, перекусываешь и бежишь, спешишь жить дальше… В работе с клиентами я часто использую этот принцип ассоциативной связи. Мои помощники — это метафорические ассоциативные карты (МАК). Еще их называют проективными. Не у всех есть навык словами описать свои чувства. Многим легче передать свое состояние через метафору, через образ. Если чувства ребенка дисквалифицировались, обесценивались, запрещались или просто не назывались словами, то уже взрослому человеку не только трудно выразить себя, но и понять. «Мне плохо», «невыносимо», «я запутался», «я не понимаю, что со мной происходит», - иногда это все, что можно услышать от клиента, и всё, что он сам может понять о своем состоянии: Как сердцу высказать себя? Образ — это прямой путь к эмоциям, чувствам. Когда образ трансформируется в слова, то многое теряется, ценен сам образ. Через образ в обход рационального мышления клиенту часто легче выразить то, что он чувствует или чувствовал когда-то. МАК не предполагают однозначной трактовки, каждый «видит» свое. Нет правильных или неправильных ответов и интерпретаций. У каждого из нас было свое детство, свои близкие люди, которые нас окружали, мы делали раз за разом свои собственные выборы, у нас у каждого свои собственные раны, свои поражения и победы, свой опыт, свои бессознательные процессы. И картинки мы видим каждый свои, и в жизни и нарисованные на метафорических картах. И смыслами мы наделяем их, конечно, только своими. Важно понимать, что МАК это не гадание, это диалог клиента со своим глубинным, это прямой путь к бессознательному клиента. Я могу только помогать вопросами, организовывать и задавать направление в рамках нашей работы. МАК это мой инструмент, мои помощники, а не самостоятельные техники. За что я люблю этот инструмент? За его универсальность и доступность. За то, что карты помогают сократить путь от клиента к психологу и от психолога к клиенту. За то, что через образы и метафоры клиент может наладить диалог со своей внутренней сутью, со своей глубинной мудростью. За то, что карты, образы дают возможность конкретизировать и описать забытые эпизоды жизни, чувства, которые их сопровождали. За их диагностичность и терапевтичность. За экологичность и мягкость, за безоценочность и индивидуальный подход. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|