Неделя Самоорганизации: вопрос №4

Мотивация. Вроде бы уже столько всего написано, и про съедание слона по частям, и про внутренние ресурсы, и про маленькие награды после дел... Но все равно. Есть работа, сама по себе, абстрактно, деятельность мне нравится. Но процесс построен таким образом, что все время хочется сказать "да пошли вы", развернуться и пойти пить кофе... Много забиваю, много продалбываю. мне как-то становится все равно на результат: внедримся, не внедримся, какая разница.... вот как-то так.

Формулировка этого вопроса, предложенного мне на Неделе Самоорганизации, сама по себе уже даёт некоторые ключи к объяснению происходящего. Обратите внимание, уважаемые читатели: этот вопрос - не вопрос. Это описание и отчасти жалоба. Что нам это даёт? Это даёт нам возможность поговорить о первом факторе, влияющем на мотивацию в любой, абсолютно любой области деятельности. Этот фактор - поисковая активность, он же - отсутствие выученной беспомощности. Подробно разбираться с выученной беспомощностью в этом тексте мы не будем, потому что всё, что может быть полезного в тексте, имеется, на мой взгляд, вот здесь, в статье моей прекрасной коллеги Наталии Владимировны Солнцевой. Я только ещё раз сделаю акцент на том, что если надежда утрачена, а человек говорит "всё равно" и "какая разница", реанимировать мотивацию без восстановления поисковой активности и "лечения" выученной беспомощности будет очень сложно.

Допустим, мы разобрались с выученной беспомощностью и либо хотим улучшать ситуацию дальше, либо хотим, чтобы такая история с мотивацией больше не повторялась. На что ещё можно обратить внимание в данном случае? На то, что именно мотивирует данного конкретного человека в работе. Часто люди читают всякие полезные пособия по самоорганизации и целеполаганию, видят там методы решения проблем и применяют их к себе, практически не задумываясь о том, а какие, собственно говоря, проблемы имеются лично у них. Мотивация похожа на любимое комнатное растение (внимание! не на кактус!!!) Чтобы она работала хорошо, нам нужно постоянно заботиться о ней, проверять, как она себя чувствует, не обижает ли её кто-нибудь, обеспечивать ей адекватное питание и прочие условия. Чтобы выяснить, что вас мотивирует, а что - демотивирует, имеет смысл проделать следующее упражнение*.

Вспомните как можно больше ситуаций, когда вы чувствовали себя хорошо, бодро, радостно, и вам хотелось сделать что-нибудь хорошее/полезное/выгодное для себя и/или для мира. Лучше всего будет записать свои воспоминания (а ещё можно нарисовать их в виде комиксов, это немного снимет напряжение при решении задачи и увеличит наглядность). Затем письменно же (или в виде рисунков) ответьте на вопрос: что происходило перед тем, как вы стали себя так чувствовать? О чём вы думали? Если вы что-то себе представляли, то что? Что именно вас вдохновило? Затем вспомните и запишите (или нарисуйте) как можно больше ситуаций, в которых, напротив, вы были демотивированы. Проделайте то же самое, что и в первом заходе: вспомните причины, только на этот раз причины демотивации. Потом посмотрите на обе записи (или оба рисунка) одновременно. К какой области относятся ваши личные мотиваторы? А демотиваторы? У них одни и те же области или разные? Они связаны с отношениями (внимание, похвала, просто присутствие других людей)? Или, может быть, с наличием достижений? Может быть, вас мотивируют просто позитивные эмоции? А может быть, негативные (например, страх наказания)? Бывает и такое. Имеет ли для вас значение наличие смысла в том, что вы делаете? Посмотрите на свои записи ещё раз и оцените каждую из обнаруженных областей по силе воздействия на вас. Например, по десятибалльной шкале. Потом проранжируйте эти области в соответствии с теми оценками, которые они получили. Какая область заняла первое место среди мотиваторов? А среди демотиваторов? Может быть, это одна и та же область? Вы когда-нибудь задумывались, какую огромную роль эта область играет в вашей жизни? А может быть, пора задуматься? Попробуйте придумать пять реальных способов задействовать эту область в своей повседневной деятельности, например, на работе. Если вас сильнее всего мотивируют позитивные эмоции, придумайте себе пять реальных, действенных способов получать их ежедневно. Если достижения - подумайте, как обеспечить себе каждый день несколько маленьких, но приятных личных достижений. И так далее. Что касается демотиваторов, то их нужно по возможности исключить из своего окружения. Придумайте пять реальных способов оградить себя от воздействия каждого демотивирующего фактора или компенсировать его воздействие. После того, как всё придумаете, применяйте придуманное хотя бы в течение одной недели. Не сдавайтесь. И ваша мотивация обязательно потихоньку начнёт расти.

*Вдохновение и теоретическая основа для упражнения почерпнуты из книги Михаила Казанцева "Процветание. Пять элементов счастья".

Статья была написана в рамках Недели Самоорганизации. В течение Недели Самоорганизации любой читатель может задать мне вопрос в социальных сетях, на почту или анонимно на ask.fm. Вопрос может касаться любой из основных областей самоорганизации: тайм-менеджмент, финансовая дисциплина, здоровые привычки, работа с пространством и т. п. Я публикую этот вопрос у себя в блоге (разумеется, анонимно) и стараюсь дать на него максимально подробный, исчерпывающий ответ. Если у вас есть какие-нибудь собственные вопросы про самоорганизацию в любой сфере, я буду рада на них ответить. Спрашивать можно прямо тут, под статьёй, или в личных сообщениях.



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Неделя Самоорганизации: вопрос №1
  • Неделя Самоорганизации: вопрос №2
  • Неделя Самоорганизации: вопрос №3
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Задайте этот вопрос своему мужчине, если хотите лучшего отношения к себе
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Ответ на вопрос: "Как найти в себе сил жить?"
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • "Как не растрачивать себя по пустякам и не переживать из-за мелочей?" - ответ на вопрос
  • Повод может быть любой!
  • "Как научиться себя хвалить?" Ответ на вопрос
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • "Как планировать время, чтобы всё успевать?" - ответ на вопрос
  • Этот коварный вопрос "Почему?"
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь