|
Детская травляАвтор статьи: Кузнецова Маргарита Александровна
Рискну поднять непростую тему детской травли. Многие сталкивались. Сразу оговорюсь, что Вы не найдете здесь готового рецепта как же быть. Потому что его попросту нет. Написанное здесь направлено на расширение представлений об этом феномене, ведь очень часто некоторые важные вещи остаются за кадром.А как пользоваться этими знаниями, каждый выбирает сам. И еще. Предупреждая некоторую волну возмущения. Для меня спасательство и помощь ребенку, его защита - абсолютно разные вещи. Потому как последнее само собой разумеющееся. И да. Речь не идет о нездоровых детях и отморозках. Это другое. Одна из причин обращения к психологу - травля ребенка со стороны сверстников: его обзывают, не принимают, обижают, бьют. Естественно, что родители включают одну из своих главных функций - защитную. Убеждают ребенка, что с ним все в порядке, призывают не обращать внимания, разбираются с обидчиками, доходят до администрации, переводят ребенка в другую школу. Но ситуация чаще всего остается неразрешенной. Или теряет остроту лишь на время. И через время заходит на новый виток. И все начинается сначала. Почему? Давайте попробуем разобраться в некоторых особенностях этого феномена - травли. Первое, что нужно помнить, это то, что участников этого процесса гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Второе (вытекает из первого). Как я уже говорила, это естественно, что, когда ребенок попадает в беду, у родителя включается защитная функция. Но здесь важно понимать, что есть разница между защитой, помощью и спасательством. Чаще всего возрослые как раз и вваливаются в роль спасателя, игнорируя ситуацию "здесь и сейчас", которая включает в себя не только самого ребенка, его ощущения, чувства, мыли, желания, действия, но так же и окржающую среду. Когда человек начинает кого-то спасать, он автомаитчески делит ситуацию и ее героев на плохих и хороших. Надо отметить (просто отметить), что в жизни нет ничего "плохого" или "хорошего". Это лишь ярлык, оценка нашего ума, способ справиться с ситуацией. Оценивая ситуацию подобным образом, мы бросаемся защищать "хорошее" и боремся с "плохим". Заведомо проигрышная ситуация. Хотя бы из-за того, что в такой оценке много субъективности, ведь та, другая сторона тоже может считать вас "плохими". Монтекки и Капулетти. Участники этой драмы (и шекспировской и нашей с Вами) вызывают сочувствие. За выяснениями, кто лучше, кто прав, а кто виноват, проходит время, а ситуация и ее участники остаются без внимания и без изменения. Так давайте же уделим внимание ситуации и ее участникам прямо сейчас! Важно понимать и замечать следующие вещи. Включаясь в спасательство, человек (родитель) автоматически попадает в ситуацию созависимых отношений (видимо, не впервые). Т.е. попадает во всем известный треугольник Карпмана: агрессор-жертва-спасатель. попадая в этот треугльник, человек автоматически убавляет силу "жертвы" и опять-таки автоматически этой же самой силой наделяет "преследователя". А сам становится всемогущим спасателем. Иначинается бег по кругу: чем больше родитель спасает, тем больше ребенка преследуют. Попадая в треугольник, необходимо помнить, что это бесконечная игра: жертва становится преследователем (агрессором), спасатель может стать жертвой и т.д. Есть одна важная особенность треугольника: роль агрессора необязательно выполняет какой-то человек или группа, это может быть организация, обстоятельства и пр. Единственный способ выйти из этого треугольника - перестать спасать. Легко сказать, но нелегко сделать. Итак, третье. Попадая в треугольник созависмых отношений, человек перестает замечать, что же на самом деле происходит вокруг, его заботит основная идея - спасти. С ней он и контактирует, а не с тем, что и кто окружает в реальности. Перестает замечать свои чувства, чувства ребенка, перестает замечать, что ситуация складывается из множетсва разных обстоятельств. Поэтому для начала полезно разобраться, а что на самом деле произошло? С тщательностью Шерлока Холмса, не упуская ни одной детали. И может оказаться, что ребенок, которого преследуют, пошел в разрез с ценностями группы. наябедничал, не поддержал кого-то из членов группы, украл. И тогда, что бы вы не делали, пострадавшая сторона (группа) будет отстаивать свои ценности. Всеми доступными способами. Чем сильней давление, тем яростней будет отстаивание. Если ребенок причнил "ущерб", важно разобраться с его мотивами. Они могут быть вполне положительными. Если произошло столкновение ценностей (одним важно прогулять урок, другим - предотвратить это), то поддерживая это противостояние, ситуацию не изменить.. Здесь можно лишь с уважением относиться к ценностям и мотивам обеих сторон. Это довольно сложно (не упасть в обвинение одной из сторон), но единственный выход из ситуации. Четвертое. Что еще просиходит с участниками? Одержимые злостью, обидой, жаждой мести, взрослые и дети, перестают замечать, повторюсь, о том что на самом деле важно: о своих чувствах, мыслях, желаниях. Это в первую очередь касается родителей, т.к. все силы бросаются на спасение, а не на то, что нужно ребенку на самом деле. Вернее будет сказать детям. Всем детям - участникам конфликта. Что хотел? Что чувствовал, что замечал? Как реагировали другие? Нужна ли кому-то помощь? и т.д. Пятое. Алгоритм формирования и развития травли. Чаще всего травле подвергаются "новенькие". И изначально никто никого травить не планирует. Группа подходит к новенькому из интереса. "А чем он может быть нам инетерсен, чем полезен? Что за фрукт?" И если находит что-то интерсное, то контакт происходит. Иногда группа проверяет, опять-таки новенького, на "вшивость", проверяет его границы. С этой же целью. Настоящая травля начинается немного по-другому. Группа приближается к другому. если тот, другой, реагирует с интересом, то и группа реагирует так же. А если другой ни с того, ни с сего выражает испуг или агрессию, группа автоматически включается в этот процесс. Если другой убегает, его догоняют (он добыча), если агрессирует, его бьют. Это биологические модели поведения, присущие всем живым организмам. В школе я сидела на первой парте в среднем ряду и отлично помню, как заходили к нам в класс новенькие. Свою первую мгновенную реакцию. Вот заходит В.: чуб торчком, джинсы висят, рюкзак волочется по полу, взгляд приветливый, слегка шальной. И немного вызова. Моя реакция: тело мгновенно подавалась вперед, появлялось возбуждение, возникал интерес и нетерпение: как бы досидеть до конца урока??? А на перемене живая куча наваливалась на этого В. Куча вопросов, а дай потрогать, а что там на чужбине слушают и т.д. Через некоторое время становился своим в доску. И, может, даже выбивался в лидеры. Вопрос в том, почему одни дети реагирует со страхом или агрессией (тот же страх, только наоборот), а другие нет? Все дело в опыте, который к тому моменту приобрел ребенок. Если ему хорошо известна роль жертвы, то при малейшей угрожающей (даже мнимой) ситуации, он будет реагировать страхом (убегать, замирать, нападать). И это необязательно опыт проживания травли ровесниками. Это может быть и домашнее (не всегда физическое) насилие, которое выражается в целом ряде особенностей взаимодействия с ребенком: - прямое физическое насилие; - манипуляции (угрозы, шантаж, подкуп, истерики, образование коалиций); - игнорирование наличия внутреннего мира ребенка и его особенностей "не обращай внимания", "это пустяки", "они плохие"); - эмоциональная инвалидизация ребенка, его ограничения ("не лезь!", "ты не справишься!", "дай я!"). Отдельный пункт во всем этом - самооценка ребенка. Это отдельная история (см "(Не)детская самооценка"). Тема, конечно, сложная, запутанная. В два счета ее не изменить. Надеюсь, написанное может помочь чуть-чуть в этом разобраться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|