Цена успеха. Комментарии психоаналитика

Почему кто то всегда (или почти всегда) достигает поставленных целей, а кто то не может закончить самое элементарное начатое дело?

Проблема известная и широко распространенная. Попробуем взглянуть на нее с психоаналитической точки зрения.

Цена успеха Комментарии психоаналитика

Прежде всего, введем понятие Идеального Я. Это представление человека о том, каким он хотел бы стать в результате реализации своих возможностей.  А Я-Реальное – это то, каким человек видит себя на сегодняшний день. Несложно догадаться, что чем сильнее разрыв между Я-Реальным и Я-Идеальным, тем человек несчастнее, тем большим неудачником он себя чувствует. То есть, Я-Идеал – и есть успех человека, так как он сам его понимает.     

Откуда берется, как формируется Я-Идеал? Когда ребенок рождается, то первые месяцы его жизни – это фаза всемогущества. Подумайте сами – это крошечное беспомощное существо повелевает всем миром! Ведь его мир – это мама. А мама целиком сосредоточена на том, чтобы удовлетворить потребности малыша. Вот ребенок и чувствует себя великим – ведь стоит ему захотеть – и мама несет ему желаемое. Грудь, полную молока, сухие пеленки, объятия…  Ребенок испытывает «океаническое» чувство, ему кажется, что его возможности безграничны. Потом он немного подрастает и в дело вступает Слово Отца.



Да, да – это отцовская функция – объяснить ребенку, что можно, что нельзя, что необходимо, а что нет, что возможно и что недостижимо в реальном мире. Океан Всемогущества сталкивается с ограничениями реальности, входит в берега структуры, созданной отцом. Этот процесс называется символической кастрацией, он сменяет фантазии о безграничном величии на достижение возможного и смирение перед недоступным. Я-Идеальное и есть граница между желаемым и возможным, достаточно далекая, но достижимая.

Из этих ограничений и требований реальности, озвученных Отцом, символизированных им, начинает  формироваться наше СуперЭго – свод норм правил и законов, которые налагает на нас общество, жизнь в социуме. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.

Но у Супер Эго не только нормирующая, но и карающая функция. Оно не только создает правила и нормы, но и наказывает за их нарушения. В детстве нас наказывают родители, у взрослых карающий родитель  превращается в Совесть.



Получается, что наш успех, наше Я-Идеальное, должно быть одобрено, санкционировано СуперЭго.

Здесь важно вспомнить о существовании Эдипова комплекса и роли СуперЭго в его разрешении.

Эдипов комплекс – это ситуация развития ребенка, когда он формирует зачатки своей сексуальности, «тренируясь» на родителе противоположного пола, стремясь завоевать его, занять место родителя своего пола. Мальчик хочет жениться на маме, девочка – выйти замуж за папу… Это Эдипов триумф. Но на пути к нему встает разгневанный родитель своего пола, грозя наказанием, отстаивая свои права. Так СуперЭго ограничивает нас при прохождении Эдипова комплекса, побуждает отказаться от соблазнения родителя, найти себе более подходящий объект. Запрет на инцест жестко закрепляется в психике.



Однако прохождение Эдипова комплекса может быть очень  разным, и зачастую окончательного разрешения так и не происходит. И тогда влечение к родителю сохраняется в бессознательном и Эдипов Триумф остается главной его целью. А СуперЭго – вечным барьером к достижению этой цели. Очевидно, что в такой ситуации СуперЭго не допустит НИКАКОГО успеха. Просто потому, что блокируя самую крупную цель, оно автоматически перекроет все остальные, меньшие… И попытки достижения цели будут кончаться неудачами, проваленными экзаменами, утраченным интересом, делом, брошенным на полдороге.

         И ключом к успеху будет отказ от эдипального объекта, влечение к которому должно быть сначала осознано, легализовано,  а затем в терапии.

         Конечно, история, описанная в этой статье, не единственная причина, по которой мы мешаем себе побеждать. Есть еще «двойные послания» родителей, страх перед завистью, страх перед разочарованием… Семейные сценарии. Самонаказание. Но об этом уже в других публикациях…



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Открытие Эдипова комплекса и комплекса кастрации в психоаналитической теории.
  • Внутренний критик и Суперэго + видео.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Страх перед терапией: Вдруг мне не поможет - есть негативный опыт терапии. Ч.1
  • Страх перед терапией: Вдруг мне не поможет - есть негативный опыт терапии. Ч.2
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Инцест. Эдипов комплекс или запрет.
  • Мальчик или девочка? Осознание ребенком своего пола (глава из книги)
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Мама – это функция)) А ребенок?
  • Я люблю человека своего пола…(18+)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь