|
Какое у вас Алиби для ваших неудач?Автор статьи: Сергей Авдеев
Как-то ездил с шестилетним племянником (Илья) на рыбалку. Подарил ему маленький спиннинг и блесну для ловли щуки. Забрасывать спиннинг непростая наука, этому нужно учиться. Поэтому понятно, что у Ильи было много проблем с забросом блесны. Чаще всего она, либо на берегу оставалась, либо падала у самых ног, либо леска сильно спутывалась. Илья злился, ругался, уже готов был всё бросить. Я тоже злился (потому что не хотелось на него отвлекаться), но все же раз за разом подходил, объяснял, что он делает не так, как забрасывать снасть лучше, как правильно держать спиннинг, захватывать леску, размахиваться. Со временем немного стало получаться, особенно когда Илья все делал так, как я ему говорил. Злости стало меньше, потому что пришло понимание – всё получается, когда следуешь инструкциям. С рыбалки Илья вернулся довольным, хвалился маме, что научился забрасывать блесну в реку. Бывают и другие реакции взрослых на ситуации, когда у ребенка что-либо не получается. Например, просто говорят: «Ты делаешь неправильно, поэтому и не получается!», но не подсказывают, не ищут совместно варианты, как это делать лучше – правильнее. Когда ребенок сталкивается с тем, что у него что-либо не получается, он ищет этому объяснение. Если родители помогают разобраться в причинах и в том, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось, тогда у ребенка появляется понимание почему это случилось и что делать дальше. Если же взрослые не помогают понять и справиться с переживаниями неуспеха, то иногда ребенок сам находит, как все-таки осуществить задуманное. А иногда просто придумывает для себя объяснение, почему что-либо сделать нельзя (нет смысла, бесполезно стараться). В первую очередь, для того, чтобы ситуация прояснилась, а значит перестала быть болезненной. Но поскольку собственный жизненный опыт крайне мал, то и объяснение причин своих неудач обычно выходит наивно-примитивное. Например, у меня не получается, потому что я: Такие объяснения со временем могут закрепиться в виде устойчивых внутренних «решений» относительно своих способностей. Они становятся своеобразными Алиби (как писал Адлер), которые объясняют не только причины наших неуспехов, но и того, почему вообще не стоит начинать что-либо делать. Дальше мы с такими Алиби живем (у одного человека их может быть несколько), и с их помощью сами себе объясняем почему у нас что-то не получается, почему за что-то не стоит браться, на что вообще я способен. Если вы не верите в себя, в возможность сделать что-либо стоящее, для вас важное – посмотрите – как объясняете себе причины своих разных неудач, как обосновываете причины отказа начинать что-то новое, как оправдываетесь перед собой за отказ ставить для себя большие цели? Это похоже на то, какие вы себе в детстве давали объяснения? Если вы пассивны, чего-то хотите – но не двигаетесь с места – как объясняете себе это? Вероятно, у вас есть Алиби, которые в детстве помогали снимать болезненность от ситуации неуспеха, объясняли – почему не стоит даже начинать что-либо делать. Теперь, будучи уже взрослыми, вы продолжаете пользоваться своими детскими «решениями». Да, с одной стороны, они до сих пор помогают вам, но, с другой стороны, вы находитесь в «клетке» этих ваших «решений» принятых в далёком-предалёком детстве. Примеры Алиби: «У меня руки не из того места растут», Какими детскими решениями до сих пор руководствуетесь вы? Как насчет того, чтобы их пересмотреть? ___________ Для пересмотра детских решений, до сих пор влияющих на вашу жизнь, приглашаю на свой онлайн-курс (в Skype) «Изменение сценария своей жизни». Подробности на сайте Института Психотерапии Онлайн здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|