Динамическая группа доктора А.Е. Алексейчика.

                            Взгляд из круга.

                                             Дух психотерапии и обретение душевности.

                                                                    Д. Гончаров (Россия)

 

                                                                   Ибо,  где двое или трое собраны во имя  Мое,                                                                      там Я посреди них.

                                                                   Евангелие от Матфея. Глава 18, стих 20.

                                                                                     

                                                             «…чтобы прочно войти в сознание, идея должна

                                                             явиться человеку, словно собственное открытие».                                                              Вильям Джеймс.                                                                       

 

 

 

       Название темы пришло неожиданно через два дня после завершения семинара. Все уже позади. Но было и начало. А для меня вначале было слово, которое определил Александр  Ефимович  Алексейчик.  ДУША – это  то, что объединяет в единое целое все наши отдельные процессы. Именно это слово выделилось, как цель, вызвало и поддерживало постоянным мое стремление пройти групповую терапию. Ещё были напряжение и неопределенность, но - это значило, что происходит что-то важное, существенное. Классическое свойство хорошей терапии…

       Внешне все складывалось неплохо. Я спланировал  поездку на семинар, и она прошла успешно. Внутренне я  старался  ничего  не    загадывать вперед. Но как не загадывать?  Были   мысли,  чувства,  воспоминания, ожидания; мечты о моем другом будущем и все под сомнением. И была   уверенность: «Все будет хорошо». Когда  мое  эго  не соглашалось, Душа с любовью повторяла: «Все будет очень  хорошо». А когда становилось весьма трудно, я уже  всем телом  ощущал: «Все будет как всегда замечательно», но это потом, когда мы поедем по домам. А пока я боялся, не справиться, зная, что конкретно для меня путь в группу будет трудным.

       И вот уже первый день, и я осознаю то, что вытеснил, о чем искренне забыл. Прежде чем будет «все хорошо» придется потрудиться. Может быть, придется даже побыть в сильном тупике или на грани полезного отчаяния. Погружение…

       И вот уже труд начался.  Отбор в группу. Количество мест ограничено. Почему это так важно для меня? А как для других?  Что я ощущаю сейчас, во что верю? Конкуренция, которую выдают за духовность. Выгода, которую маскируют под  душевность. Может быть, это описание касается только меня? Я ловлю на себе несколько колючих взглядов. Они колючие только для меня? (Объективно или субъективно). Их слова говорят о доброжелательном отношении. Среди практикующих психологов и психотерапевтов не так-то просто определить реальное отношение к себе. Есть и те, кто выражается  определенно. Теперь становится ясно: «Я здесь пока только для себя. Кажется и многие тоже». Начинаю чувствовать себя  несправедливо отверженным большинством группы. Знать бы еще, что такое  справедливо? Чем я не угоден для них? Смутная догадка: «Просто нужно место для себя и для своих!». Усиливаю свою «паранойю» воспоминанием с прошлого семинара: «Мы не принимаем тебя в группу, а ты так настаиваешь, что хочется вызвать полицию». Так уж  и полицию? Зачем тогда приглашали?  И в чем мое преступление?  В том, что я, как и многие, здесь, хочу занять место в группе. Но неплохо бы разобраться, чья это агрессия? Только моя? И агрессия ли это? Чем же я могу угрожать? Почему меня игнорируют? В чем я другой? Чем я могу навредить? А чем я могу наверняка помочь? Знают ли они об этом? Какой я для них сейчас? Ощущаю свой опыт: «Я хочу, чтобы кого-то не было в группе только потому, что боюсь встретиться не с ним, а с собой, таким, каким бы мне не хотелось себя увидеть». Поэтому я молчу и готовлюсь к встрече с любым другим своим  « я»  через любого другого. Нет, сейчас все не совсем так, как тогда. Добрым голосом советуют, что для меня полезнее будет побыть за кругом и послушать, но все что нужно я уже слышу. Советчиков немного, и этот совет им бы наверняка подошел, но разве они  будут слушать, если им тоже надо занять место для себя «любимого». Однако согласен, что я не всегда чувствую, что мне полезнее, но не в этот раз. Вспоминается ироничная, но значимая реплика из зала: «Эгоизм это когда он больше интересуется собой, чем мной». (Смех. И я тоже смеюсь). Кто может решать, кому быть в круге, а кому нет? Уверен, что не всегда я.  А теперь я уверен, что не всегда и другие. Ощущаю раздельность, и  противостояние. В моем воображении все представляется как званный обед с табелем о рангах. Я ещё не вместе с ними. Это моя трудность не только здесь, но и в моей  большой жизни. Как же с ней справиться? Опыт прошлых семинаров подсказывает, что мы вместе, что мы «за», а не против. Но это только опыт, душевность едва пробивается. Кому я готов уступить? Сей вопрос от ума или от души? Пока все противопоставляется, и ни к кому нет доверия. Только сейчас понимаю, что я был не в одиночестве. Опыт прошлых семинаров усиливается, и вот я уже не просто готов уступить, но уже знаю, в чью пользу я это сделаю. Это не один человек, их несколько, полгруппы. Но встает только один и я готов уйти вместо неё,  скорее по чувству, чем по выгоде. Могу ли я верить себе сейчас? Так мало времени, чтобы понять, но достаточно, чтобы делать и я делаю. Действие уже невозможно отменить, а я становлюсь другим. У действия есть свидетели. Свидетель слева встает и готов уйти  «за», а не против. Ещё один свидетель, только справа, поднимается и уходит. Её действие я не успеваю оценить и понять, но она сделала важное для меня. Только сейчас задаю вопрос: «Что получила она для себя? Сколько задолжал я? И в чем мой долг?» Однако, ситуация отбора завершилась. Моей душевности не хватает, чтобы быть благодарным вовремя и адекватно. Понимание безнадежно отстает и на него уже нельзя положиться. Я все же благодарен. Найти способ выразить благодарность не успеваю, начинается другое действие.

Терапевтическая интенсивность как обещали. Опыт прошлых семинаров и этот семинар имеют общие черты. Это поток исцеляющих событий, это действия, ведущие к важным открытиям, изменениям и достижениям, это баланс Духа, Души и тела, который остается в Вечности. Эти  слова  имеют высокий уровень абстракции, и я не сразу смог их прочувствовать, но именно они выражают главный общий принцип происходящего здесь. Принять эти абстракции, наполнить их глубоким смыслом можно только через погружение и проживание. Особенным словом для меня сейчас является слово вечность. Моей         ценностью становится теперь то, что не обесценивается с годами. Вероятно, что есть и более высокий уровень, который я не осознаю, но пока я здесь не за этим.

          Идет сбор банка трудностей участников в кругу. Вряд ли это можно назвать передышкой. Этап формулировки своих трудностей является очень важным, ибо, куда корабль направишь, туда он и придет. Отмечаю, что на этой ступени я всем глубоко сочувствую, т.к. по себе знаю как это трудно. И  я благодарен тем, кто смело заявлял свои трудности, то, с чем бы и я хотел работать, но боялся  или не догадывался как это важно. Они были проводниками, указывая путь. Спасибо, Александру Ефимовичу, он как ведущий хорошо помог. В этот раз он смягчил мою формулировку трудности, и  мне стало яснее и легче. «Порт прибытия обозначен». Что ж  в добрый путь!

Первый день работы я остро ощущал свою трудность, но никак не мог найти  уместного промежутка для её предъявления. Были другие, и я был согласен, что это их, а не мое время. Все произошло спонтанно,  когда наступило время большой группы. Моя работа и пришедшая помощь лучше всего представляются мне через следующую дзенскую притчу-метафору, которая называется «Двери рая». Вот её  содержание.

        Настало время заинтересоваться душевным миром, добром и злом, и прошедший через много боев самурай Нобусиге пришел к учителю дзен Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.

-         Кто ты? – спросил его учитель Хакуин.

-         Самурай, -  ответил Нобусиге.

-         Это ты - самурай? – воскликнул Хакуин, - какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!

Взбешенный воин схватился за меч.

-         А? Так  у тебя даже меч есть,- продолжал старый учитель.- Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты никого не зарубишь.

Разгневанный воин с обнаженным мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнес:

-         Вот так открываются ворота АДА.

Эти слова ошеломили Нобусиге. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.

-         А  вот так открываются двери РАЯ,- сказал учитель.

           Все, что происходило в моей работе, не было ни дискуссией, ни провокацией, все было по-настоящему как в жизни только с большим опозданием лет так на двадцать-тридцать. Я был непреклонно уверен, что ад существует сам по себе и не зависит от меня. Ну, в крайнем случае, в этом явно виноваты другие, как в басне Эзопа «Стена и клин», в которой стена спрашивает у клина: «Зачем ты терзаешь меня?» А клин ей отвечает: «Это не я виноват, а тот, кто бьёт меня сзади!»  В тот вечер мне все же удалось увидеть, как приоткрылись ворота рая.  Я выражаю благодарность также тем, кто был со мной в одной лодке, которую я сам же и раскачивал. Это Робертас, Анатолий, Семен и Иоланта. Очень интересно как все было для них.

         Подвести итог этой работы можно  также  в метафорической форме. На этот раз мне представляется анекдот, который я услышал от Александра Ефимовича. Часть этого анекдота утверждает (очень показательно и понятно), что невротик знает, что дважды два это четыре, но он этим ужасно недоволен. У меня произошла глубокая душевная перемена, я  все также знаю, что дважды два это четыре, но теперь я этим весьма доволен. Механизм исцеления  мне представляется как чудо, но это хорошая терапия (заданный результат неслучайным образом). На данный момент я могу описать, происшедшее со мной в группе только через ощущения и образы, т. к. случилось многое за короткий промежуток времени и для его усвоения потребуется не меньше года. Но можно также заметить, но уже в бизнес-стиле, что проблема считается решённой, если за неё больше не надо платить. Спустя месяц  я  могу с легким сердцем сказать, что иногда ощущаю эту трудность, но для её решения мне не нужна посторонняя помощь.  А самый главный критерий, если сказать об  этом ещё раз заключается в том, что я потерял к ней интерес, и ощущаю возможным поступать совершенно иначе. Знаю, что наступит время, и я об этом просто забуду. А тогда я знал, что это ещё не все.

        Для описания дальнейшего подойдет ещё одно высказывание Александра Ефимовича, что живем мы на зарплату, а радуемся  на премию. Особенно, если она дается неожиданно.  Таким подарком была фраза Мартинаса, что он плюёт на образ Божий в себе. Как точно и по существу. Как часто  забывал я, на кого плюю, хотя делал это  в отношении, и себя, и других. Осознание этого совершенно меняет дело. Во истину не ведаем, что творим. А Мартинас это  тот случай, когда мне мой лучший путь показал  кто-то другой. Видимо слово другой и, правда, от слова друг.  Я  не сразу понял как это важно для меня, но Александр Ефимович включил меня в эту ситуацию и дал мне внешне не очень приглядное  задание. Я не очень уверен в этом, но мне показалось, что он мне состроил ехидную рожицу, когда инструктировал, что нужно делать. Такого оборота я ни как не ожидал, но спустя время и в очередной раз понимаю, что психотерапия это  лечение не только словом.  Через несколько часов и по своей воле я ощутил новый подход к своей жизни: «Не стоит плевать на образ Божий ни в себе, ни в других». Жизнь переменилась, когда переменился я сам. Сколько раз я слышал этот постулат, но настало время его прожить, а это не одно и тоже. Будет жаль, если в этом важном месте не все меня глубоко поймут. На многих психологических  семинарах бывают важные события, но без существенных душевных и поведенческих изменений. Возможно, что это перемены в мышлении, перемена чувств или вытеснение проблемы. Позже эти достижения становятся источником гнева и разочарований. Благодарю Бога за то, что не оставил меня в моей нужде и помог найти свой  путь здесь, среди этих людей. Лет тридцать я страдал от недоверия, порой даже к близким, и вдруг это недоразумение меня оставило. Я полон благодарности, я расслабился, но Александр Ефимович как  бы не настаивая, ставит ещё большую задачу: «А теперь надо доверять себе!». Внутренне обещаю себе, что буду этому учиться. Сколько раз я замечал проблему и обещал с ней поработать. Здесь все не так, здесь пришлось увеличить доверие к себе по случаю, а с достигнутым результатом поехать домой. Нет, я не стал самоуверенным, я просто стал различать, насколько можно доверять себе и как найти человека, с которым будет полезно свериться при необходимости. Я также стал чувствовать, кому доверять не следует, и при этом быть весьма довольным. Потом я оказался в ситуации, когда я захотел свериться о том, где я. Перепроверить себя с помощью других. 

        И вот тогда был анекдот про витязя на перекрестке трех дорог, опять от Александра Ефимовича, в котором главным смыслом оказалось, что если на месте стоять будешь, то прямо здесь по шее и получишь. А кто же будет спорить с народной мудростью?

           Выбор, похоже, у меня не закончился, выбор у меня длящийся. Удивлен сам, что соглашаюсь с такими непростыми вещами.

       По итогам семинара проводились измерения достигнутого. Математически в цифрах мои результаты  выглядели достаточно скромными, но внутренне я ощутил их как достаточно  большие. Теперь спустя месяц  достижений стало намного больше.

         Подводить итоги написанной работы было сложнее, за неё отвечаю я сам. Возможно, не все удалось, как хотелось, возможно, будут несогласные с моим видением, но дело сделано и у всего бывает завершение. Буду рад своим оппонентам, и буду ещё больше рад тем, кто оценит написанное как положительное.  Мне интересно, какое впечатление вызвала данная работа, назвал ли я вещи своими именами, удалось ли мне на бумажном носителе, за сотни километров быть вместе со всеми.       

            Обобщая все вышесказанное, могу утверждать, что статья показалась мне интересной. Многими местами в ней я весьма доволен, особенно эпиграфами. В них представлены Вера и Разум. Вера теперь на первом месте, а разум на втором и я этим тоже доволен. Поменялись не просто слова, поменялся порядок вещей. Дух психиатрии и психотерапии потрудился на славу.

 



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Почему все так? За что мне это?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Это все, что останется после меня...
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • «У меня все отлично», «Я сам во всем разберусь», «Это мое дело, не лезьте» лучшие фразы жизни.
  • Сколько ходить к психологу и что мне за это будет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь