|
Зависть: от шельмования к интеграцииАвтор статьи: Дмитрий Яким
Зависть - одно из самых интересных эмоциональных состояний. В зависти удивительно сочетание скрытности и могущества. Зависть напоминает слона, о котором принято не думать. Но влияние зависти на нашу жизнь огромно. Социолог Гельмут Шёк предполагает, что в констелляции мотивов стоящих за многими социальными процессами зависть занимает одну из самых важных ролей. Борьба за права человека, за равенство людей, революции, попытки "уравнять" людей в тоталитарных сообществах, соперничество разных социальных групп, различные характерные для нашего времени нарциссические черты были бы невозможны без зависти. В этом плане, пожалуй, нам нечем утешить тех людей, кто мечтает ее каким-либо образом искоренить. Ведь даже в самых тяжелых для человека ситуациях зависть дает о себе знать. По свидетельству Виктора Франкла, автора знаменитых воспоминаниях о жизни в концлагере, даже в нечеловеческих условиях существования заключенные продолжали завидовать друг другу. Франкл пишет, что, например, те, кто испытывал самые большие тяготы и лишения завидовали тем, кто мучался меньше. Например, тем, кто испытывал меньше телесных наказаний. Конечно, можно свысока смотреть на людей скрывающих свою зависть и осуждающих любое ее проявление, но в целом их вполне можно понять. В историческом смысле - это очень опасное чувство и желание его репрессировать вполне логично. И причина тому - страх. Ведь зависть нередко приводила к враждебности отдельных лиц и групп людей друг к другу. Пожалуй, в истории это происходило настолько часто, что зависть получила клеймо "плохого чувства", как в целом, скажем так, "в народе", во многих религиозных течениях и даже психологических школах. Попытки справиться с завистью также универсальны для разных времен и культур. С одной стороны, в прошлом веке стоит вспомнить отнюдь не самые положительные характеристики этого чувства у Мелани Кляйн в ее работе "Зависть и благодарность". Тот же Гельмут Шёк, с другой стороны, приводит в пример достаточно любопытные способы избежать враждебности вызванной завистью у одного из племен Гватемалы. Там, если в семье рождалось два сына подряд старшего брата избивали курицей до тех пор, пока та не погибала. Взрослые племени считали, что таким образом зависть и ревность старшего брата к младшему переходила к курице и погибала вместе с ней. Если же придерживаться того мнения, что плохих чувств не бывает и вопрос обращения с чувствами - скорее вопрос их интеграции, то ситуация становится интересной. Даже в житейском сознании есть попытки интегрировать зависть в виде такого представления как "белая зависть". "Я тебе завидую, но белой завистью", может говорить один собеседник другому как бы предполагая, что его чувства не предполагают враждебности - как агрессии в виде отношения, так и в виде поведения. Но, собственно, может ли зависть существовать отдельно от враждебности? Есть ли возможность делать ее не опасной, а вполне полезной? А может быть стоит поговорить о том, почему чувства сами по себе не бывают хорошими или плохими? Если кто-то еще не замучался читать и что-либо из этих вопросов вызвало любопытство, или что-то из текста выше не кажется самоочевидным или не вызывает бурю негодования - пишите пожалуйста. Думаю, остальное лучше родить в дискуссии, чем кидать уже в готовой форме. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|