Больше, чем эмпатия Часть 3 (перевод книги)

Продолжаю публикацию своего перевода книги Ричарда Эрскина "Больше, чем эмпатия". Глава 2 "Терапевтический опрос". Начало здесь https://www.psyoffice.ru/article/79308/ и здесь https://www.psyoffice.ru/article/79310/ 

 

 

Постоянное внимание к контакту.

Контакт между терапевтом и клиентом это контекст внутри которого клиент начинает исследовать свой внутренний опыт. В некотором смысле, «контакт между» это мост к «контакту внутри».

Терапевт, задавая вопросы, постоянно настроен на качество внутреннего контакта клиента, и приводит его увеличению осознания чувств, потребностей, воспоминаний, восприятия. Кроме того, задавая вопросы и получая ответы, терапевт стабилизирует контакт с клиентом. Два аспекта контакта внутреннего и внешнего переплетаются друг с другом и представляют собой топливо для  роста друг друга.

В отрезке работы с Шерил терапевт своими вопросами и комментариями приглашал ее к осознанию того, что думает, чувствует, делает, ожидает. И снова к тому, что нельзя отразить в печатной стенограмме работы, я обращаю внимание к теплоте невербальных коммуникаций  терапевта: тон голоса, выражение лица, жесты, поза, всё передает участие терапевта к внутреннему исследованию Шерил. Терапевт полностью открыт к ее реакциям и чувствам; и она открыта к контакту с собой настолько, насколько она готова. Это качество контакта возникает благодаря вопросам терапевта, которые основаны на уважении и интересе, что позволяет Шерил все глубже продвигаться в свой собственный опыт.

 

Расширяющееся осознание.

Независимо от того, что говорит клиент, существует множество интересных вещей, о которых можно спросить. Не особенно полезно пытаться выяснить все сразу, перескакивая с одного на другое. Но как же сделать так, чтобы процесс опроса был продуктивным, целенаправленным и еще при этом избежать того, чтобы не  вести клиента туда, куда клиент не хочет двигаться? Ответ является довольно прямолинейным: опрос может касаться чего угодно лишь бы пригласить клиента начать больше понимать и осознавать – себя и о свои отношения с миром.

Важный вывод этого принципа заключается в том, что часто процесс опроса не следует правилам этикета и обычной принятой в социуме беседы. Прямые и искренние (explicit and implied) вопросы, которые задавались Шерил, показались бы странными и неуместными в большинстве социальных ситуаций. Мы же обыкновенно не просим кого-нибудь оставаться со своим телом (и, полностью, рассказать нам о своем опыте) за чашкой кофе и не предлагаем рассказать, свернувшегося в клубок, человека к чему он готовится. Терапевтический опрос не обыкновенная беседа или даже обыкновенное решение проблем. Это процесс увеличения осознания себя и своих интеракций с другими.

Мало того, что терапевтический опрос значительно отклоняется от обычных социальных правил беседы, но также в опросе терапевт отказывается уходить в обсуждение внешних социальных деталей жизни клиента (it also refuses to be distracted by the social exterior presented by the client). Шерил в начале своей консультации стала рассказывать о случае, произошедшим с ней утром, в то время как она шла на сессию: она остановилась перед чьей-то кошкой и, вскоре, обнаружила себя за тем, что разговаривает с ней по-французски.

Сосредоточившись на внутреннем значении этой истории, больше чем на внешних деталях терапевт мягко вел Шерил к той части, откуда начался отрезок работы, рассматриваемый выше. В терапевтическом опросе последовательно спрашивается о том, что находится по другую сторону и ниже внешних социальных деталей. С историями «я сделал это, затем он сделал то………….» трудно иметь делать в том виде, в котором они выглядят изначально, довольно часто они взяты как замаскированные ссылки (замаскированные, возможно, даже от собственного осознания клиента) к глубоким чувствам, потребностям, надеждам и страхам.

Одно из наиболее сложных действий для начинающего терапевта это отложить в сторону все свои обычаи общаться. Мы уже ссылались на одно из традиций общаться: это ожидание, что вопросы задаются, для того чтобы получить объяснение на и так недвусмысленные ответы. Другая традиция, которая не подходит для процесса опроса это то, что один участник беседы старается быть комфортным для другого (one about making the other person comfortable). Хорошие собеседники это эксперты по тому, как поддержать процесс общения, так чтобы другой человек наслаждался им и хотел продолжать. Но цель опроса не в том, чтобы помочь клиенту чувствовать себя комфортно или укрепить их защиты или предоставить им приятный 50-минутный перерыв в течение дня. Исследование призвано помочь открыть им те вещи, которые они неспособны открыть самостоятельно. Открыть черты себя, которые могут быть неприятными для них или пережить чувства, мысли, которые могут их пугать, или быть весьма болезненными. В процессе исследования, содействие терапевтическому процессу намного важнее, чем социальные правила.

Как мы говорили раньше, интерес, уважение и готовность учиться у клиента поддерживает процесс опроса. Это позволяет нам приостанавливать привычные традиции общения и, тем не менее, иметь клиента, который рассматривает наши комментарии как безопасные и помогающие. Клиент руководит процессом; клиент решает, как далеко он желает войти в процесс исследования. Каждое новое понимание увеличивает контакт и приглашает клиент сделать следующий шаг; приручить еще одну частицу себя. Исследование является ядром терапии и ведет процесс, но все же оставляет клиента свободным выбирать свое направление.

 

Техники опроса

До этого времени мы просто описывали процесс опроса, его цель и характеристики. Сейчас настало время поговорить, о том, как это осуществить.

 

Контракт.

Основной принцип уважения к клиенту состоит в том, чтобы ничего не делать без согласия и альянса (cooperation) с клиентом.  Это означает, что клиент должен согласиться с намерением терапевта и должен по существу заключить контракт с ним, о том, что он будет работать с ним вместе. Каждый момент терапии, каждая транзакция между терапевтом и клиентом происходит в контексте терапевтического контракта (Штайнер 1974). Кроме того, контракт может быть пересмотрен в любой момент; здесь должно быть четкое понимание, что клиент или терапевт могут замедлять процесс, спрашивать, что происходит в данный момент, или прояснять и точно настраивать процесс. Работая с клиентом, а не на клиента мы делаем его партнером в терапевтическом процессе. Сопротивление и тупики становятся проблемами, которые решаются совместно (Safran и др., 1990). Чувство силы и контроля у клиента возрастает, и вместе с ними возникает чувство безопасности и готовность рискнуть (Basch, 1988).

В этом случае важным аспектом опроса является исследование того, как разворачивается процесс терапии для клиента (Mendelson, 1972). Неявно мы спрашиваем клиента: «Это работает? Будет ли нормально, если мы будем исследовать это? Как вы думаете, работа, с чем будет лучше для вас?».

 В следующем отрезке работы, Дэн описывает свои отношения с отцом. Дэн становится все более осведомленным о том, насколько старые образцы поведения, что возникли в тех отношениях, влияют на его способность контактировать в настоящем времени. Терапевт убеждён, что для клиента будет полезно повторно пережить старые отношения для того, чтобы полностью осознать их. Но, спросив у Дэна о том, что бы он предпочел, терапевт следует за ним в другом направлении.

 

Терапевт: Действительно ли важно это для вас, что вы рассказываете эту историю мне? Или, может быть, было бы полезнее, рассказать эту историю непосредственно ему? Или вы бы предпочли, чтобы я рассказал эту историю ему?

Дэн: Я не знаю. Мне нужны вы, чтобы это узнать. Я так думаю.

Терапевт: Я понимаю. И я хотел увидеть, в чем еще вы еще нуждаетесь. Хотите ли вы услышать, то, что я знаю? (Дэн кивает). Так вот, я думаю, что вы нуждаетесь во всех трех вариантах. Я хотел просто проверить, есть ли у вас предпочтение среди них. Но так как вы не определились, вы можете продолжать рассказывать историю мне.

 

Позже на сессии, Дэн самостоятельно и комфортно движется к воображаемому диалогу с отцом. Он сделает это тогда, когда он будет готов к этому, а не тогда когда терапевт решит. При пересмотре контракта, терапевт предлагает, сигнализирует, что он готов, к подобного рода работе, но клиент сам решает, будет ли эта работа и когда она произойдет.

 

Никаких допущений

Опрос начинается с допущения, что терапевт ничего не знает о внутреннем опыте клиента. Легче сказать, чем сделать! Все мы имеем тенденцию предполагать, что другие будут реагировать на ситуации, таким образом, как мы сами бы реагировали. «О, очень жаль!» или «Или ты, должно быть, был в ярости» это обычные наши реакции на истории друзей о себе. Такие ответы отражают нашу эмпатию, сочувствие; они основаны на том, что мы ставим себя на место своего друга и знаем, как бы мы себя чувствовали. Большинство терапевтов обучается делать подобного рода вещи как часть «активного слушания».  Часть нашего обучения заключается в понимании того, что мы преуспели бы больше, если бы не использовали эту технику, поскольку мы обучаем совершать исследование больше чем просто эмпатийно.

Допущения могут сорвать процесс опроса, по крайней мере, двумя способами. Первое, что  если «эмпатичный» ответ терапевта сильно отличается от внутреннего опыта клиента. Например, сказав «это разозлило вас» или «вам стало грустно от этого» когда клиент ничего не чувствовал из этого, вы оставляете клиента с неопределенным чувством, что его ответ был какой-то странный, неправильный или ненормальный. Что ему остается? Поправлять терапевта? Это довольно неудобно. Двигаться дальше с интерпретацией терапевта? Он не будет чувствовать себя хорошо также. Может быть, изменить предмет разговора и поговорить о чем-то еще; этот терапевт очевидно не понимает меня слишком хорошо.

Даже если терапевт оказался прав это преуменьшает главную цель опроса (Sullivan, 1953). Высказывая допущение, вы тем самым дает клиенту понять, что вы поняли его. И клиенту больше ничего не нужно объяснять; терапевт все понял. Но терапевт в действительности не понял – полностью, окончательно. В том отношении, которое имел в виду клиент.  Исследование чувств и смыслов похоже на снятие кожицы с лука: каждый раз появляется новый слой. Опрос предназначен для того, чтобы очищать те слои, где каждый ответ приводит к новому уровню осознания. Ни терапевт, ни клиент не знают, что принесет следующий слой…………………………….

Это не предполагает, что мы не настраиваемся эмоционально реагировать на клиента или что мы игнорируем его невербальные сигналы, которые он посылает нам. Эмоциональное реагирование и невербальные сигналы клиента есть фандаментальные аспекты коммуникации между терапевтом и клиентом и контакта(Cashdan, 1988; Bellas, 1979, 1987; Berne, 1961). Мы используем их, все-таки для того, чтобы формулировать скорее вопросы, чем ответы. Не «Вы, должно быть, были разъярены», а, скорее всего «Вы выглядите раздраженными прямо сейчас. Что вы чувствуете?» или «Выглядит, так что это происшествие было очень значимым для вас» с тоном голоса и паузой, которые поощряют клиента говорить об этом значении. Если ответы клиента на эти явные или неявные вопросы продолжают подтверждать наше ощущение, что мы имеем одинаковые с клиентом реакции, то стоит разделить это ощущение (как мы увидим в более поздних главах, знание о том, что терапевт имел похожий опыт может иногда быть очень полезным и значимым для клиента). Но мы всегда заботимся о том, чтобы пригласить клиента к дальнейшему исследованию……….

Вот другая короткая выдержка из работы с Дэном. До первого отрезка, представленного выше, Дэн и терапевт на сессии говорили о докладе, который Дэн написал для конференции. Терапевт говорил о своем собственном интересе к докладу и заметил выражение дискомфорта на лице у Дэна. Заметьте, как оба вопроса терапевта следуют за исследованиями Дэна себя и приглашают его сделать следующий шаг без какого-либо предложения, каким это шаг должен быть:

 

Терапевт: Я помню, как я, будучи очарованным им…. (Дэн хмурится) Что происходит внутри, Дэн?

Дэн: Все виды оскорбительных выпадов. О, том, что это не очень хорошо работало. И я не уверен применимо ли это и все в таком роде.

Терапевт: И что делают эти оскорбительные выпады? «Это не очень хорошо работало», «это совершенно неприменимо» и все в таком роде. Они мотивируют тебя или останавливают?

Дэн: Они уменьшают мое удовлетворение. В чем-то это и хорошо. Только ослабляется удовольствие. Оно всегда притупляется.

 

В продолжении терапии, Дэн открывает смысл этого «притупления». Это приводит его к воспоминаниям о взаимодействиях с его отцом, в которых реакция отца «притупляет» удовлетворение и удовольствие Дэна, и подготавливает для него почву для возникновения автоматического ослабления энтузиазма, направленного на достижение успеха.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Терапевт делает интервенцию «для себя»
  • Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Проблема «не того клиента»
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь