|
На благо клиента все инструменты хороши. Арт-терапияАвтор статьи: Полина Васильева
Вводная информация. Женщина, Ж., 30-35 лет, ребенок с тяжелым генетическим заболеванием. Это была пятая встреча с запросом. Последняя закончилась моим предложением провести арт-терапевтический сеанс, который описан в этой статье. Встреча началась с обсуждения текущего состояния: настроение, готовность работать и получилось ли использовать упражнение для контроля эмоций во время всплеска. Коротко об упражнении: когда клиентка начинает закипать и сердиться на ребенка, необходимо начать напоминать себе о том, что сейчас она сердится на его болезнь (или состояние, которое не изменить). -- За всю неделю я ни разу не позволила себе одернуть или стукнуть ребенка. Один раз была ситуация, когда хотелось "наорать". (Мое прим.: привычным образом отреагировать на раздражающую ситуацию).Ж. уточнила, что мысль о том, что сейчас она сердится на болезнь, помогала переключаться с эмоций на решение ситуации, вызвавшей сильные отрицательные эмоции. Единственное, что её беспокоило, это то, что разделение болезни и самого ребенка происходило после того, как она успокаивалась. -- Я ловила себя на мысли, что это болезнь плохая, а он хороший. Сегодняшняя работа была направлена на принятие неотделимости ребенка и его болезни. Также у меня возникали сомнения относительно чувств, которые стали триггером всплеска. Ж. часто озвучивала злость. Но то, каким образом было описано предшествующее всплеску состояние, а также образ жизни клиентки, натолкнуло меня на мысль проверить ещё одну гипотезу: что, если основой для злости стала нетерпимость, неприязнь или даже брезгливость к некоторым проявлениям болезни? Итак, арт-терапевтическая часть встречи с Ж. началась со знакомства с материалом. Мною был выбран цветной кинетический песок: красный, синий, зеленый и желтый. Также была обозначена проблематика: отношение к болезни и к ребенку. Ж. сразу взяла в руки материал желтого цвета, слепив из него округлую форму. На мой вопрос, что сейчас она чувствует, получила сильные эмоции, Ж. не могла сдерживать слез. -- Это мой малыш, мне хочется его согреть, держать в ладони и не отпускать. Затем она смешала зеленый и синий песок. Сразу рассказала, что это её представление о болезни. -- Она холодная, жесткая, неприятная. На мою просьбу смоделировать ребенка и болезнь, Ж. стала оборачивать желтый комочек в сине-зеленую массу. -- Мой малыш там внутри. Тяжело это переживать сейчас. Снова сильный всплеск и слезы. Мы на минуту остановили работу, необходимо было восстановить дыхание клиентки и способность работать дальше. Затем я предложила сделать с материалом первое, что придет в голову. Ж. сказала, что хочет отделить болезнь от ребенка, и начала снимать кусочек за кусочком слой болезни. -- Как бы я ни старалась, вместе со слоем болезни отрывались и кусочки сына. Это просто ужасно. Опыт отделения во время арт-терапии показал, как попытка разделить болезнь и ребенка в жизни может привести к потере восприятия части личности ребенка. После того, как отделение завершилось, Ж. решила поработать с желтым комочком. -- Я все пытаюсь сделать из него человечка. А он разваливается. Наверное, ему лучше в виде комочка. Эту метафору мы тоже перенесли в жизнь. В том состоянии, в котором находится ребенок Ж., попытки сделать из него условно "нормального", здорового, останутся, скорее всего, безуспешными. После чего желтый комочек обрел комфортную для себя форму. Т.к. нам необходимо выявить чувства к болезни, я попросила Ж. вернуться к сине-зеленому песку. Показательно, на мой взгляд, что клиентка не брала его в руки, а кончиками пальцев уминала по столу. -- Что чувствуешь? -- Она холодная. Твердая. Я не хочу её касаться. -- Так ты с ней не подружишься. (Мое прим.: здесь имела ввиду, не сможешь узнать лучше). И посмотри, там есть частички желтого. -- Вот от этого проще как-то становится, что там есть его часть. Ж. взяла в руки и начала разминать. -- А вообще, я хочу ее ударить. -- Ударь. К слову, сама я весь сеанс сминала кусочек материала, а тут со всей силы бросила его на стол. Клиентка повторила за мной. -- И сильно так ее сжать хочу! Сжимаем каждая свой кусочек. Обращаю внимание Ж. на свойство песка, становиться плотнее при сжатии. Такая способность фракций помогло создать еще одну метафору для работы. -- Когда я злюсь, его болезнь будто сильнее меня становится. После этого пришло время воссоединить желтый комочек и сине-зеленую массу. -- Как ты себе это представляешь? -- Я не могу снова завернуть его в это. Ужасно. Просто ужасно. -- Ж., твоя первичная модель больше напоминает яйцо: в центре желток, сверху скорлупа, которую можно очистить, будто у твоего ребенка просто гипс. В реальности его болезнь... -- Это его состояние. Понимаю. Ж. начинает добавлять зеленый песок в желтый комочек. И плачет. -- Ты не должна делать это сразу. Ты можешь добавлять постепенно. Спустя какое-то время у Ж. в руках оказывается большой желтый комочек с зелеными разводами. -- Он даже какой-то красивый стал. Необычный. Не просто желтый, а своеобразный. -- Что бы с ним ни происходило: иногда зеленого будет больше, иногда желтого. И всегда он будет разный. Мне даже показалось, что она любовалась им. Решаю завершать сеанс. -- Что бы ты хотела сейчас сделать с ним? -- .... (не выпуская из рук) -- Знаешь, я хотела предложить тебе забрать его с собой. -- И что я буду с ним делать? -- Например, когда чувствуешь злость, доставай его, чтобы помять. Смотри на новые узоры. И вспоминай о том, что мы тут говорили, делали, о твоих чувствах. -- Да, спасибо. Протягиваю подготовленный зип-пакетик. -- Он же может помяться в сумке. -- Ж., ты сильно расстроишься, если он помнется? -- Да! -- Тогда возьми контейнер. Освобождаю из-под песка контейнер и обмениваю его на пакетик. -- Спасибо!! Бережно кладет комочек в контейнер, а его в сумку. До конца сеанса остаётся несколько минут, и всё это время Ж. поглядывает на сумку. Во время закрытия сессии обращаю внимание на одну деталь. -- Ж., что ты чувствовала, когда тыкала пальцем зелень? -- Мне было неприятно. Есть такое чувство, неприязнь? -- Конечно, есть. К некоторым проявлениям болезни мы испытываем неприязнь. Это нормально. И я считаю, что основой твоей злости стала именно неприязнь к некоторым проявлениям болезни сына. -- Брезгливость. Еще брезгливость. -- Возможно, что даже брезгливость. И это тоже нормально. При всей любви к малышу, ты вполне можешь испытывать брезгливость к проявлениям его болезни. Ты не заставишь себя полюбить то, что тебе неприятно. Это и не нужно. Обсуждаем еще недолго сеанс, его необычность. Ж. благодарить за встречу. Договариваемся встретиться через неделю в это же время. Прощаемся. Публикуется с согласия клиента. Спасибо. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|